Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Х р а м ы  В е л и к о г о  Н о в г о р о д а

Елизавета ЗОТОВА
(с привлечением материалов Аллы Бородиной)

Три Софии

В 988 г. киевский князь Владимир вместе со своей семьей и дружиной принял крещение в водах Днепра. Об этом событии рассказывает знаменитая летопись «Повесть временных лет». Как известно, князь Владимир серьезно подошел к проблеме выбора веры и, ознакомившись с различными религиями (исламом, иудаизмом, христианством), остановился на византийском варианте христианства.

СОБОР СВ. СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Современный вид собора Святой Софии

Итак, христианство пришло к нам из Византии. Далеко не случайно главные соборы Киева и Новгорода — так же как и знаменитый собор в Константинополе, главный храм Византии, — посвящены Софии, Премудрости Божией. Это демонстрирует не только идею наследования Византии, но даже некоего соперничества с Царьградом (так на Руси называли Константинополь).

Интерьер

Собор Св. Софии в Константинополе — великая церковь, главный храм Византии — был построен в 532–537 гг., в правление императора Юстиниана (482–565, правил с 527). Известны имена архитекторов — это прославленные ученые Анфимий из Трал и Исидор из Милета. До нас дошло мало имен мастеров той эпохи, но тот факт, что история сохранила имена Анфимия и Исидора, лишний раз говорит об огромном значении константинопольской Софии. Собор Софии был не только главным храмом, но и главным общественным зданием государства. Это значит, что собор должен был вмещать огромное количество людей.

План

Перед архитекторами стояла нелегкая задача: от них требовалось создать купольный храм гигантского масштаба на основе купольной базилики малоазийского образца. Под базиликой обычно понимают прямоугольное здание, разделенное рядами столбов или колонн на три (или более) нефа, нефы завершались полукруглыми апсидами. Этот тип зданий стал основным для западной церковной архитектуры. На востоке традиционная, римская форма базилики претерпела существенные изменения — центральная часть храма перекрывалась куполом. Но в новом соборе требовалось перекрыть поистине гигантское пространство — диаметр купола должен быи составить 31,5 м. Чтобы погасить распор, Анфимий и Исидор укрепляют здание мощными пилонами (с южной и северной стороны). Новаторским решением было добавление полуцилиндрических объемов с запада и востока, завершающихся полукуполами. Эти полукупола гасили распор главного купола.

Разрез

Аксонометрия

В плане собор представляет собой прямоугольник. Опорой для ребристого купола служат четыре мощных пилона. Невысокие боковые нефы разделены на два яруса — здесь были устроены галереи, хоры для молящихся.
Собор Софии в Константинополе не отличался изяществом внешнего декора. Но это и не было целью его создателей. Интерьер суровой громады был призван потрясти воображение каждого, переступившего порог храма. Прежде всего эффект достигался с помощью света. Невысокий барабан (основание) купола был прорезан окнами. Свет, проникающий через эти сорок окон, создавал впечатление, будто гигантский купол парит над собором. Про знаменитый купол говорили, что он держится на золотой цепи, спускающейся с неба. Окнами были прорезаны и полукупола, и люнеты (полукруглое завершение стены). Все это заполняло собор мистическим светом, отражавшимся в золоте мозаик, украшавших стены. Легкость интерьеру придавали изящные аркады из мраморных колонн. Нижние ярусы стен были облицованы разными сортами мрамора. Роскошный, праздничный интерьер резко контрастировалт с внешним обликом собора. И такой контраст был очень характерен для византийской архитектуры — интерьеру здесь всегда придавали гораздо большее значение, что обусловлено особенностями духовной культуры Византии.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ

Киев. Софийский собор. Современный вид.

Киевский собор был построен в первой половине XI в. (1037 — начало 1040-х гг.), при Ярославе Мудром. Этот храм должен был стать для Руси тем, чем была София Константинопольская для Византии. Об этом в первую очередь свидетельствует его посвящение Софии, Премудрости Божией.

Реконструкция

С момента строительства константинопольской Софии прошло несколько столетий, поэтому ее киевская наследница принадлежит уже к совершенно другому архитектурному типу, также созданному в Византии. Основу киевской Софии составляет крестово-купольный храм. Центром подобного храма является подкупольный квадрат. Четыре опоры (столба), перекрытые арками, поддерживают барабан купола. Паруса соединяют арки и барабан. К четырем сторонам подкупольного квадрата примыкают прямоугольные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами.
Эти ячейки образуют рукава креста — отсюда идет название этой архитектурной системы. С западной стороны к подкупольному квадрату пристроена прямоугольная ячейка, образованная четырьмя столбами — двумя подкупольными и двумя дополнительными. К этой ячейке примыкает специальное пространство — нартекс. Нартекс был предназначен для людей, которым по каким-либо причинам не разрешалось присутствовать на службе в основном пространстве храма. С восточной стороны расположено три полукруглых выступа, перекрытых сомкнутым полусводом, — апсиды. Центральная апсида, большая по размеру, — это алтарь, по сторонам от алтаря расположены апсиды меньших размеров. Они служат для хранения литургической утвари и облачения священников.

План

Как и константинопольский, киевский собор должен был стать главным государственным храмом. Это значит, что собор должен вмещать в себя великое множество молящихся. Киевская София — это большой пятинефный храм с двумя рядами галерей. Внутренняя галерея была двухъярусной, внешняя — открытой одноярусной. На второй ярус внутренней галереи можно подняться по лестницам, расположенным в башнях.
Собор венчают тринадцать куполов. Они символизируют Христа (главный купол) и двенадцать апостолов. Четыре купола, расположенные ближе к главному, — это четыре евангелиста. Форма куполов сильно отличалась от той, что мы видим в настоящее время. Нынешняя форма возникла в XVII в. под влиянием искусства барокко. Изначально купола имели шлемовидную форму. Тринадцать куполов Софии образуют весьма гармоничную пирамидальную композицию.

Аксонометрия

Но не только форма куполов претерпела изменения в более поздние эпохи. Сложенные из квадратного кирпича (плинфы) стены собора не были побелены, как в настоящее время. Они были украшены фигурной кладкой, что придавало собору нарядный, праздничный вид (В настоящее время с восточной стороны собора можно увидеть расчищенные фрагменты стены и представить себе, как выглядел храм в XI в.) Это говорит о том, что внешний вид церковного здания играет не меньшую роль, чем внутреннее, сакральное пространство, в отличие, например, от константинопольской Софии. Главный храм государства должен был поражать воображение со всех своих сторон.

Реконструкция

Несомненно, организации внутреннего пространства собора и его декору придавалось огромнейшее значение. Так же как и в константинопольской Софии, особое внимание уделялось проблеме освещения храма. Центральная часть освещалась окнами, пробитыми в барабанах куполов. Верхний ярус хоров был освещен так же хорошо, как и подкупольное пространство. Нижний ярус галереи был затемнен, что создавало эффектную светотеневую игру.
Главная часть храма — алтарь и подкупольное пространство — согласно византийской традиции была украшена великолепными мозаиками. В центральном куполе изображен Христос Пантократор (Вседержитель). По сторонам от Пантократора располагались архангелы (сохранилась только одна фигура). В барабане помещались изображения двенадцати апостолов (до нас дошла только фигура апостола Павла). На парусах традиционно изображались четыре евангелиста (полностью сохранилась фигура Марка). На арках, держащих купол, располагались медальоны с изображением сорока мучеников севастийских. На подкупольных столбах, за которыми расположен алтарь, представлена сцена Благовещения: на левом столбе фигура архангела Гавриила, на правом — Богоматери.

Интерьер


Самая знаменитая мозаика киевской Софии — это Богоматерь Оранта, изображенная в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды. Огромная фигура (ее высота 4,5 метра) с поднятыми в молитве руками, с одной стороны, символизирует Софию, Премудрость Божию, которой посвящен храм, а с другой — представляет собой Богоматерь-Заступницу, наиважнейший образ русского православия. Мерцающая смальта (камешки, из которых складывается мозаика) создает эффект парения фигуры в воздухе. Это производит грандиозное впечатление и в нынешние времена, и можно представить, каким необыкновенным воздействием обладало это изображение в XI веке!
Под Орантой расположено символическое изображение одного из важнейших таинств — причастия (Евхаристии).
Мозаиками была украшена только центральная часть собора. Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых. Но наиболее интересны фрески на стенах верхних галерей. Верхние галереи предназначались для князя, поэтому здесь мы видим изображения членов княжеской семьи. На южной стене — дочери князя Ярослава Мудрого, на северной — его сыновья. На западной стене был представлен и сам князь с княгиней, но эта фреска не дошла до наших дней. Фрески интересны не только с художественной стороны, но и как старейшие исторические портреты.

Фрагмент мозаичного оформления

Очень интересны росписи лестничных башен. Они возникли позже, уже при Владимире Мономахе (1113–1125). Росписи эти носят откровенно светский характер — здесь представлены сцены охоты на знаменитом константинопольском ипподроме. Это объясняется тем, что лестницы вели на верхнюю галерею, которая служила не только помещением для привилегированных молящихся (членов княжеской семьи и придворных), но и залом для приема послов и других светских мероприятий.
Киевская София, несомненно, является самым значительным архитектурным памятником XI в. По своей масштабности и великолепному декору этот собор мог смело соперничать с константинопольским, значительно превосходя современные ему византийские церковные постройки.

СОБОР СОФИИ В НОВГОРОДЕ

Собор Святой Софии в Новгороде. 1045-1050

Новгородский храм, в свою очередь, не уступал киевскому. Вероятно, в строительстве храма принимали участие те же мастера, что и в Киеве. Первый Софийский собор в Новгороде был деревянным. Так же как и киевскую Софию, его венчали тринадцать глав. Но в 1049 г. собор был разрушен во время пожара. Уже к этому времени началось строительство нового, каменного храма (заложен в 1045 г.).

Интерьер

Размеры с галереями нового храма соответствуют Киевской Софии без наружных галерей, да и план во многом схож с планом киевского собора. Новгородская София также представляет собой большой пятинефный крестово-купольный храм, но с одним рядом галерей и одной башней-лестницей, которая ведёт на хоры. Галереи двухъярусные, второй ярус, так же как и в Киеве, предназначен для князя и его двора. В отличие от киевского собора и своего деревянного предшественника храм увенчан не тринадцатью, а пятью куполами. Меньший по площади, новгородский собор выглядит не менее величественным благодаря большей высоте.

Аксонометрия

Интересно решены покрытия сводов — закомары (полукруглые завершения) чередуются со «щипцами» (треугольными завершениями).
Софийский собор в Новгороде воспринимается очень цельно, даже монолитно. Это образ твердыни, характерный для северной архитектуры.
Для постройки по новгородской традиции использовались местный известняк, валуны, плинфа. Так, по словам реставратора Г. М. Штендера, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зелёных и жёлтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству».
Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Кирпичные арки, как и в Киеве, чередовались рядами кирпича «на ребро» в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку.

Разрез

Интерьер собора тоже значительно отличается от киевского. Софийский собор был полностью расписан. Он решается проще, без эффектных светотеневых контрастов, однако производит сильное впечатление именно благодаря своей цельности, строгому величию.
Новгородцы стремились украсить свой главный собор согласно новейшим веяниям архитектуры, ориентируясь на Европу. В XII в. были достроены романские перспективные порталы, причем на западном были помещены великолепные бронзовые врата работы магдебургских мастеров, привезенные в Новгород в качестве военного трофея.
Первоначальный вид храм изменён, уже в XII веке была надстроена галерея, в годы Великой Отечественной войны фашистами был разрушен центральный купол, в результате погибли или пострадали уникальные фрески, полностью была утрачена фреска Господа Вседержителя в центральном куполе. К сожалению, фрески, сделанные в XI в., практически не сохранились. «До нас дошли деисус (поклонение, молитва Иисусу: слева от Христа — Богоматерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Гавриил, апостол Павел) и знаменитая фреска, изображающая святых Константина и Елену. Фрески расположены в южном притворе собора (Мартирьевская паперть).

План

При всех своих отличиях две Софии — киевская и новгородская, безусловно, являются памятниками родственными, памятниками одного ряда: и по основной архитектурной композиции (пятинефный крестово-купольный храм с галереей- обходом), и по своей значимости — оба собора выполняли функции не только главного храма, но и главного общественного здания. Оба храма в какой-то степени являляются наследниками константинопольской Софии.