Первые уроки рисования
Василий Суриков получил в Красноярске у Н.В.
Гребнева. К экзаменам в Академию художеств
Суриков готовился в школе Общества поощрения
художеств в Петербурге у педагога М.В. Дьяконова.
В Академии художеств молодой живописец получил
высокопрофессиональную подготовку у наиболее
талантливого педагога — П.П. Чистякова, который
большое внимание уделял проблемам формы и
композиции. На масштабность последующих
замыслов Сурикова оказал влияние новый подход к
постановке исторической темы, за который
боролись в стенах академии профессора Н. Ге(2) М.
Клодт(5). Они предложили, чтобы соискателям на
медаль был задан не сюжет, а широко обозначенная
тема: “Столкновение двух элементов —
христианства и язычества — во времена
Владимира”
(1).
Из современных художников Суриков
больше всего ценил А.А. Иванова(1) за масштабность
исторического мышления, монументализм и
бесценные уроки пленэра. В своих исторических
полотнах он обобщил опыт художников русской
школы реалистического направления и
синтезировал достижения национального пейзажа,
бытового жанра и портрета.
(2)
С западноевропейским современным и
классическим искусством Суриков познакомился
непосредственно во время своих путешествий в
Германию, Австрию, Францию, Италию и Испанию. С
большим уважением он относился к творчеству
Бастьен-Лепажа, Добиньи(4), Вайсона и Э. Мане(3). Старые
венецианские мастера были для Сурикова
непререкаемыми авторитетами в области колорита
(ср. колорит “Утра..” — до поездки в Италию и
“Боярыни…” — после), а Д. Веласкес — в области
исторического жанра (ср. систему взглядов в
“Менинах” Веласкеса и полотнах Сурикова,
эпичность замысла, воплощение идеи
коллективного портрета сословия, отсутствие
враждебности к противостоящей стороне в “Сдаче
Бреды” и “Покорении Сибири Ермаком”).
(3)
Большую роль в творчестве Сурикова
сыграли детские впечатления и воспоминания,
семейные традиции и традиции малой родины —
Сибири. Эти вопросы представляют особый интерес
и являются отдельной проблемой глубинных
процессов формирования личности художника.
Историческая концепция Сурикова сложилась и под
влиянием революционно-демократической
публицистики и историографии, и под воздействием
традиций великой русской литературы, начиная с
А.С. Пушкина и кончая Л.Н. Толстым. Большое
значение имела общая атмосфера увлечения
проблемами отечественной истории, которая
охватила художников (В. и А. Васнецовы, И. Репин),
композиторов (М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков)
и писателей (Л. Толстой) во второй половине ХIХ
века.
(4) (5)
Последователи
В лице Сурикова русская
художественная историческая школа заявила о
себе на мировом уровне. Все русские художники,
впоследствии обратившиеся к исторической теме,
так или иначе соотносились с творчеством
Сурикова. В этом ряду находятся такие мастера,
как А. Васнецов, М. Нестеров(6), С. Иванов, А. Бенуа(7), Е.
Лансере(8), В. Серов. По мощи и драматизму
исторической концепции Сурикову сродни
творчество П. Корина (“Русь уходящая”).