Великий Новгород — один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в древнерусской летописи в 859 году, по праву может называться и сегодня городом-памятником, сохранившим неповторимый архитектурный стиль и историю особого жизненного устроения, тяготевшего к независимости, свободе и соборности.
Первые сведения о Великом Новгороде относят время его возникновения приблизительно к VI в., когда здесь, в окрестностях озера Ильмень, поселились славяне «и сделаша град, и нарекоша его Новгород». Современные археологические факты позволяют предполагать, что город возник как столица огромной территории от Чудского до Белого озер, населенной несколькими народностями. В черте города оказалось несколько «концов» (поселков) славянских и угро-финских племен. Сохранились названия этих «концов» с XI века: Славенский, Людин, Неревский, позднее к ним добавились Плотницкий и Загоредский.
Киевская Русь. Начало XII в.
Великий Новгород расположился вблизи важнейшей в те времена торговой магистрали Восточной Европы — так называемого пути «из варяг в греки». Система рек и озер соединяла Балтийское море с Черным на знаменитом торговом пути, в котором возможности водного передвижения сочетались с «волоками», которые представляли собой использовавшиеся для волочения судов водораздельные участки между верховьями двух близко сходящихся в своих истоках рек. Такое удобное для торговли расположение позволило Великому Новгороду стать одним из крупнейших городов Европы, с развитыми ремеслами и торговыми связями. С конца X века Великий Новгород становится вторым по значению центром Киевской Руси.
Именно с историей этого города связаны важнейшие политические изменения в жизни наших предков, приведшие к образованию Древнерусского государства с династией Рюриковичей. Это новгородцы пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика. А в 882 г. его родственник (принято считать — племянник) Олег совершил поход на Киев, захватил и объединил обширную территорию, по которой проходил путь «из варяг в греки». И в последующей истории Великий Новгород чаще всего оказывался тем городом, поддержка которого обеспечивала победу претендентов на киевский престол. Отсюда в 980 г. князь Владимир (будущий равноапостольный князь Владимир, или Владимир Святой) начал свой поход за власть, осадил занятый его братом Ярополком Киев и овладел им. Ярославу Мудрому пришлось обращаться к новгородцам за помощью в борьбе со Святополком Окаянным, и 40 тысяч новгородских ратников силой оружия посадили князя Ярослава на киевский престол.
Однако уникальность исторического опыта Великого Новгорода связывается, прежде всего, с особым и довольно длительным политическим устроением жизни новгородцев — республикой. Это был крупнейший город-государство, где не существовало правящей династии. С XII в. здесь утверждается боярская республика, с самобытным «вечевым» управлением — политическим устройством, важнейшие государственные дела которого решались на городском собрании — вече. В это время в других городах и княжествах Древней Руси управление осуществлялось князем, воля которого представляла собой закон.
(Подробнее об истории Великого Новгорода см. в статье «Новгород в князех волен» на с. 20.)
Высокая культура Великого Новгорода составляет одну из самых ярких страниц в истории Отечества, представлена в памятниках письменности, ювелирного искусства, а величественные соборы и церкви до сих пор поражают необычайной красотой, внушительностью размеров и пропорций.
Особенности новгородской архитектуры
В его зодчестве такие же, как сам он,
простые, но крепкие стены… могучие силуэты,
энергичные массы. Идеал новгородца — сила,
и красота его — красота силы.
И.Э. Грабарь
Статья опубликована при поддержке компании DeviCon, объединяющей творческих, опытных, креативных и профессиональных людей самой разной строительной и дизайнерской специализации.Строительство частных домов под ключ от DeviCon — это разработка по желанию заказчика индивидуального или типового проекта, сооружение независимого электро-, газо- и водоснабжения, отделка внутренних помещений и обустройство прилегающей территории. Ваш новый дом от DeviCon – это современный стиль и интересные дизайнерские решения, это удобное жилое пространство и красивая прилегающая территория. DeviCon - это качество, оперативное решение всех поставленных задач и разумные цены. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте devicon.build.
Из белого камня
Новгородская архитектура, сохранившаяся до наших дней, имеет свой неповторимый облик и стиль, на формирование которого повлияли следующие факторы: прежде всего православие как государственная религия, политические условия в форме самобытного вечевого самоуправления, торговые связи с центральной и южной Россией и европейской культурой благодаря основному торговому пути «из варяг в греки», обмен ремесленными и художественные технологиями, определенные природно-климатические условия развития.
Говоря о последних, следует сказать, что природа дала новгородцам прекрасный строительный материал — дерево, белый камень-известняк и валуны. Тонкий кирпич — плинфу — новгородским зодчим приходилось экономить, используя только для сводов и арочных перемычек, поскольку наладить массовое производство было довольно сложно. Поэтому новгородская архитектура, как правило, имела свои особенности: она сочетала чисто каменную и смешанную кладку. В кладке стен, например, Новгородской Софии и Новгородского кремля широко использовались валуны и местный камень-известняк. Мощность стен и даже стиль в значительной степени обусловлены в том числе и этими технологическими строительными особенностями.
Дошедший до наших дней великолепный храм Святой Софии во втором по значимости городе Киевской Руси был построен сыном Ярослава Мудрого Владимиром Ярославовичем на месте сгоревшей дубовой церкви, которая, в свою очередь, была, по-видимому, построена там, где располагалось языческое святилище. Здесь для школьников важно подчеркнуть преемственность строительных замыслов и традиций народа, в основе которых лежали идеи общенародные, государственные, религиозные (православные) убеждения.
София Новгородская является прямой преемницей Софии Киевской (подробнее об этом см. в статье «Три собора» на с. 11). В ходе сравнения двух грандиознейших построек XI века становится совершенно очевидным, что, несмотря на использование в качестве образца киевского собора Святой Софии, храм новгородский под влиянием местных художественно-эстетических и строительно-технологических традиций и природных условий приобрел яркий самобытный образ. Этот пример должен продемонстрировать учащимся диалектику культуры — сочетание традиции и новаторства как необходимое условие развития культуры, создания нового, уникального в искусстве, в данном случае — в зодчестве.
Новгородская архитектура XII века
После завершения Софийского собора каменные здания в Новгороде не строились более полустолетия. Обострившаяся борьба за власть над Новгородом потребовала от князя Мстислава Владимировича, а затем его сына Всеволода конкретных шагов для укрепления своего авторитета средствами монументально-строительного искусства.
Первая треть XII в. оказалась периодом борьбы новгородских князей за экономические привилегии и политическую власть в городе. Ослабление роли князя в общественной жизни Новгорода отразилось на некотором изменении значения Детинца с собором Св. Софии: он превращается в религиозно-политический центр. Князь был вынужден покинуть Детинец и обосноваться на Городище. Сын Владимира Мономаха князь Мстислав (1096–1117), стремясь поднять свой авторитет среди посадского люда, строит напротив новгородского Детинца, на Торговой стороне Новгорода, огромный Николо-Дворищенский собор (1113) Это идейно-композиционный центр, посвященный Святителю Николаю Чудотворцу, любимому и надежному молитвеннику и заступнику, особо популярному в торгово-ремесленных кругах.
Монументально-лаконичный Никольский собор стал первым каменным зданием среди деревянной застройки Торговой стороны города. Он расположился на народном форуме древнего Новгорода, и это придавало новому комплексу особое значение, некую особую опору в народном сознании и народной жизни. Храм был увенчан пятиглавием, как и Софийский собор. Огромный и мощный Никольский храм возвышался, окруженный множеством деревянных построек, и как бы бросал вызов высокопоставленной, сильной и заносчивой новгородской знати Софийской стороны. Русская традиция подчинять зданию окружающее пространство в данном случае наполняется новым идеологическим содержанием. Здесь можно обсудить с учащимися особенности восприятия архитектурных форм в зависимости от окружающего пространства, особое воздействие архитектурно-монументального искусства.
Новгородские князья ведут строительство и за пределами города. Так, в 1103 г. князь Мстислав построил каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище, представляющем собой важный стратегический пункт. В XII в. Городище превращается в официальную княжескую резиденцию.
На противоположном берегу Волхова и немного ниже князь Всеволод в 1119 г. возводит в древнейшем новгородском Юрьевом монастыре грандиозный каменный трехглавый Георгиевский собор. Монументальность и величественность храма святого Георгия Победоносца, возвышающегося над водами Волхова, позволяли храму соперничать с новгородской Софией. Георгиевский собор стал княжеской усыпальницей и символизировал идею вечного могущества князей, что было особенно важно в годы ослабления их власти и обострения отношений с горожанами.
Новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, создателя Георгиевского собора, — мастер Петр. Ученые предполагают, что он же был и строителем церкви Благовещения на Городище и Николо-Дворищенского собора. Петр известен как главный мастер княжеской артели.
Народное восстание утверждает Великий Новгород республикой. Во главе города-республики становятся владыка (архиепископ) и посадник, который выбирался из именитых горожан. Князь превращается в военачальника, приглашаемого новгородцами, с которым заключалось соглашение. В культурной жизни Новгорода важную роль начинают играть ремесленные братства и купеческие сотни (сословные объединения). В качестве заказчиков культовых построек теперь выступают не только архиепископы и бояре, но и объединения купцов, ремесленников и даже жителей одной улицы — уличане.
Меньшие материальные возможности и художественные запросы, иные практические взгляды привели к тому, что начиная с 1170-х гг. происходят изменения в характере культового зодчества Великого Новгорода. Это проявилось прежде всего в уменьшении размеров и переходе к более простым четырехстолпным храмам. Новые культовые постройки были рассчитаны на меньшее количество людей, объединенных территориально или по профессии, отражали более простые запросы и художественные идеалы посадского люда. Храмы служили общественными и композиционными центрами отдельных участков города, от которых не требовалось производить впечатление подавляющей мощи или величия.
В течение последней четверти XII и первых десятилетий XIII в было построено, согласно летописям, тридцать храмов, пять из которых сохранились до наших дней. Обычно это небольшие четырехстолпные, с тремя апсидами, с закомарными покрытиями одноглавые церкви, они нередко строились на деньги одного прихода. К храмам этого периода относятся Георгиевская церковь в Старой Ладоге (1160-е гг.), храм Петра и Павла на Синичьей горе (1185–1192), построенный жителями Лукиной улицы, церковь Спаса на Нередице (1198), созданная на средства князя Ярослава Владимировича.
Трехглавые соборы и асимметрия
Обычный новгородский храм имеет пять глав. Это число не случайно, оно традиционно символизирует в русской архитектуре Спасителя и четырех евангелистов, записавших Благовествование. Именно такое число куполов православных храмов считалось предпочтительным в отечественном зодчестве, рекомендовалось в качестве канона (образца, примера). Позднее получил развитие и распространение тип четырехстолпного однокупольного храма, где один купол соответствует исповеданию единого Господа.
Однако в новгородской архитектуре сохранились уникальные памятники трехглавых храмов с ярко выраженной асимметрией. Асимметрия присутствовала еще в Софийском соборе и, даже не вдаваясь в особенности плана, можно предложить школьникам самим обнаружить ее по внешнему виду. Они легко заметят это уже в размерах и расположениях главок.
Но, говоря об асимметрии в новгородском зодчестве, обычно имеют в виду впечатляющую группу древнейших памятников каменной архитектуры — новгородские трехглавые соборы.
Это прежде всего знаменитый Георгиевский собор в древнейшем новгородском Юрьевом монастыре, построенный в 1119–1130 гг. князем Всеволодом на берегу Волхова. Этот храм был создан в годы ослабления княжеской власти, стал княжеской усыпальницей и должен был утверждать идею могущества князей и духовного покровительства княжеской власти. Величественный, огромный храм, призванный соперничать с новгородской Софией, находящейся на противоположном берегу, был посвящен святому Георгию Победоносцу. Асимметричность трехглавия храма отвечает асимметрии в его плане: если ширина боковых и западного нефов относится к среднему как 3:5, то восточное членение — как 2:5. При этом внешнее восприятие собора характеризуется цельностью, массивностью и простотой. Георгиевский собор отличается строгостью пропорций и лаконичностью форм. Стены храма прорезаны большим количеством высоких окон, свет которых заливает все подкупольное внутреннее пространство собора. Храм был расписан прекрасными фресками.
Школьникам будет интересно и, может быть, нетрудно самостоятельно выяснить, что означает трехглавие храма. Конечно, это единство Святой Троицы, которую исповедуют христиане. Одна из глав завершает пристроенную к основному зданию квадратную башню с лестницей, ведущей на хоры. Следует обратить внимание, однако, на то, что главки имеют разную высоту и размеры и с различных ракурсов они по-разному воспринимаются. С восточной стороны видна лишь одна большая глава и весь храм представляет собой могучего богатыря, с других — можно увидеть все три главки.
Возвышаясь над водами Волхова, собор стал также монументальным образом богатырской силы, традиционно воспеваемой в новгородском фольклоре. Такое сочетание идей былинного творчества, православных ценностей и общественно-государственных идеалов характерно для новгородского зодчества. В этой связи школьникам будет интересно обратиться к литературным памятникам, чтобы почувствовать целостность как принцип культурного развития народа, неразрывную связь разных областей творчества, прежде всего через его идейно-содержательный пласт, общий для всего русского народа: мировоззрение, идеи, идеалы, ценности, а также через образы, былины, были, художественно-эстетические традиции, характерные для конкретной местности.
Георгиевский собор представляет собой как бы завершающую и высшую точку в развитии «княжеской» архитектуры. Ни один из новгородских храмов после Георгиевского не славился столь независимым и гордым характером, выраженным в архитектурных формах. Князь постепенно утратил свои права правителя и превращался в наемного военачальника и судебного администратора. Средства городской казны ушли из-под контроля новгородского князя, и он не имел уже возможности строить подобные этому парадно-монументальные сооружения.
Список литературы
1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Основы православной культуры, 2005.
2. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. — М.: Искусство, 1990.
3. История русской архитектуры: Учебник для вузов / Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. и др. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Стройиздат, 1994.
4. Штендер Г.М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской. /Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. — М.: Наука, 1968.
5. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. — Изд. 2-е, испр. — М.: Аванта +, 1999.
6. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра. — Изд. 2-е, испр. — М.: Аванта +, 1999.