Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Х р а м ы  В е л и к о г о  Н о в г о р о д а

Наталия ГЛЕБКИНА

Трехлопастные и восьмискатные

Конец XIII-XIV вв. Появление нового типа храма

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. 1347

Как известно, во время татаро-монгольского нашествия армия Батыя не дошла до Новгорода и он не был разорен, как другие города Руси. Почему же тогда с конца XII и в течение почти всего XIII столетия здесь не велось монументальное строительство? На то были свои причины: город страдал под тяжелым гнетом дани, наложенной татарами, подвергался нападениям шведов, немецких рыцарей и Литвы, постоянно требовались новые оборонительные сооружения, а потому о гражданском и культовом строительстве пришлось забыть. Лишь к концу XIII в. обстановка несколько стабилизировалась, и в 1292 г. была построена церковь Николы на Липне.

Прототипом послужила возведенная на 60 лет раньше церковь Перынского скита — ее общая композиция, основные типологические особенности. Обе церкви небольшие, квадратные в плане, четырехстолпные, с одной апсидой. Храм Николы на Липне имеет хоры, представляющие собой замкнутые камеры в угловых членениях, и деревянный настил на балконах. Лопатки снаружи зданий есть лишь по углам, промежуточные отсутствуют. Завершение фасадов трехлопастное, отвечающее конструкции сводов. По верху стен, под линией кровли, проходит ползучая аркатура.

Церковь Рождества Богородицы в Перыни. Начало XIII в.

Здание Никольской церкви возведено из камня в нижней части и кирпича в верхней. Она сочетает в себе западные и старые новгородские традиции. Предположительно в ее строительстве принимали участие мастера романо-готической традиции, скорее всего из Риги. Об этом говорит применение брускового кирпича, раствора с песком, возведение угловых западных сводов с ребрами-нервюрами, декорирование фасадов.
Сразу после строительства Никольской церкви были сооружены еще несколько храмов. К сожалению, большинство не сохранилось или было сильно перестроено, но по дошедшим до нас планам и отдельным частям построек мы можем судить об их композиции и поиске новых художественных и конструктивных форм. Так, например, в церкви Успения в Волотове (1352) практически полностью повторен тип церкви на Липне, но здесь отказываются от применения лопаток на фасадах и углах, а в более ранней постройке — церкви Николы Белого (1312) трехлопастное завершение фасадов заменяется восьмискатной кровлей с пощипцовым покрытием каждого фасада и впервые применен многолопастной декор венчания стен из ползучих арок. В храме Благовещенья на городище (1342–1343) использована ступенчато повышающаяся конструкция сводов, характерная для Пскова и Москвы, но в Новгороде воспроизведенная лишь единожды. В церкви Спаса на Ковалеве (1345), разрушенной во время Великой Отечественной войны, почти стандартный для новгородской архитектуры план: квадратный с четырьмя столбами и единственной апсидой — сочетается с новой восьмигранной формой задней пары столбов, разновеликими притворами разных сторон и позакомарной системой покрытия, отсылающей нас еще к домонгольским памятникам.
Этап поисков завершается к 60-м гг. XIV в., когда вследствие улучшения экономического положения города новгородские бояре стали заказывать строительство новых церквей. А значит, возросло внимание к декору и размеру храма – они должны были демонстрировать богатство и щедрость заказчиков. Тогда-то и появляется тип церкви, ставший каноническим для Новгорода.
Первым примером такого рода стала церковь Федора Стратилата на Ручью (1360–1361). Это четырехстолпное одноглавое здание с одной апсидой и трехлопастным завершением фасадов. Как мы видим, в основе постройки лежит вариант уже рассмотренный нами выше церкви Николы на Липне, но есть и значительные отличия. Прежде всего, этот храм много крупнее предыдущих, фасады его расчленены лопатками, расположение которых соответствует внутреннему устройству собора. Под трехлопастным завершением проходят ползучие декоративные арки, соединяющие лопатки. И, наконец, главное отличие — богатый наружный декор: аркатура на апсиде, бровки над окнами барабана, полоса разнообразного и изысканного орнамента у основания купола, фигурные кресты и ниши на стенах.
Храм имеет крестовокупольную систему сводов с пониженными подпружными арками. С западной стороны храм имеет притвор, с юга — небольшую пристройку (П.А. Раппопорт называет ее приделом-усыпальницей).
Исследователи древнерусской архитектуры отмечали различные особенности новгородских храмов. Так, М.К. Каргер, назвав храм Федора Стратилата одним из классических памятников новгородского зодчества второй половины XIV в., перечисляет его необычные и характерные черты: расширение подкупольного квадрата за счет широкой расстановки столбов, большой размер хор, наличие каменной лестницы в северо-западном компартименте, обилие декоративных элементов на фасадах. А.И. Некрасова видит в церкви Федора Стратилата не только готические и романские мотивы, но и «пластический примитивизм» церкви Спаса на Нередице; выделяет вертикальную направленность церкви Федора Стратилата, наиболее выраженную в храме Спаса Преображения на Ильине улице, построенном на 14 лет позже (1378).
Церковь Спаса была построена жителями главной улицы Славенского конца, Ильиной, вместо более древней дере-вянной церкви XII в. в честь образа «Богоматерь Знамение». По преданию, ее чудес-ное заступничество помогло новгородцам в 1169 г. одержать победу над суздальцами. Для этой иконы в деревянной церкви был построен придел. Каменная церковь также квадратная в плане, одноглавая, четырехстолпная, с единственной апсидой и трех-лопастным завершением фасадов. Однако постройка имеет ряд уникальных черт, выделяется своеобразием декора.
Выраженная высотность, динамичная компози-ция восьмискатных щипцовых трехло-пастных фасадных завершений, нарядное оформление бара-бана купола и полукруглого выступа алтарной апсиды — элементы, придающие строению какой-то особый колорит. Как отмечает Т.Ю. Царевская, самая очевидная особенность Спаса на Ильине — сложный пластический наружный декор из групп окон, бровок, валиков и нишек, двойных ползучих арок, окаймляющих прясла стен. В наборе декоративных форм впервые использовано сочетание бегунца и поребри-ка, которое с этих пор станет излюбленным эле-ментом украшения новгородских церквей. В средней час-ти южного фасада расположена живописная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними, увенчанная декоративной пятилопастной бровкой, — в дальнейшем ее неоднократно повторят новгородские зод-чие на фасадах других церквей. В этом многообразии уб-ранства доминирует тема голгофского креста: каменные вкладные и выложенные рельефно кресты подчеркивали идейную, символическую значимость зданий, а в данном случае, по мнению исследователей, их небывалое изобилие могло быть связано с поминовением новгородцев, погибших во время разгрома Торжка тверским князем Михаилом Александровичем в 1372 г.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Начало XV в.

Церковь имеет хоры, состоящие из двух замкнутых камер по углам здания, соединенных деревянным переходом. Лестница на хоры находится в толще западной стены.
К этому времени относят еще одну группу памятников, отличающихся меньшей величиной, но схожих по формам с описанными выше. К ним принадлежит церковь Петра и Павла в Кожевниках. Это крестовокупольный, четырехстолпный, одноглавый храм, с одной апсидой, в угловых компартиментах — приделы «на полатях», соединенные деревянным настилом, лестница встроена в угловой компартимент, фасады завершены трифориями. Церковь возведена из различных пород камня с небольшим использованием кирпича, фасады не покрыты раствором и богато декорированы.
Храмы нового типа, сложившегося к 60-м годам XIV в., строились еще на протяжении целого столетия, и даже существенные функциональные изменения, такие, как появление подклета, не изменили общей структуры экстерьера.