Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Страница в истории

Икона "Архистратиг Михаил". Начало XVI в.

Благоговение, сосредоточенность, молитвенное погружение ощущаются в образе «Святителя Николая Чудотворца» (1770-е), что достигается подчеркиванием аскетического начала с помощью жесткой графичной трактовки лика (со своеобразными геометризованными высветлениями). Зато очень тщательно переданы драгоценные детали: кайма одеяния святого, Евангелие в его руке. Изображенный по пояс святитель Николай облачен в крещатую фелонь — символ пурпурной хламиды, надетой на Христа перед распятием.
Икона, выполненная в старообрядческих мастерских г. Романова, представлена на выставке «Иконы из Рыбинского музея» (более ста икон XVI–XIX вв.) в Галерее искусств Зураба Церетели. Здесь впервые можно увидеть редкие образы из Рыбинского музея-заповедника, в котором хранятся более пятисот икон в основном XVIII–XIX вв.
Поздние иконы вызывают все больший интерес у специалистов, о чем свидетельствуют несколько недавно прошедших в Москве выставок. Настоящим открытием для зрителей является обнаружение в Галерее Церетели первоклассных икон русской провинциальной школы: голубофонные старообрядческие иконы «романовского письма» — по имени г. Романова-Борисоглебска в Ярославской губернии, где жили раскольники-старообрядцы. Романовские изографы сумели сохранить и прежние навыки письма, и стиль предшественников, и в то же время обогатили иконопись новыми приемами, создавая неповторимые образы, в которых нашли отражение вкусы и устремления представителей разных сословий: богатых, родовитых и бедных, безвестных.

Икона "Богоматерь Благодатное Небо". 2-я половина XVIII - начало XIX в.

Сколько праздничности, звучности в романовских иконах, с их мажорной растительной орнаментикой, специфической миниатюрностью письма, как на блистательной иконе «Преображение господне» (XIX в.) с дивными серебряными пробелами (особенность «романовских» икон), облаками, ложащимися прямо на плечи Спасителя, подобно крыльям. В превосходной иконе «Благовещение» (1-я половина XIX в.) очень необычна иконография: здесь совмещены апокрифическое «Благовещение у колодца» и каноническое «Благовещение в доме Иосифа».
Отличительная особенность выставки — разные изображения Богоматери. В коллекции Рыбинского музея преобладают иконостасные, аналойные, келейные Богородичные образы из усадебных покоев, купеческих красных уголков, крестьянских божниц. Один из лучших — «Богоматерь Казанская» (XVII в.), это яркий пример местного рыбнослободского письма с использованием красивых оттенков зеленого, свободно написанными на бирюзовом фоне серебряными облачками. О связи с московской иконописью XVII в. напоминает кайма одежд Богоматери, украшенная городчатым кружевом, похожим на кружева из золотных нитей на царских облачениях.

Видение преподобного Иоанна Лествичника с житием. Конец XVI - начало XVII в.

Останавливает внимание странная по манере, деформациям икона «Богоматерь Кикская» (1693) — единственная подписная икона рыбнослободского мастера Л.Я. Тюленева. Сидящий на коленях Богоматери младенец Христос изображен в очень сложной позе: ноги повернуты в одну сторону, а голова и корпус — в другую. В левой руке он держит свиток с текстом пророчества пророка Исайи. В иконе ощущается влияние Симона Ушакова, но Тюленев, сохраняя верность традициям, использует деформации, обостряя доминирование духовного над материальным.
Еще одна особенность выставки — обилие подписных икон: с датами, подписями, надписями, рассказывающими о вкладах, подношениях. Так, на иконе «Преподобный Кассиан Угличский» (1739) есть «расписка» в том, что от госпожи Мусин-Пушкиной было взято серебро для изготовления оклада (не дошел до нас).
На выставке много икон с редкой интерпретацией иконографических сюжетов, например «Святитель Николай Чудотворец и преподобная Ксения с Христом Вседержителем» В. Василевского (1755). А на иконе «Преподобный Дорофей Югский в молении перед образом Богоматери Югской» (2-я половина XVIII в.) изображен момент указания места будущей обители. Святой припал в молитве к корням дерева, где сокрыта икона Богоматери. Необычайно красив пустынный пейзаж — такой, каким он выглядел при жизни cвятого. (В XIX в. появились архитектурные ансамбли монастырей, в 1941 г. Югская пустынь была затоплена Рыбинским водохранилищем.)
Выставка «Иконы из Рыбинского музея» открывает еще одну недостаточно исследованную страницу в истории духовного русского наследия — иконы «романовского письма» и показывает, что в провинциальной иконописной традиции XVIII–XIX вв. еще много белых пятен.