Одним из самых знаменитых памятников монументальной живописи не только русского, но и европейского искусства является церковь Спаса на Нередице. Судьба этого некогда уникального по сохранности фрескового цикла трагична. Почти восемь веков простояла церковь Спаса в целости, но во время Великой Отечественной войны была разрушена фашистскими снарядами. Позже, благодаря сделанным ранее обмерам и фотографиям, храм был восстановлен, но большая часть фресок безвозвратно утрачена. Сейчас мы можем получить представление о них только по фотографиям, сделанным в довоенное время.
Спас на Нередице, небольшой, компактный четырехстолпный храм, принадлежал княжеской семье.
Скромно декорированный снаружи, внутри храм был украшен фресками, которые сплошным ковром покрывали стены. Прекрасно сохранившийся фресковый ансамбль давал полное представление о том, как выглядели древнерусские храмовые росписи. Мастера Спаса на Нередице не воспроизводили с абсолютной точностью иконографическую программу росписей, сложившуюся в византийском искусстве к XI веку (как в Софийском соборе Киева или Новгорода). Но тем не менее эти фрески ясно говорили о том, чем является храм, — образом мира, небесного и земного.
Мир небесный символизировали росписи купола и его барабана. В куполе представлено «Вознесение»: Христос восседает на радуге, его окружают шесть ангелов. Внизу расположились апостолы, как свидетели чуда, и Богородица, которую сопровождают два ангела. Надпись на белой ленте, опоясывающей купол, гласит: «Вси языцы восплещите руками» («языцы» означает «народы»). Размещение «Вознесения» в куполе не соответствовало константинопольскому образцу, согласно которому в куполе должен был быть Пантократор (как, например, в Софии Киевской). Это, по мнению исследователей, говорит о том, что мастера ориентировались на искусство архаичное, искусство византийских провинций.
В простенках между окнами барабана помещены не апостолы, как в Софийском соборе, а пророки (поскольку апостолы уже изображены в сцене Вознесения).
В парусах же традиционно расположились четыре евангелиста: Марк, Лука, Матфей и Иоанн. Они несут в мир слово Христа, связывают землю и небо. И место их расположения выбрано не случайно — паруса служат для перехода от несущих опор к куполу. Между евангелистами изображены Иоаким и Анна, родители Богоматери. Между фигурами евангелистов — два Спаса Нерукотворных: первый — святой Убрус (лик Христа, запечатленный на ткани), второй — святое Чрепие (лик Христа на черепице).
На подпружных арках, несущих конструкцию купола, находятся медальоны с «севастийскими мучениками». Святые мученики являются опорой церкви Христовой, поэтому размещение их изображений на подпружных арках глубоко символично. В люнетах (арочных проемах западной, северной и южной стен) находятся полуфигуры архангелов Рафаила, Уриила и Селафиила. Это небесное воинство.
Если купол посвящен теме Христа, то алтарная апсида — Богоматери. В конхе (сводчатой части апсиды) изображена Богоматерь Знамение. Богородица представлена в виде Оранты (молящейся). На ее груди медальон с изображением Христа-Иммануила. Этот иконографический тип получил название «Знамения» (т.е. знака), потому что младенец во чреве Богородицы был знаком грядущего спасения. К Богоматери подходят святые, процессию которых возглавляют Борис и Глеб. Князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми мучениками. Они считались покровителями русского воинства, и изображение их в алтаре княжеской церкви далеко не случайно.
Над образом Богоматери располагается Этимасия («престол, уготованный для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить [суд] над живыми и мертвыми» (Пс. IX, 5–8), по сторонам от которого находятся ангелы.
На алтарном своде помещено интереснейшее по иконографии изображение — Христос «Ветхий Деньми». Здесь Иисус представлен в виде старца, что символизирует единство Бога Сына и Бога Отца. Возможно, это единственное изображение такого рода в древнерусском искусстве данного периода.
Схема расположения росписей. Прорись
Под Знамением расположены три фриза. Первый посвящен Евхаристии — символическому изображению таинства причастия. Два нижних фриза занимают фигуры святителей, представленных в виде суровых старцев.
В нише под нижним фризом, над горним местом епископа, изображен Христос в образе священника. По сторонам от фигуры Христа-священника два медальона: слева Иоанн Креститель, справа Богоматерь. Все вместе они образуют традиционную композицию деисуса — Богородица и Иоанн Креститель обращаются с молитвой к Христу.
В аркосолиях (неглубоких полукруглых нишах) представлены: слева — пророк Илья, справа — епископ Петр Александрийский. Ветхозаветный сюжет о том, как ворон кормил пророка Илию, в христианской традиции считается прототипом жертвы Христа. Св. епископ Петр Александрийский, по легенде, никогда не садился на горнее место епископа, потому что видел на нем «свет небесный». Таким образом, расположение двух этих сюжетов в алтарных нишах имеет символическое значение.
В конхе жертвенника (боковой апсиде) помещается сцена моления св. Алексия нерукотворному образу Богоматери в Эдессе. Нерукотворный образ представлен в виде Богоматери Знамение. Ниже располагаются фигуры святых — св. Акакия, св. Зосимы, и нетрадиционное для росписей русского храма изображение св. Бенедикта Нурсийского, основателя ордена бенедиктинцев, одного из важнейших католических святых. На сводах жертвенника расположены сцены из истории Иоакима и Анны, родителей Богоматери.
Орнамент в окне. 1198
В конхе диаконника изображен Иоанн Предтеча, своды апсиды повествуют о его жизни. В апсиде расположены фигуры святых жен.
В трансепте храма все всякого хронологического порядка расположены новозаветные сцены. По мнению исследователей (В.Н. Лазарев), это объясняется тем, что мастера торопились выполнить княжеский заказ и каждый из них работал согласно своему собственному плану.
Нижний регистр посвящен ранним евангельским сценам, связанным с Богоматерью. Это «Введение во храм», «Сретение». В верхнем регистре практически вне хронологии расположены сцены христологического цикла: «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Несение креста», «Моление о чаше», «Распятие», «Снятие с креста», «Явление женам мироносицам».
На сводах находилось «Явление Христа Клеопе», «Беседа Христа с учениками», «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Целование Иуды», «Сошествие во ад» и сцены страстного цикла. Эти сюжеты также располагались непоследовательно.
В западном нефе представлены сцены из Ветхого завета: «Жертвоприношение Аврааму», «Явление Троицы Аврааму». Эти сюжеты являются прообразами жертвы Христовой и новозаветной Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). Там же в 1246 г. по заказу Александра Невского была создана фреска, изображающая князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра. Князь подносит модель церкви Спаса Христу, восседающему на троне. Подобные изображения называются ктиторскими.
Пространство между сюжетными росписями было заполнено фигурами святых мучеников, воинов, святых жен.
На западной стене храма согласно традиции размещалась сцена Страшного суда. Тема Страшного суда разработана мастерами до мельчайших подробностей, что характерно скорее для западного, романского искусства, а не для Византии. В центре композиции согласно канонам находится Христос Судия на троне, рядом с ним апостолы и ангелы — небесное воинство.
Ангел. 1198
Ад олицетворяет собой Сатана верхом на звере. В его руках Иуда. Интересна персонификации моря, отдающего своих мертвецов. Море представлено в виде женщины, восседающей на драконе, в ее руках сосуд с водой.
На фреске весьма живописно изображаются всевозможные мучения, уготованные для грешников: «Тьма кромешная», «Мраз», «Смола», «Скрьжату зубом» (скрежет зубовный). Одна из самых знаменитых адских сцен росписей церкви на Нередице — евангельская притча о богаче и бедном Лазаре. Богач горит в адском пламени Он молит находящегося в раю Авраама, в лоне которого душа бедного Лазаря, чтобы Лазарь облегчил его страдания: «Отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да умочит перст свой в воде и устудит ми язык, изъмагаю бо в пламени семъ». Но Сатана подносит грешнику сосуд с огнем: «Дроуже богатый, испей горящего пламени».
Большая часть композиции «Страшного суда» погибла. В настоящее время можно увидеть только ангела, «свивающего небо», апокалипсическую блудницу, восседающую на звере, змея Сатаны, несколько фигур праведников и фрагменты сцен мучений грешников в аду.
Евангелист Матвей. 1198
В средневековом искусстве ад изображался с такими подробностями, чтобы люди смогли себе живо представить, какая суровая кара уготована им за их прегрешения. И, конечно, эти явленные взорам верующих картины оказывали сильнейшее воздействие.
Фресковый ансамбль церкви Спаса не Нередице — явление уникальное. Ее росписи, пусть и не соответствующие иконографической программе константинопольского образца, давали полное представление о том, как выглядел древнерусский храм, о том, какое значение имел каждый элемент росписи для создания общей картины — образа мира. Уникальны эти фрески еще и тем, что в них переплелось множество культурных и художественных традиций — это и искусство византийских провинций, сохранившее в себе, в частности, черты искусства Сирии, и искусство европейское, романское. Кроме того, в этих росписях представлены и исконно русские сюжеты, такие как изображения свв. Бориса и Глеба.
Все это дало жизнь единственному в своем роде памятнику, гибель которого во время Второй мировой войны стала настоящей трагедией не только для русского, но и для мирового искусства.