Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - га л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

Портрет пожилого человека

(ГМИИ, I в. н.э.)

В эпоху эллинизма возникает особый тип портрета, выполненного восковыми красками. Условно называемые «фаюмскими», портреты эти изобра­жают египтян, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I–IV вв. Эти портреты найдены в 1887 г. во время археологических раскопок в расположенных в Фаюмском оазисе небольших городах Арсиное, Тапис, Хавар и некоторых других местах Египта, например в Саккаре, Антинополе, Фивах.

Мастера, создававшие эти портреты, превосходно владели знанием пластической анатомии, точным рисунком, они были превосходными колорис­тами. Все портреты исполнены либо темперой, либо энкаустикой, в которой в качестве связующего материала использовался воск. Художник мог ра­ботать расплавленными горячими восковыми красками, их следы отчетливо видны на многих портретах.

Самые ранние из известных нам фаюмских портретов появились во вто­рой половине I в. н.э. Они выполнены на тонких, тщательно обработанных дощечках из сикоморы, растущей в Египте, и кедра, привозимого из Ливана.

«Портрет пожилого мужчины» относится к числу лучших образцов эллинистического портрета. Перед нами индивидуальный образ человека того времени. Скульптурно вылеплены объемы, анатомически точно пере­даны лицо, индивидуальные особенности личности.

Художник передает «рефлекс», то есть отражение синей ткани плаща на щеке изображенного. Это удивительно, если учесть, что понятие «цветной рефлекс» появилось в начале XIX в. и связано с открытием рефлекса Э. Делакруа.

Силуэт головы изображенного очень четко смотрится на светлом фоне этого замечательного портрета.