Новгородская архитектурная школа сложилась в результате органического синтеза ряда традиций. На первом месте конечно стоит искусство Византии — ему новгородское искусство обязано типологией крестово-купольного храма, развернутой системой символического осмысления храма. При этом надо иметь в виду, что византийский образец дошел до Новгорода через посредников, через призму традиций искусства Киева (София Киевская как прототип).
На интерпретацию образца наложили свой отпечаток местные традиции деревянного зодчества (сочленение изолированных пространственных ячеек по типу прируба клетей). На более глубоком ментальном уровне на новгородское искусство оказали влияние языческие представления восточных славян — церкви наследовали места языческих святилищ; культ природных стихий и фетишизация природных объектов наложил отпечаток на конкретность мышления, отношение к материалу и метафоричность подтекстов истолкования здания храма.
Влияние романского искусства(1,2), которое шло через развитие торговых и культурных отношений с купцами Готланда, а затем с представителями северных немецких городов, реализовалось как по линии строительства церквей иноземных святых («варяжская божница» св. Олафа, церковь св. Петра на немецком подворье), так и по линии стилистического влияния ломбардско-германской художественной школы (мощные лопатки, аркатурные пояса, выступающие апсиды). Торговые связи со Смоленском способствовали появлению на новгородской земле памятника с явно выраженными южнорусскими чертами (церковь Параскевы Пятницы). Позднее, с включением Новгорода в орбиту Москвы, новгородским искусством были восприняты и ассимилированы образцы московской школы.
(1)
(2)
И последователи...
Влияние новгородского искусства на формирование облика Русского Севера огромно. Прежде всего новгородские мастера участвовали в формировании псковской архитектурной школы (храм Спаса в Мирожском монастыре, собор Иоанновского монастыря в Завеличье). Им русское искусство обязано сохранением традиций строительной техники в тяжелые годы татаро-монгольского нашествия. Новгородские мастера сформировали в целом ансамбль жемчужины монастырской архитектуры — Соловецкого монастыря.
Монументальные фасады Спасо-Преображенского собора (ХVI в.) (2)свидетельствуют о жизненности новгородских традиций и способности новгородских мастеров воплощать грандиозные по замыслу идеи не только в древности, но и во времена, когда могущество Новгородской республики было в прошлом.
После восстановления в правах старообрядческих общин в 1905 г. по заказу последних в Москве предпринимается строительство ряда храмов, образность которых восходит к новгородским и псковским образцам. Это храмы Николая Чудотворца у Тверской заставы (1914–1921, И.Г. Кондратенко), Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской общины (1907–1911, В.Д. Адамович(3)), Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Успенской общины (1911, И.Е. Бондаренко(4)). Архитектура Русского Севера оказалась привлекательной и для архитекторов модерна, которые строили свои фантазии на почве национального искусства. В этом стиле построены церковь в Абрамцеве (В.М. Васнецов) — последняя из вышеперечисленных старообрядческих церквей, Святой Троицы в Поленово (В.Д. Поленов(1)), Ярославский вокзал (Ф. Шехтель) и др.