Елена МЕДКОВА
ДО
Культура эллинизма складывается из двух составляющих — классической культуры Древней Эллады (6) и культур древних восточных цивилизаций: древнеегипетской(1,4), Междуречья(5), Древней Персии(2), Древней Иудеи, Финикии и др. В процессе синтеза (кстати, многие исследователи считают эллинизм не сформировавшимся до конца стилистическим явлением) восточных и западных культур за греческой культурой остался приоритет идеологической и формальной основы. Роль восточных культур ограничивается своеобразными прививками к цветущему древу античности, которые могли выглядеть порой чужеродными. Их роль выявляется чаще всего в дальней перспективе.
Степень влияния на античную культуру определялась традиционностью культурных контактов. С этой точки зрения легче происходило взаимодействие с культурами малоазийского региона, с которыми контакты Древней Греции были традиционными. Открытость и большая динамичность культурных процессов в этом регионе, по сравнению с Древним Египтом, также соответствовала древнегреческим реалиям.
Наиболее ценным подарком месопотамской культуры можно назвать общий драматизм мироощущения, основанный на постоянной борьбе с разрушительными силами природы и бытия и на осознании в связи с этим быстротечности временного потока. Проводником этих представлений были не столько пластические искусства, сколько искусство слова (эпос о Гильгамеше, библейские тексты). В этом отношении особенно показательно сравнение С.С. Аверинцева: «Греческий мир — это «космос»... законосообразная и симметричная пространственная структура. Древнееврейский мир — «олам», по изначальному смыслу слова «век», поток времени, несущий в себе все вещи: мир как история». Через прививку временн ого сознания в античное наследие входит поток повествования (в том числе и в пластические искусства). Мистериальные восточные культы плодородия и Богини-матери (Астарты, Даммузи и др.) придали новую динамику дионисийскому началу в самой греческой культуре. Пространственный размах городских и дворцовых ансамблей Вавилона и Персеполя раздвинул рамки пространственного мышления эллинов, которые стали создавать свои новые города соответственно большим масштабам нового природного и культурного окружения.
Сложнее проследить влияние египетской культуры в силу ее закрытости к чужакам. Распространение культа Исиды в эллинистическом мире лежит в рамках интересов к вышеупомянутым мистериальным культам. Наиболее очевидно очарование греков величественной гармонией древнеегипетской идеи «вечной жизни после смерти». Именно этому мы обязаны возникновением нового типа посмертного памятника — мавзолея, который сочетал в себе мистику пирамиды и светскую славу греческого храма: сочетание, востребованное в будущем. Мемориальный культ божественного фараона оказал влияние на размер монументов многочисленных правителей (статуя Мавсола на мавзолее), на развитие тенденций к гигантомании.
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
ПОСЛЕ
Культура эллинизма была щедра к человечеству. Ее влияние не ограничивается европейским искусством, но простирается далеко на восток — повсюду, где народы осеняют улыбкой статую Будды. В начале нашей эры (I–IV вв.) главным центром буддизма становится государство Кушан (древняя Гандхара, современные Пакистан и Афганистан). На его территории были сильны культурные традиции позднего эллинизма, которые оказались незаменимыми в выработке канона изображения Будды(7).
Буддизм поставил перед искусством очень сложную задачу: в конкретных образах скульптуры передать весьма абстрактную идею предельной психологической сосредоточенности на стремлении приобщиться к абсолюту и достичь нирваны — задача, не чуждая эллинскому уму.
Археологические данные свидетельствуют, что многочисленные статуи Будды, а также большое количество рельефов со сценами из его жизни появились первоначально именно в мастерских греческих художников. Для греческих мастеров, которые руководствовались понятием «калокагатия», естественной была мысль о единстве телесной и духовной красоты. В статуе Будды из Хоти-Мардана (II в.) идея духовного просветления равнозначна полнокровной чувственной красоте лица, красоте, естественным образом развернутой в контрапосте фигуры, утонченной игре складок прозрачных одежд, через которые просвечивает тело, в свободной небрежности струящихся волос. Некоторые исследователи считают, что исходным образцом здесь могла послужить статуя Аполлона Бельведерского. При этом они подчеркивают специфически индийское истолкование образцов. Позднее древние мастера Индии не отказались от идеи телесной красоты, но со временем, путем специфического отбора, она приобретает форму абстрактного знака.
Эллинизм стал одной из составляющих многонациональной культуры Римской империи. Искусство Древнего Рима и до этого находилось в постоянном контакте и под прямым влиянием греческой культуры, но именно язык эллинистической культуры, ее размах, масштаб и склонность к репрезентативности и гигантомании более всего импонировали вкусам имперского времени. В области монументальной скульптуры развивались классические тенденции с ориентацией на «высокие» греческие образцы, вплоть до прямого копирования. Строительство римских городов на пространствах империи продолжало традиции эллинистических центров, их планировки и возведения пышных общественных и дворцовых ансамблей (Пальмира, Афродисий, Фисдрус, Тамугади, Волюбилис и др.). Пышный коринфский ордер в гигантском масштабе эллинизма пришелся по вкусу римлянам (храм Зевса Олимпийского в Афинах достроен в римское время и стал образцом для многих храмов). Тенденции пышного декорирования частного дома, возникшие в эпоху эллинизма, нашли развитие в архитектуре римского частного дома и загородных вилл (Помпеи).
Через века эллинистические образцы скульптуры и их римские копии оказали огромное влияние на формирование образного языка Микеланджело (6)(«Бельведерский торс», «Лаокоон»), а через него — на формирование идеала обнаженной мужской фигуры для ряда поколений художников и скульпторов вплоть до наших дней («Геракл» Бурделя). Классическое направление эллинизма питало весь европейский классицизм, а его высшие достижения — «Афродита Милосская» и «Аполлон Бельведерский» — получили статус классических образцов в европоцентрической модели истории искусства.
(6)
(7)
Калокагатия (греч. kalokagathia, от kalos — прекрасный и agathos — добрый) — в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека.