Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2006

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск Краснодарского края

Искусство эпохи эллинизма

Материалы к уроку

Цель : показать особенности искусства эпохи эллинизма в системе исторического и культурного развития человечества.

Задачи : расширение кругозора учащихся; развитие умственных способностей (анализа и синтеза); эстетическое развитие; создание единой картины мира; раскрытие связи между самовосприятием личности и ее отражением в искусстве; построение межпредметных связей (МХК, литература история).

Афродита (Венера) Милосская. II в до н.э. Лувр, Париж  

Ход урока

1. Активизация имеющихся знаний. Викторина по теме «Искусство и культура Древней Греции»

Закончите предложения:

1. Пелион, Парнас, Киферон, Олимп — это (горы, где любили бывать боги).
2. Стимфалийские птицы, эримфанский кабан, критский бык, лирнейская гидра — это (чудовища, которых победил Геракл).
3. Статер, драхма, талант, обол — это (деньги в Греции).
4. Ионийские, дорийские, коринфские — это (ордера, колонны).
5. Палестра, гимнасий, ил, эфебион — это (школы в Древней Греции).
6. Диадема, фибула, перстеньэто (украшения греческих женщин).
7. Тимпан, кимвал, лира, кифара, сиринга — это (греческие музыкальные инструменты).
8. Книдская, Таманская, Таврическая, Милосская — (Афродита, по названию места, где нашли статуи богини).

О ком идет речь:

1. Ныне рассказывай, как ты меня без покрова увидел,
Если сможешь о том рассказать, — и с этой угрозой
Мокрый украсила лоб рогами живого оленя.

(Актеон и Артемида)

2. Воду он пьет, а меж тем — захвачен лица красотою,
Любит без плоти мечту и призрак за плоть принимает,
Сам собой поражен, над водою застыл неподвижен…

(Нарцисс)

3. Ловкач изворотливый, дока, хитрый пролаз, быкокрад,

Сновидений вожатый, разбойник. В двери подглядчик, ночной соглядатай.

(Гермес)

Г. Моро. Геракл и лирнейская гидра. 1869-1876. музей Д'Орсэ, Париж

Ответьте на вопросы:

1. За что царю Мидасу вытянули уши и кто это сделал? (Аполлон, за то что царю понравилась игра Пана на свирели.)

2. С каким богом связано слово «гипноз»? (С богом сна Гипносом.)

3. А.С. Пушкин писал: «Лук звенит, стрела трепещет, и, клубясь, издох Пифон». Кто поразил змея Пифона и что произошло дальше? (Змея Пифона убил Аполлон, и на этом месте был воздвигнут храм, который прославился своей прорицательницей — Пифией.)

4. На дорогах Греции ставили путевые знаки, которые заканчивались изображением бога — покровителя путешественников. Как назывались эти столбы? (Гермы, по имени бога Гермеса.)

5. Одно из прозвищ бога виноградарства Диониса — Шумный. Почему? (Шествия его носили шумный характер.)

6. Кто автор картины «Пан»? (Врубель.)

 

 

Н. Пуссен. Парнас. 1630-е.Прадо, Мадрид

2. Введение нового понятия

Эллинизм — завершающий период древнегреческой культуры.

Учитель. Итак, мы говорили о том, что в процессе своего развития греческая культура проходила несколько этапов.

Крито-микенский –– XVIII – XVI вв. до н. э.

Гомеровский — IX – VIII вв. до н. э.

Архаический — VIII – VI вв. до н. э.

Классический — V – IV вв. до н. э.

Эллинизм — III – I вв. до н. э.

К концу IV в. до н. э. узость границ маленьких греческих городов-государств ощущалась все острее. Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись культуры и народы. Этому способствовали завоевательные походы выдающегося греческого полководца — македонского царя Александра.

После смерти Александра Македонского колоссальная монархия распалась на несколько областей, которыми управляли его сподвижники. Сама Греция пустела и постепенно превращалась в провинцию: мастера находили заказы при дворах новых правителей. Однако она оставалась главным средоточием эллинизма — художественной системы восприятия мира. Искусство эпохи, наступившей после смерти Александра Македонского, назвали эллинистическим, потому что местные традиции и школы в каждой стране во многом подражали общепризнанному эллинскому стилю. Это искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинской культурой. Осуществлялись фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины вроде медного Колосса Родосского в гавани острова Родос.

 

3. Историческое время и культурное пространство эпохи. Беседа

Учитель. Что вы знаете об Александре Македонском и его завоеваниях?

Ученики.

Это был великий полководец, мечтавший завоевать весь мир.

— Он покорил многие азиатские страны.

— Он мечтал о создании великого государства, объединяющего разные народы.

 

4. Работа с литературным материалом

Задание

Прочитайте текст «Верность» (см. Приложение).

  • Какие ценности утверждает этот рассказ?
  • Как характеризуется Александр — человек и полководец?
  • Какова была цель его завоеваний? Как он вел себя на завоеванных территориях?
  • Что, на ваш взгляд, характеризует эту эпоху?

 

Разновидности ордера в Древней Греции.
А — деревянный прототип ионического ордера. В — эолийская капитель (от которой, возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9 — абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат.

 5. Искусство эллинизма. Рассказ учителя

Стремление выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов — одна из характерных черт искусства той эпохи.

Повсеместно строились и пышно расцветали города, которые уже не следовали живописному принципу оформления акрополей. Новые города подчиняли местность регулярной планировке. Одним из самых красивых городов той поры был Пергам (ныне Бергама в Турции). Главная святыня города — храм Афины — имел весьма внушительный вид. Другие постройки прекрасно сочетались с уступами почти голой скалы и были рассчитаны на восприятие города со стороны моря.

Известная скульптурная группа «Лаокоон» рассчитана на восприятие анфас. Зритель видит сразу и бородатого троянского жреца Лаокоона, тщетно пытающегося сорвать с себя змеиные путы, и двух его детей, один из которых уже погибает. Яд разлился по телу жреца: бедро уже омертвело, но руки и торс еще продолжают бороться, а в лице запечатлелась смертная мука. Несмотря на тяжесть ситуации, Лаокоон сохраняет благородство и величие. Работа исполнена виртуозно. Анатомия человека передана с невиданной ранее тщательностью, доходящей почти до натурализма. Правда, фигуры сыновей не очень убедительны — греки всегда ценили красоту лишь зрелых людей. Детей они изображали как уменьшенных взрослых.

Другим шедевром эллинистического искусства является Ника (Нике) Самофракийская, созданная во II или III в. до н. э. Богиня победы представлена как бы слетающей с постамента в форме кормы корабля. Ее прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды. Винтообразный поворот фигуры прорезает воздух, наполненный брызгами соленого моря. Могучие крылья Ники как бы трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно. Образ величав и в то же время поэтичен.

Л. Дельво. Геркулес и эримфанский кабан. 1768. Королевский музей изящных искусств, Брюсель

Воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности мира и происходивших в нем катаклизмов — лишь одна сторона эллинизма. Другой стороной был уход в мир личный, духовный. Появились камерные образы, главным содержанием которых стала духовная жизнь. Одним из лучших памятников такого рода является Венера Милосская. Богиня изображена полуобнаженной — так, что одеяние, окутывая голые ноги и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые были показаны в движении. Возможно, в одной из них Венера держала яблоко. В эпоху эллинизма она была одной из любимых богинь. Ее представляли то кокетливой, то задумчивой, то шаловливой. Венера с острова Мелос строга и сдержанна. У нее простая прическа с прямым пробором, лицо и фигура представлены довольно обобщенно. Вероятно, она стояла на высоком постаменте и смотрела на зрителя сверху вниз. Взгляд богини ниспосылает покой.

Мир стареет, стареет и культура. Чувствуется, что эпоха эллинизма — это «осень» всего древнегреческого мира. Тогда любили изображать некрасивую натуру (жутких морщинистых обнаженных старых рыбаков и пьяных старух), а иногда впадали в слащавость, показывая женщин с томным выражением глаз и пухленькими губками. Порой смешивали жанры, включая в игру фантазии прекрасных обнаженных богинь и старых рогатых сатиров. Такие произведения уже стоят на грани жанрового искусства — сюжетных композиций, темы которых основаны на впечатлениях обыденной жизни.

Гражданские, философские и религиозные проблемы уже давно перестали волновать большинство людей. Их кредо — живи незаметно. Побежденный Римом мир входил в новый, последний этап своего античного развития — в рамках древнеримской культуры.

 6. Творческая работа. Написание синквейна

Схема синквейна:

1-я строка — существительное (тема синквейна);
2-я строка — два прилагательных;
3-я строка — три глагола;
4-я строка — короткое предложение;
5-я строка — итоговое существительное.

Пример синквейна:

Эллинизм.
Развивающийся, стареющий.
Распространяется, влияет, увядает.
Осень древнегреческого мира.
Перемены.

Чехачева Анна

 

Греческие монеты

7. Домашнее задание

Подобрать материал для доклада об эллинизме. Какое влияние оказала эллинская культура на покоренные народы?

Приложение

Текст для работы

Верность

Стоял между реками Гидаспом и Гангом город Вардахамана, что значит Цветущий. Овал его белокаменных стен со сторожевыми башнями напоминал Гималаи. В самом центре города был дворец, равного которому не знала Индия. И жил в том дворце царь Пор. Природа наделила его мудростью и красотой, чтобы он радовал ими людей.

В тот день царь сидел в зале приемов, окруженный советниками. Узнав, что его хочет видеть странник, он приказал его впустить.

— О, лучезарный! — молвил странник, склоняясь к трону. — Я шел без отдыха через пустыни и горы. Но как я ни торопился, мне не удалось обогнать беду более чем на десять дней. По истечении этого срока к твоим границам подойдет неисчислимое войско во главе с непобедимым Александром, царем далекого Запада. Он разгромил великого царя Дария и требует, чтобы теперь платили дань ему. Одержимый злыми духами, он хочет омыть копыта своего скакуна в крайнем море.

— Успокойся, — сказал Пор, положив ладонь на плечо странника. — В мире нет непобедимых царей. Сколько ни побеждай, всегда отыщется тот, кто сильнее. Этот царь со столь мудрым именем Александр — просто честолюбивый юнец, которому суждено испытать великое разочарование.

Щедро вознаградив и отпустив странника, Пор обратился к своему главному советнику:

— Кукурава! Возьми на себя труд известить моих братьев Абисара и Таксила о том, что нам поведал странник. Объясни им, что если мы не объединимся, враг одолеет нас поодиночке, как стебли соломы огонь.

— Слушаю и повинуюсь! — ответил Кукурава. Он низко наклонил голову, чтобы никто не увидел зловещего огонька в его глазах.

Первым Кукурава посетил Абисара. Зная, что преобладающей чертой характера этого правителя была трусость, он не просто поведал о приближении вражеского войска, но от себя расписал его могущество. В его изображении Александр превратился в злого духа, встреча с которым несет неминуемую гибель.

— Кто видел этого врага? — рассуждал Абисар вслух. — Какой-то странник? А может от жары у него помутился разум?

— Да! Да! — подхватил Кукурава. — Этот странник показался мне подозрительным. У него блестели глаза, как у безумного.

— Допустим, что вражеское войско десять дней назад двигалось к Гидаспу. Но за это время многое могло измениться. Полководец мог раздумать и вернуться назад. Например, его могли испугать змеи.

— Да! Да! — подхватил Кукурава. — Нигде нет столько змей, как у нас.

— Отсюда следует, — закончил Абисар, — что нам нечего торопиться. Посмотрим, что за враг, узнаем его намерения.

Иные результаты имела встреча Кукуравы с Таксилом. Это был человек злой и заносчивый, как павлин.

— Привет тебе, мудрейший из мудрых! — сказал советник, отдавая поклон. — Меня послал мой повелитель, чтобы предупредить о страшной опасности.

— Знаю! — отозвался Таксил. — Стражи, что на западной границе, предупредили меня о приближении большого войска. Каковы цели вражеского полководца?

— Говорят, он хочет достигнуть края света.

— Только лишь… А потом?

— А потом он вернется туда, откуда пришел, чтобы похвастаться перед своими подданными

— Я тоже так думаю, — сказал Таксил. — Но я хочу тебя спросить, не лучше ли пропустить его через свои границы? Пусть идет себе куда хочет.

— Ты прав, — ответил Кукурава. — Пусть себе идет.

— Ты мудрый человек! — сказал Таксил. — Если хочешь служить мне, то добьешься большего, чем у Пора.

Через несколько дней македоняне с ужасом и удивлением увидели, что на их пути строй из слонов и конницы. Но что это? От вражеского войска отделился всадник. Судя по его расшитой золотом и украшенной жемчугом одежде, это был не простой вестник. Поэтому Александр поскакал ему навстречу. Индиец первым подошел к македонцу и поклонился. Македонец ответил кивком головы. Вот о чем говорили цари:

— Я привел свое войско не для того, чтоб вступить в борьбу, — сказал Таксил. — На глазах воинов я передаю тебе власть в моем царстве и самого себя.

— Я возвращаю этот дар, — ответил Александр. — Достаточно, что я нашел в тебе друга. Самым большим подарком было бы, если бы ты смог убедить других царей не чинить мне препятствий.

— Я думаю, что, узнав о нашей дружбе, они последуют моему примеру. Если же нет, я помогу тебе оружием.

После этого армия Александра двинулась к Гидаспу и вслед за нею дружественное ему войско Таксила.

Армия Александра вышла на берег Гидаспа. Разлившись в ширину, река напоминала море. Ее течение было быстрым и стремительным. Еще страшнее, чем зрелище реки, был вид противоположного берега, заполненного индийским войском. У самой воды стояли слоны. Восемьдесят пять лесных гигантов выставил Пор. За слонами стояли боевые колесницы, а за колесницами — пехота.

Македонцами овладело уныние. Им еще не разу не приходилось переходить реки на виду такого могущественного неприятеля.

Желая рассеять страх воинов, Александр с деланным воодушевлением воскликнул:

— Наконец я вижу достойную для себя опасность.

При переправе умер конь Александра Букефал. Его, ослабевшего от старости, царь всюду водил за собой. В Вавилоне халдей нагадал Александру, что он выполнит назначение своей жизни, если будет жить его прославленный конь. Что же теперь?

Александр упрямо тряхнул головой:

— На месте гибели Букефала заложите город его имени. Пусть он продолжит жизнь моего коня. Приступить к переправе!

Ранним утром Пору сообщили, что берег выше по течению занят вооруженными людьми. Пор понял, что предан царями и что ему надо одному встречать врагов Индии.

Тотчас же погонщики подвели царю слона. Умное животное встало на колени, чтоб господин мог подняться на башенку.

Слоны подходили все ближе и ближе. Хорошо обученные борьбе с пехотой, они вырывали хоботами то одного, то другого воина и передавали их погонщикам. С ревом метались слоны, подобные тучам. Кони вставали на дыбы.

Лицо Александра стало мертвенно бледным. Никогда еще полководец не испытывал такого мучительного беспокойства. Дойти почти до цели и видеть, как бессловесные животные обращаются с его воинами как с напроказившими детьми.

В это время к царю подскакал всадник-индиец и начал ему что-то говорить.

— Что ему надо? — спросил Александр у толмача.

— Он говорит, что надо рубить хоботы у слонов.

— Как его зовут?

— Он назвал себя Кукуравой.

Через несколько минут Александр бросил в бой воинов, вооруженных кривыми мечами. Они рубили хоботы у животных и ранили им ноги.

Боль превращала слонов в разъяренных зверей. Они пятились, давя шедших сзади пехотинцев. Только один слон словно не замечал всеобщего смятения Он нес на себе Пора. Царь был ранен. Слон чувствовал, что теперь главное — спасти раненого господина. Повернувшись, животное побежало изо всех сил. За слоном увязалось несколько всадников. Первым среди них был Александр, рядом с ним скакали Птолемей и Аттал. За ними Таксил и Кукурава.

Вдруг Александр перелетел через голову своего коня. Он потребовал нового коня. Во время этой непредвиденной задержки первым оказался Кукурава. Догнав слона, он крикнул погонщику:

— Остановись! Куда тебя несет!

При звуке его голоса к Пору вернулось сознание. Он схватил случайно сохранившуюся стрелу и, используя ее как дротик. Метнул в Кукураву. Тот был пригвожден к земле, которую предал.

В это время подскакал Александр со своими спутниками. Видя рядом со слоном неподвижное тело Пора, он приказал стащить с него доспехи в драгоценных каменьях. Но не успели приблизиться к Пору, как слон подхватил своего повелителя и стал укладывать его у себя на спине.

Со всех сторон в слона полетели дротики. Но и умирая, слон упал так, чтобы не задушить своего господина собственной тушей.

— Вот она верность! — воскликнул Александр, обращаясь к своим друзьям. — Будь у Пора все такие слоны, не ему бы пришлось лежать здесь, а мне.

— Слон оправдал свое имя, — вмешался толмач. — Этого слона звали Верность.

В это мгновение Пор открыл глаза.

— Что побудило тебя испытывать судьбу, злополучный ты человек? — спросил его Александр без ненависти в голосе.

— Ты знаешь это сам: верность. Человек должен быть верен своему долгу, даже если против него весь мир.

— Хорошо сказано, — отозвался Александр. — А чего ты ждешь от меня?

— Верности самому себе. Человек, вздумавший покорить весь мир, не омрачит своей победы несправедливостью.

Слова эти произвели на Александра впечатление.

— Пришлите моего врача, — распорядился он. — Пусть он исцелит раны Пора. А ты, Птолемей, позаботься, чтобы моему новому другу была передана половина земель Абисара и Таксила. Довольно обмана и хитрости. Мы будем опираться на верность.

(А.И. Немировский. «Книга для чтения по истории Древнего мира»)