Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Х р а м ы  В е л и к о г о  Н о в г о р о д а

Алла БОРОДИНА

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Старая Ладога. Георгиевский собор. 1165

Условия организации урока и методические рекомендации учителю

Тема «Храмы Великого Новгорода» может быть рассмотрена после уроков, посвященных особенностям православного храма вообще и культовой архитектуре Великого Новгорода в частности. Причем в рамках последней темы должны быть представлены страницы истории древнего города-республики, то есть даны общие представления, некоторый образ Великого Новгорода.

Новая тема требует уточнить знания школьников, которые станут опорными при ее изучении. Это содержание религиозно-познавательное, историческое и художественно-эстетическое. К первой области мы отнесем знания и основные идеи о назначении и особенностях культовой постройки в отечественной культуре: православный храм как дом Божий, храм как образ вселенной, управляемой Господом, образ храма как воина и корабля спасения от грехов, от зла, главка храма как шлем воина и пламя свечи (символ пламенной молитвы о спасении мира).

Ко второму блоку знаний необходимо отнести понятия о православном храме как единственном общественном месте в русской средневековой культуре, организованном для: 1) спасения (в православном значении этого слова — от грехов, для жизни вечной) русского человека, для молитв, богослужения, таинств; 2) для духовного и общенационального единения народа (народ — это люди, объединенные общей идеей, имеющие общие идеалы и стремящиеся к ним в своем культурном созидании).

Здесь важно напомнить, что наиболее полный образ культуры и наиболее исследованная история русского народа соотносится с христианским периодом жизни наших предков, хотя до нас доходит информация и о древнейших поселениях на территории Москвы и на юге России. Именно православие как общая идея русского народа способствовала: 1) государственному объединению множества славянских племен; 2) возникновению на огромной территории из восточно-славянских народов нового общественно-исторического формирования — русского народа; 3) развитию на основе христианской (мировой) религии, славянских и византийских традиций новой культуры, распространению общих духовных ценностей, знаний, символов, образов, ориентиров.

Школьники должны понять, что русский народ жил длительное время (до XVIII в.) исключительно религиозной идеей (православие) и общественно-политической (единство православного государства, Отечества, сохраняющего традиции отцов), поэтому никаких общественных сооружений, которые теперь известны детям, не было (театры, кинотеатры, стадионы, дворцы культуры и пр.). Даже библиотеки создавались при храмах и монастырях. То есть люди собирались вместе не по каким-то личным интересам, привязанностям, а для: 1) соборных молитв, таинств, богослужений — ежедневно, в храмах; 2) государственных дел (для слушания княжеских указов, в Великом Новгороде — на вече); 3) для празднований, гуляний (опять же — церковные праздники по православному календарю, либо допускаемые церковью). Причем общественные строения существовали только для первой задачи, для второй и третьей были предназначены площади, улицы недалеко от храмов, как бы под духовным покровительством Русской православной церкви.

Область художественно-эстетических знаний должна дать нам понятие о купольном строении, о крестово-купольной архитектурной системе устроения православного храма, об асимметрии в архитектуре как сложной системе организации строения и окружающего пространства, в которой сочетаются разные образы, по-разному воспринимаемые с разных точек окружающего пространства, об архитектуре как искусстве, имеющем особо сильное воздействие на человека, народ. Это не камерное искусство, которое может увидеть только тот, кто хочет, и тогда, когда захочет. Архитектура строится на века, для всего народа и выражает идеи, наиболее значимые в тот или иной период времени.

Новгород. Николо-Дворищенский собор. 1113

При повторении со школьниками всех этих знаний полезно подчеркнуть условность их разделения: все они взаимосвязаны, что обусловлено историческими особенностями развития народа и его склонностями, призванием, а также и географическими, природно-климатическими условиями (материалы, связь с другими народами и др.).

Так и при рассмотрении конкретной темы «Храмы Великого Новгорода» рекомендуется сочетать знания по истории Новгорода (об особенностях его общественно-политического устроения, о мировоззрении новгородского населения) и православной вере с конкретными результатами творческого воплощения основных идей в новгородском зодчестве. Давая небольшую картину истории Великого Новгорода, учителю следует опираться на знания, которые школьники уже получили на уроках истории. Кроме данной справки, полезно напомнить школьникам об Александре Невском, князе новгородском, о его ратных подвигах и заслугах перед Отечеством, народом, о его духовном пути.

Примерный план урока

Цель урока

Формулировка цели урока по теме зависит: 1) от того, по какому предмету организуется урок (мировая художественная культура, искусство и художественный труд, история религиозной культуры, основы православной культуры, спецкурс «Русская архитектура»); 2) от класса (возраста, подготовки, специализации); 3) от того, какое место в системе уроков по предмету отводится данному уроку.

Наиболее оптимальный, на наш взгляд, вариант формулировки цели и задач урока по данной теме на уроках МХК для 6–9-х классов: дать общее представление о культовой архитектуре Великого Новгорода.

Новгород. Софийский собор. Восточный фасад. 1045-1052

Задачи урока

1. Формировать понимание духовно-эстетической целостности и культурно-исторической преемственности русской культуры, и в частности — архитектуры.

2. Продолжать формировать понимание единства содержания и формы произведений искусства при доминирующем значении содержания.

3. Продолжать формировать представления о национальных традициях в отечественной культуре.

4. Пробуждать интерес к отечественной культуре и истории.

6. Пробуждать и поощрять желание школьников быть причастными к отечественной культуре.

7. Формировать эстетическое восприятие красоты произведений отечественной архитектуры.

8. Воспитывать чувство гордости и ответственности за культурное и историческое наследие русского народа.

Применительно к школьному предмету искусства и художественного труда должны быть добавлены задачи практической деятельности (изобразительной, конструирования, лепки, мозаики и т.п.). Для уроков МХК, искусства и др. в старших классах следует включить задачи формирования навыков исследовательской деятельности, подготовки экскурсий.

Новые слова и понятия: детинец, неф, апсида, закомары, плинфа, галерея, известняк. (В зависимости от уровня подготовленности класса ряд новых слов и понятий может быть расширен или сужен.)

Иллюстративный ряд: храмы Великого Новгорода — Софийский собор, храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище, Николо-Дворищенский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, Георгиевская церковь в Старой Ладоге, храм Петра и Павла на Синичьей горе, построенный жителями Лукиной улицы, церковь Спаса на Нередице.

Предварительная работа: экскурсия в храмы, в кремль. Новгородцы смогут увидеть то, о чем пойдет речь на уроке, жители других городов подготовятся к восприятию новой темы, получив впечатления, необходимые при сравнении увиденного воочию с произведениями новгородского зодчества. Фотовыставка или выставка детских работ на темы «Наши храмы», «Храмы Великого Новгорода». Детям могут быть предложены темы для самостоятельной подготовки небольших выступлений о храмах Великого Новгорода, об устроении православного храма и др.

Желательно, чтобы данному уроку предшествовали темы, знакомящие школьников с назначением храма, православной символикой, историей христианства хотя бы в самых общих чертах. Это позволит раскрыть идейно-содержательную и образно-эстетическую стороны храмов Великого Новгорода достаточно глубоко, не отвлекаясь на объяснение общих вопросов, касающихся православной символики, устроения храма, значения православия для развития русской культуры. Если в школе организованы курсы «Основы православной культуры» или «История религиозной культуры» по культурологической концепции, то для изучения данной темы должна быть достаточная база уже к 7-му классу и дополнительной работы по рассмотрению значения особенностей православной архитектуры не потребуется.

Организация урока

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы урока. Рассмотрение выставки. Рассказ учителя, сопровождающийся показом иллюстраций. Доклады учащихся.

Первичная проверка знаний. Уточнение и корректировка полученных знаний. Закрепление материала.

Подведение итогов. Сообщение домашнего задания.

Домашнее задание: выучить новые слова, названия храмов. Творческая работа «Храмы-богатыри Великого Новгорода».