Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

Предшественники

Первые уроки рисования Василий Суриков получил в Красноярске у Н.В. Гребнева. К экзаменам в Академию художеств Суриков готовился в школе Общества поощрения художеств в Петербурге у педагога М.В. Дьяконова. В Академии художеств молодой живописец получил высокопрофессиональную подготовку у наиболее талантливого педагога — П.П. Чистякова, который большое внимание уделял проблемам формы и композиции. На масштабность последующих замыслов Сурикова оказал влияние новый подход к постановке исторической темы, за который боролись в стенах академии профессора Н. Ге(2) М. Клодт(5). Они предложили, чтобы соискателям на медаль был задан не сюжет, а широко обозначенная тема: “Столкновение двух элементов — христианства и язычества — во времена Владимира”

(1).

Из современных художников Суриков больше всего ценил А.А. Иванова(1) за масштабность исторического мышления, монументализм и бесценные уроки пленэра. В своих исторических полотнах он обобщил опыт художников русской школы реалистического направления и синтезировал достижения национального пейзажа, бытового жанра и портрета.

(2)

С западноевропейским современным и классическим искусством Суриков познакомился непосредственно во время своих путешествий в Германию, Австрию, Францию, Италию и Испанию. С большим уважением он относился к творчеству Бастьен-Лепажа, Добиньи(4), Вайсона и Э. Мане(3). Старые венецианские мастера были для Сурикова непререкаемыми авторитетами в области колорита (ср. колорит “Утра..” — до поездки в Италию и “Боярыни…” — после), а Д. Веласкес — в области исторического жанра (ср. систему взглядов в “Менинах” Веласкеса и полотнах Сурикова, эпичность замысла, воплощение идеи коллективного портрета сословия, отсутствие враждебности к противостоящей стороне в “Сдаче Бреды” и “Покорении Сибири Ермаком”).

(3)

Большую роль в творчестве Сурикова сыграли детские впечатления и воспоминания, семейные традиции и традиции малой родины — Сибири. Эти вопросы представляют особый интерес и являются отдельной проблемой глубинных процессов формирования личности художника. Историческая концепция Сурикова сложилась и под влиянием революционно-демократической публицистики и историографии, и под воздействием традиций великой русской литературы, начиная с А.С. Пушкина и кончая Л.Н. Толстым. Большое значение имела общая атмосфера увлечения проблемами отечественной истории, которая охватила художников (В. и А. Васнецовы, И. Репин), композиторов (М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков) и писателей (Л. Толстой) во второй половине ХIХ века.

(4) (5)

Последователи

В лице Сурикова русская художественная историческая школа заявила о себе на мировом уровне. Все русские художники, впоследствии обратившиеся к исторической теме, так или иначе соотносились с творчеством Сурикова. В этом ряду находятся такие мастера, как А. Васнецов, М. Нестеров(6), С. Иванов, А. Бенуа(7), Е. Лансере(8), В. Серов. По мощи и драматизму исторической концепции Сурикову сродни творчество П. Корина (“Русь уходящая”).

(6)

(7)

(8)