1895. государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
На создание этого исторического полотна
Сурикова вдохновили легенды и семейные предания,
услышанные в детстве. Художник вырос в атмосфере
почитания славного прошлого сибирских казаков,
поэтому тема картины была очень близка
художнику.
Донские казаки под предводительством Ермака
выступили в поход против хана Кучума, разбойные
набеги которого наносили огромный ущерб
русскому населению Сибири. В походе небольшому
отряду Ермака предстояло преодолеть множество
препятствий, например тяжелый переход через горы
Урала, но казаки справились со всеми трудностями
и одержали победу над Кучумом. Столица
сибирского хана была взята, и завоеванная
территория отошла под власть русского царя.
Таким образом, с походом Ермака открывается
новая страница истории Сибири как части русского
государства. Художник запечатлел решающую битву
между отрядами Ермака и Кучума, произошедшую в
октябре 1581 г.
Суриков работал над картиной четыре года. За
это время он посетил места, связанные с историей
Ермака, написал множество этюдов, искал и находил
интересные типажи среди казаков и сибирских
крестьян. И в этом огромном полотне художник не
изменил своему принципу — в пространстве
исторической картины, иллюстрирующей события
далекого прошлого, он изобразил реально
существующих людей.
Несмотря на то что картина принадлежит к тому
же жанру, что «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня
Морозова», она имеет очень существенное отличие.
«Покорение Сибири Ермаком» — батальный сюжет, он
не предполагает раскрытия глубины
психологических конфликтов, как это было в более
ранних произведениях. Но в то же время сцена
битвы не может не быть драматичной. Ощущение
драматизма Суриков мастерски создает не только с
помощью композиции, жестов, но и благодаря
колористическому решению — сочетанию общего
тяжелого, свинцового колорита с отдельными
яркими цветовыми пятнами.