Валентина ЛЫСЮК,
Петр ЕФИМОВ
Художественный образ и его пластическое воплощение
Тема VIII. «Как люди раньше жили»
Окончание. См. № 5/06.
II часть
Занятие в студии
Разминка
В данном занятии разминку полезно начать с коллективной игры, главное — физическое и эмоциональное раскрепощение детей. Использование активных игровых ситуаций в форме коллективной игры без строгой регламентации движений приводит к эмоциональному подъему и подготавливает к восприятию характерного поведения в жанровых сценках.
Игра «Взятие снежного городка»
Педагог предлагает детям поиграть в веселую народную игру, в которую играют герои картины Сурикова «Взятие снежного городка».
— Представьте себе: зима, снежные сугробы. Вы разбежались по площадке, и каждый выбрал себе место так, чтобы на нем можно было скатать большой снежный ком и не мешать друг другу. Возьмем в руки снег и сожмем его. Почувствовали, какой он рыхлый, холодный? Опустили комочек на землю и стали катать, чтобы наш комочек превратился в большой и твердый ком.
Теперь попробуем перепрыгнуть через свой воображаемый снежный ком. У того из вас, кто прыгнул выше всех, ком получился самым большим. (Прыжки через ком можно повторить несколько раз.) Затем попробуем перепрыгнуть через ком соседа, одного, второго, третьего, меняясь местами до тех пор, пока не перепрыгнем через все комы.
А теперь встаньте друг за другом так, чтобы между ваших ног мог прокатиться снежный ком. Последний в шеренге берет комочек снега и катит его перед собой, пролезая под ногами у всей шеренги, стараясь никого не задеть, и встает первым. За ним идет тот, кто остался последним в шеренге, и так весь поезд движется вперед.
Разбиваемся на две команды, равные по количеству игроков. Встали в две шеренги лицом друг к другу, крепко взялись за руки и превратились в две неприступные крепости. Первый игрок одной из команд превращается во всадника, штурмующего крепость. Он скачет на воображаемом коне, стараясь прорваться сквозь сцепленные руки противника. Если ему это удается, он забирает в плен одного из игроков и тот становится в шеренгу победителей. Если же он не пробивает стену, то сам остается в плену. Каждая команда штурмует стену по очереди, пока одна из крепостей не будет полностью взята.
(Каждый раз в момент штурма педагог должен подстраховывать играющих от падения, стоя позади шеренги, следя за нападающим.)
В конце игры все вскакивают на воображаемых коней и под музыку мчатся галопом по кругу, перепрыгивая «сугробы». Движение постепенно замедляется и заканчивается вместе с музыкой.
Игра«Народное гулянье»
Под медленную распевную мелодию дети парами делают четыре шага вперед, кланяются друг другу, делают еще четыре шага, затем поочередно парами расходятся направо и налево и, идя по полукругу, возвращаются в исходную точку. Теперь, делая четыре шага вперед, кланяются: первая пара — паре, идущей справа, вторая пара — паре, идущей слева и так далее. Через следующие четыре шага первая пара кланяется налево, вторая — направо и так далее.
— На гулянье всегда было весело, потому что каждый мог делать здесь то, что ему нравилось. Кто-то мог сидеть в чайной и пить чай с баранками, кто-то соревноваться в силе и ловкости, играть в разные игры, а кто-то любил просто наблюдать за всем происходящим, и так мог увлечься, что стоял с открытым от удивления ртом. Вот почему таких людей прозвали в народе «зеваки».
— Вспомним картину «Кузница». Как вы думаете, кузнец там играет или трудится? Конечно, он трудится, выполняет тяжелую и необходимую работу. Труд кузнецов так ценился, что на гуляньях люди даже играли в игры, напоминающие работу кузнеца, в которых тренировалась сила, ловкость и внимание.
Игра«Молот и наковальня»
Мальчики берут в руки воображаемый деревянный молот, подобный молоту кузнеца на картине. Девочки застывают в полуприседе и внимательно следят за действиями своих партнеров. Мальчики заносят молот над головой и с силой опускают его на воображаемую наковальню. В тот момент, когда руки мальчиков останавливаются, девочки подпрыгивают, и чем сильнее замах мальчика, тем выше прыжок. Так повторяется несколько раз. Педагог следит, чтобы у мальчиков происходила точная фиксация рук, а прыжок девочек происходил точно в момент фиксации. Когда удается добиться синхронности передачи действия, можно уделить внимание игровому общению партнеров.
Дети снова встают парами, проходят круг, как бы продолжая гулянье.
Игра«Чаепитие»
Дети вспоминают еще одну картину, которую видели в музее, — «Купчиха за чаем».
Девочки представили себя купчихами, налили чай из воображаемой чашки в блюдце. Осторожно, чтобы не разлить его, взяли правой рукой блюдце и поднесли его к губам. А мальчики превратились в кошек, которые ждут своего лакомого кусочка. Выгнули спины, боком осторожно прикасаются к хозяйке и одновременно стараются заглянуть ей в глаза, а она отворачивается в другую сторону, и им придется зайти уже с другой стороны, потереться бочком или сделать что-нибудь еще, чтобы привлечь внимание хозяйки и получить вознаграждение.
По окончании игры дети вновь парами идут по кругу, прогуливаясь.
Игра «Коробейники»
— Ни одно гулянье не обходилось без продавцов игрушек. Они ходили между гуляющими с коробами на лямках, в которых были ленты, пряники, деревянные и глиняные свистульки.
Девочки остаются «купчихами», которые, выпив чайку, отправились на гулянье посмотреть какие-нибудь товары. Малъчики изображают коробейников. Придерживая руками свои «коробы», они, пританцовывая, переходят от одной «купчихи» к другой, предлагая свои товары, стараясь найти подход к каждой из них, с тем чтобы заинтересовать покупкой. Одновременно они ищут партнершу для танца.
Игра заканчивается общей плясовой на мотивы русских народных песен.
Жанровые сценки на темы басен И.А. Крылова
В жанровых сценках педагогу нужно объяснить, как подойти к понятию «характер» персонажа через характерные позы, движения, различные способы общения в заданных игровых ситуациях.
«Ворона и Лисица»
Педагог читает текст басни И.А. Крылова, затем разбирает предложенную в басне ситуацию, главные черты персонажей и вместе с детьми находит ответ на вопрос: кто такой «льстец» и чего он добивается лестью? Затем дети приступают к этюдам на выявление характера персонажей.
Ворона
— Вороны, как и люди, бывают разные. Какая же ворона в нашей басне? «На ель Ворона взгромоздясь...» — что означают эти слова? То, что ворона тяжелая, неповоротливая. «Позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась...» — а это значит, что она неторопливая и важная птица. Правда, она немного похожа на боярина? Теперь каждый из вас попробует представить себя такой вороной. Взяли сыр и крепко держим его в клюве. Вперевалку, важно подошли к дереву, посмотрели вверх, насколько оно высоко, замахали крыльями и медленно «взгромоздились» на самую верхушку. С вершины дерева озираем все вокруг, горделиво показывая всем свою добычу.
Лисица
— Чем же лисица отличается от вороны?
«На ту беду Лиса близехонько бежала…» — значит, она спешит, торопится, вынюхивает, чем бы поживиться, у нее длинный нос и длинный пушистый хвост, которым она заметает свои следы. Мы — лисицы. Принюхались и побежали, не забывая хвостом заметать следы.
«Вдруг сырный дух Лису остановил» — дети останавливаются как вкопанные и вновь принюхиваются, прогибают спины и поднимают головы вверх. Почему?
«Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил». Что же нам делать? Вспомним правила этикета, вспомним реверансы. А что сделала лиса?
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!»
— Попробуем выполнить все действия лисы, но сначала поймем, зачем она это делает и почему ее называют «плутовка». Она все время хитрит и так искусно усыпляет бдительность вороны, что заставляет ее поверить в то, что она «царь-птица». Разобьемся на пары, где один будет Вороной, другой — Лисицей. Сначала проиграем эту ситуацию без слов. Пусть вместо сыра во рту у «ворон» будет надутый воздушный шарик, который выпадет, когда она откроет рот.
Педагог обращает особое внимание на согласованное игровое общение пар, то есть на то, как «ворона» принимает ухаживания «лисицы» и как последовательно реагирует на действия, выражающие похвалу. Каждая «ворона» своими жестами и мимикой реагирует на слова «лисицы»: «шейка», «глазки», «перышки», «носок» и «голосок».
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал, — с ним была плутовка такова.
Как только «вороны» откроют рты и шарики начнут падать, «лисицы» хватают их и начинают с ними играть, не обращая внимания на «ворон». А «вороны» возмущенно каркают.
При наличии времени желательно дать детям возможность поменяться ролями и разыграть басню еще раз.
«Стрекоза и муравей»
Эта басня позволяет решать иные педагогические задачи: если в первом случае дети знакомились с определенными чертами характера и их внешним проявлением, то здесь важно закрепить в сознании детей, что и труд и праздник важны в жизни человека, как это выражено в поговорке: «Делу время, а потехе — час».
Внимание детей концентрируется на выполнении конкретного действия, в рамках заданной роли.
— Представим себе жаркое лето, светит солнышко, мы на опушке леса. Чем здесь занят муравей? Он может делать запасы на зиму из даров леса, строить муравейник — теплый дом, но чтобы он ни делал, все у него в руках спорится, «горит», он работает быстро и ловко, не тратя напрасно ни одной минуты, трудится не покладая рук.
А что же делает попрыгунья-стрекоза? «Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило» — сказано о ней в басне. А это значит, что она может танцевать, петь веселые песенки, играть с другими стрекозами или бабочками, загорать на солнышке, пить нектар, порхая с цветка на цветок.
— А теперь встанем парами, один из вас будет изображать Муравья, другой — Стрекозу.
Вначале (под музыку) «муравьи» трудятся, занимаясь каждый своим делом, не мешая друг другу. По сигналу педагога «муравьи» останавливаются и замирают, а, как только зазвучит другая мелодия, «стрекозы» начинают играть и веселиться. Каждый из участников игры сам придумывает себе занятия. Педагогу следует похвалить детей, подробно разработавших линию поведения в игре.
— А теперь попробуем одновременно, не мешая друг другу и никого вокруг не замечая, «муравьи» — трудиться, «стрекозы» — веселиться.
Педагог наблюдает за действиями ребят, следит за тем, чтобы исполнитель не отвлекался на действия других персонажей (здесь имеет значение собранность и концентрация внимания на действии). Очень важно, чтобы атмосфера праздности не преобладала над атмосферой труда, поэтому педагогу надо помочь «муравьям» разработать последовательность действий, чтобы они выполняли их четко и в убыстряющемся темпе.
— Но вот настала зима. Холодно. Деревья без листьев, на земле снежные сугробы. Воет вьюга. Сумрачно, солнышко не греет. «Всё прошло: с зимой холодной нужда, голод настает». А чем заняты сейчас наши герои? Муравьи — в теплом доме, поедают свои летние запасы. Стрекозы, дрожа от холода и голода, пытаются найти убежище и, обессиленные, с трудом махая крылышками, находят муравьиные домики и стучатся в них.
Что же сделал Муравей? В басне нет однозначного ответа. Он открыл дверь Стрекозе, и на ее просьбу, ответил:
Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!
А теперь решайте сами, выгнал ли он ее плясать на улицу или пустил в дом, решив, что пение и танцы — это не праздность, а праздник, который тоже нужен всем.
Обсудив с детьми эту тему, педагог подводит их к выводу, что нельзя оставлять стрекозу на гибель, и дети, проиграв этот вариант ситуации, заканчивают игру веселым танцем, причем не коллективным, а парным. Каждая «стрекоза» вовлекает в танец своего друга — «муравья». Важно построить в танце дружеское общение через повторение движений. Например: если мальчик танцует вприсядку, то и девочка по-своему повторяет это движение, причем в танце мальчики могут выполнять элементы движений, которые они выполняли во время сцены труда: лазанье по канату, перетаскивание, поднимание предметов, подметание пола и так далее, «стрекозы» в танце осваивают новые для них трудовые движения.
Подобный танец рождает новую атмосферу — атмосферу праздника.
Основные музыкальные произведения
Игра «Взятие снежного городка» — П.И. Чайковский. «Февраль» («Времена года»); Н. Крутицкий. «Зима»; П.И. Чайковский. «Зимнее утро» («Детский альбом»).
«Игра в лошадки» — П.И. Чайковский. «Детский альбом».
«Народное гулянье» — Б.Н. Можжевелов. «Хоровод».
«Молот и наковальня» — Д. Львов-Компанеец. «В кузнице».
«Чаепитие» — П.И. Чайковский. «Шарманщик поет», «Сладкая греза» («Детский альбом»); русская народная песня «Ах, ты, душечка».
«Коробейники» — русские народные песни «Коробейники», «Калинка».
«Ворона и Лисица» — русская народная песня «Светит месяц»; А. Дюран. «Вальс ми-бемоль-мажор».
«Стрекоза и муравей» — А.С. Майкапар. «Вальс» (сб. «Бирюльки»); А.П. Гладковский. «Маленькая танцовщица»; русская народная песня «Ах, вы, сени»; Ф. Флотов. «Праздничная полька» из оперы «Марта».