Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2006

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Н е т р а д и ц и о н н ы й   у р о к

РозаЧАУРИНА

«В сельской библиотеке»

Беседа по картине И.В. Шевандроновой

И. Шевандронова. В сельской библиотеке. 1954. Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Ежегодно 27 мая в нашей стране отмечается Всероссийский день библиотек.

— Вспомните, пожалуйста, как называется последняя прочитанная вами книга. Где вы ее взяли: в домашней (школьной, городской, сельской) библиотеке, у товарища, у знакомых, купили, вам ее подарили?

— Интересно, как вы собираете домашнюю библиотеку?

На свете существует огромное количество библиотек. И у каждой есть своя биография. Вот, к примеру, в Москве есть Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ). Маргарита Ивановна Рудомино во время гражданской войны из шкафчика с сотней маминых книг на иностранных языках начала создавать и создала библиотеку, подобной которой нет нигде в мире. Тогда, в 20-е годы теперь уже прошлого века, Рудомино вместе с немногочисленными сотрудниками приходилось буквально завоевывать своего читателя: «оружием» был граммофон с пластинками по изучению иностранных языков. Вооружившись таким образом, она выезжала на заводы и фабрики, в парки культуры и отдыха, в учебные заведения. Интерес к изучению иностранных языков рос день ото дня. И наконец — заслуженная радость: на пороге библиотеки появился застенчивый паренек и попросил записать его читателем... Сегодня Библиотека иностранной литературы, которую Маргарита Ивановна  возглавляла долгие годы, получила всемирное признание и стала лучшим из возможных памятников нашей соотечественнице, великому библиотекарю и библиотековеду М.И. Рудомино.

 Скажите, а вы знаете других очень известных библиотекарей?

Конечно, знаете, только не догадываетесь об этом. И знаете вы не одного, а двух знаменитейших библиотекарей. Они братья, писатели-сказочники. Их сказки любят не только в Германии, откуда эти библиотекари, ученые-филологи и писатели родом, но и во всем мире. Их сказки читали и вы. А уж фильм «Бременские музыканты» вы, наверное, смотрели не один раз.

 Итак, назовите этих братьев.

(Братья Гримм — Якоб и Вильгельм.)

 Перечислите, пожалуйста, библиотеки вашего города (села).

(В Москве: Российская государственная библиотека, Государственная публичная историческая библиотека России, Российская государственная библиотека по искусству, Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара... В Санкт-Петербурге: Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина...)

 Как вы думаете, почему, говоря о библиотеке, поэт употребил слово «храм», а не «учреждение» или «здание», «дом» или «помещение»?

 

Библиотека и была и будет

Священный храм

Живых печатных слов.

(В. Черкасов. «Да здравствует любимая работа»)

(1. Высокий стиль. Чтобы показать важное значение книг в жизни людей и свое уважительное отношение, преклонение. 2. Переносное значение — подобно тому, как МГУ — храм науки.)

Однажды, будучи в библиотеке, я услышала такой диалог:

Читатель. Скажите, пожалуйста, какие библиотеки есть в вашей библиотеке?

Библиотекарь. А как называется конкретная библиотека, которая вас интересует?

 Подумайте и скажите, что интересовало читателя?

(Библиотека — это: 1) учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования; 2) собрание книг, а также помещение, где они хранятся, — домашняя библиотека, библиотека ученого; 3) название серии книг определенной тематики — «Библиотека приключений», «Библиотека мировой литературы для детей», «Библиотека поэта». Читателя интересовала определенная серия книг.)

История библиотек мира хранит много интересных страниц. Одна из них, к примеру, рассказывает, что в XVIII в. особой популярностью среди немецких аристократов пользовалась так называемая «деревенская библиотека». В хранилище одного из институтов Германии сохранились книги в деревянных обложках. Каждая из них представляет собой шкатулку, выполненную из определенной породы дерева. Корешок книги сделан из коры дерева. Название дерева отпечатано на корешке золотом. Внутри шкатулки помещены высушенные листья, семена и корни этого дерева, а также краткое научное описание.

История библиотек мира постоянно пополняется новыми фактами. И если библиотеку Ивана Грозного еще продолжают искать, то некоторое время назад при раскопках в Фанагории, на дне Азовского моря была обнаружена античная библиотека, высеченная на мраморе.

Как вы знаете, библиотеки бывают большие и даже огромные. О них можно прочитать в энциклопедии или справочнике. А есть библиотеки совсем крошечные, в справочной литературе сведений о них вы не найдете. Однако об одной из таких библиотек с помощью кисти и красок рассказала художница Ирина Шевандронова. Ее картина называется «В сельской библиотеке».

Ирина Васильевна Шевандронова родилась в 1928 г. В 1953 г. она окончила Московский государственный институт им. В.И. Сурикова. А уже в следующем году ее картина «В сельской библиотеке» была представлена на Всесоюзной художественной выставке. Многие посетители останавливались около этой незамысловатой по сюжету картины: она словно притягивала к себе. Притягивала не только ощущением светлой радости, но и влюбленностью молодой художницы в своих героев. Казалось, Шевандронова обращалась к зрителю: «Ну посмотрите же на этих ребят! Ведь правда они замечательные?» Эта картина полна какой-то особой теплоты, сердечности, глубокого поэтического чувства.

Не кажется ли вам, ребята, что Шевандронова нарисовала картину «В сельской библиотеке» — и словно обронила на нашем пути клубок с волшебной нитью. Давайте попробуем размотать этот клубок. Пусть нитка поведет нас с библиотечного крылечка в огромный мир ассоциаций: книги и библиотеки, изобразительное искусство и поэзия, золотые россыпи пословиц и наша собственная фантазия... Итак, в путь!

 Вспомните, когда была написана картина. Опишите библиотечное помещение.

(Небольшая комната. Дощатый пол выскоблен добела и вымыт. Топится печь. Из ее приоткрытой дверцы видны отблески огня. На полу лежит охапка золотисто-коричневых поленьев. Ведь дров-то нужно побольше: на дворе зима. Обращает на себя внимание огромное светлое окно.)

Это окно напоминает мне одно из тех, о которых писал поэт:

Застекленные синью,
Как большие глаза,
Смотрят окна в Россию,
На поля и леса.

(Ю. Мельников. «Окна»)

А если учесть, что это не простое окно, а библиотечное, то на ум приходят слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Книги — это окно в мир, почаще заглядывай в него». Вывод напрашивается сам собой: почаще приходите в библиотеку, берите и читайте книги, и они расскажут вам обо всем на свете.

 Как вы думаете, почему чтение книг помогает лучше понять произведение живописи?

(Из книги можно почерпнуть знание истории, литературы, искусства, обогатить тем самым свой мир ассоциаций, отыскать источник фантазий.)

 Попытайтесь описать, как обставлена библиотека.

(Если вспомнить, что картина демонстрировалась на выставке в 1954 г., то нетрудно подсчитать, сколько лет прошло после окончания Великой Отечественной войны. И хотя не все еще из того, что фашисты сожгли и разрушили, было восстановлено, сельская библиотека работала. Правда, в ней тесно, и обставлена она очень скромно: застланный газетами стол, табуретка, стул, библиотечная стойка да книжные полки. И вся эта мебель, по-видимому, сработана колхозным плотником. И везде книги, книги, книги.)

Книги. Они, как и люди, рождаются, живут; те, которые читают, — работают, а те, которые не пользуются читательским спросом, — бездельничают; одни — помощники, другие — воры времени.

...Когда в Германии к власти пришли фашисты, они жгли книги. И те, подобно Джордано Бруно, Жанне Д’Арк, сподвижнице Степана Разина Алене Арзамасской, горели на кострах.

Как и люди, книги бывают наставниками, а иногда и спасителями. Одна из них — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Есть музеи, которые рассказывают о жизни и деятельности известных людей. Но существуют, например, в Москве Музей книги, Музей экслибриса.

Книги, как и люди, могут быть настоящими друзьями. Рассказывают, что перед смертью А.С. Пушкин, окинув взглядом книги своей библиотеки, произнес: «Прощайте, друзья мои...»

Знаете ли вы, что книги, как и люди, побывали в космосе? Герман Титов брал с собой в космический полет томик стихов любимого поэта М.Ю. Лермонтова. Ну где как не в космосе уместно было процитировать строчки: «И звезда с звездою говорит...»

Книги, как и люди, умеют «позировать» художникам. Назовем некоторые из картин: «Между боями» (братья А. и С. Ткачёвы), «Книжная лавочка» (В. Васнецов), «Любитель старины» (В. Маковский), «Огни университета» (Ю. Пименов), «Дети на уроке», «Ученицы» (Н.П. Богданов-Бельский), «Портрет И.П. Павлова. 1930» (М.В. Нестеров), «Библия» (Винсент Ван Гог), «Портрет библиотекаря» (Джузеппе Арчимбольдо; портрет составлен из книг).

Книге, как и человеку, ставят памятники, например в Санкт-Петербурге.

Книге, как и людям, посвящают стихи. Не верите? Тогда слушайте!

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это книга. Да здравствует книга!

.........................................

Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, –
Это книга. Да здравствует книга!

(Т.Л. Щепкина-Куперник. «Отраженье исчезнувших лет...»)

 

На любой картине художника даже самая маленькая деталь играет важную роль. Она своеобразная подсказка. Судите сами. На картине «В сельской библиотеке» мы видим лежащую на столе книгу. Она открыта. Во-первых, по портрету на титульном листе можно установить ее автора — это А.С. Пушкин. Во-вторых, по характерной детали одежды портретируемого — высокому стоячему воротнику белой рубашки — можно узнать художника. Это — В. Тропинин. В-третьих, раскрытая книга — свидетельство того, что библиотекарь ее читала, что она любит перечитывать именно А.С. Пушкина, вообще любит читать и использует для этого каждую свободную минуту; библиотекарь не ушла, а вышла (отошла от стола) ненадолго.

 Укажите несколько других деталей-подсказок и расшифруйте (прокомментируйте) их.

( · Стол застлан газетами. — Средства на оформление библиотеки очень скромные. Или: библиотека открылась совсем недавно, поэтому оформление еще не закончено.

· На приоткрытой печной дверце видно отражение пламени. – Печь топится. В помещении прохладно.

· За окном виднеются не многоэтажные дома, а избы. – Библиотека находится не в городе, а в деревне или селе.

· Поднятый воротник пальто у девочки в платке. – На улице мороз.

· Оттопыренное «ухо» на шапке-ушанке мальчика с книгой в руках, стоящего к нам спиной. – Возможно, он так торопился, что не посмотрел в зеркало. А может быть, подрался с кем-нибудь по дороге — ведь мальчишки такие «петухи», — шапка упала, и он впопыхах нахлобучил ее кое-как.

· Шаль, висящая на спинке стула. – В помещении холодно, приходится утепляться. Библиотекарь где-то в здании и скоро вернется.)

 Дайте волю своей фантазии и дополните несколько деталей, которые вполне могли бы на картине быть.

( ·На полу в кадке стоит фикус.

· На стене — небольшая витрина «Портреты писателей».

· На столе библиотекаря лежит написанный от руки список книжных новинок.)

Я хочу добавить еще одну из возможных деталей. Когда после войны в село вернулся поэт-фронтовик, он конечно же зашел и в библиотеку. Соскучившийся по родному дому, по своим землякам, солдат написал стихотворение и подарил его Варваре Петровне (так звали библиотекаря), которая до войны часто помогала ему советом. И вот теперь это стихотворение в скромной рамочке из картона висит на стене при входе в библиотеку. Оно называется «Село мое».

Построены изба к избе
Надолго,
на века...
Село мое,
Я вновь к тебе
Пришел издалека.

Давно над плугом не потел,
Не замерзал в ночном...
Уже забыл, когда и пел
С друзьями под окном...

Пусть непогода,
Дождик пусть...
Былинку теребя,
Село мое,
дай нагляжусь
С пригорка на тебя!

(Ю. Мельников. «Село мое»)

Ребята, возможно, вы когда-нибудь задумывались над тем: а что же такое живопись? Живопись — это умение изображать красками то, что видишь: природу, людей, события. С помощью красок художник раскрывает свои мысли и чувства, рассказывает о том, каким он видит окружающий мир или каким бы он хотел его видеть.

Много веков прошло с тех пор, как первобытный человек в лохматой звериной шкуре,
впроголодь живя, кореньями питаясь,
Вдруг различил однажды неба цвет.
Тогда в него навек вселилась зависть
К той гамме красок. Он открыл секрет
Бессмертья их. И где б теперь он ни был,
Куда б ни шел, он всюду их искал...

(Н. Майоров. «Рождение искусства»)

И нашел. Он собрал разноцветную глину — и на гладкой, отполированной ветром и дождями скале появилось первое цветное изображение... И сегодня перед каждым современным художником встают все те же проблемы цвета и света.

Обратите внимание на то, как мастерски справилась с ними молодая художница Ирина Шевандронова. Цветовая гамма картины «В сельской библиотеке» — сочетание белых (снег, пол, газеты на столе), приглушенно-серых (одежда детей, мебель) и горячих красных цветов (огонь в печи, блики на шали) как нельзя лучше выражают внутреннюю теплоту этого художественного полотна. А фигуры главных героев картины словно высвечиваются мягким силуэтом на фоне ярко-белого снега за большим окном.

 Пока дети ждут Варвару Петровну, скажите, ребята, как вы ее себе представляете?

(Варвара Петровна — добрая хозяйка книжного царства. Она всегда умеет найти самую-самую интересную книгу. Она доброжелательна. Однако неряху может не только пожурить, но и хорошенько отчитать за то, что он плохо обращается с книгой или не сдает ее в срок.

Варвара Петровна — миловидная женщина. Ей лет 35. У нее длинные светлые волосы. Поэтому односельчане между собой называют ее не иначе как Варвара-краса, русая коса. Варвара Петровна — человек энергичный. И влюбленный. Она влюблена в книги, поэзию, ивопись и всеми силами пытается и детей приобщить к этому миру прекрасного. Поэтому Варвара Петровна нередко устраивает «Библиотечные вечера». На огонек может зайти каждый желающий. Темы вечеров очень разные: «Первопечатник Иван Фёдоров», «Первая женщина в России — профессиональный библиотекарь» (о Е.В. Балобановой), «Художники-передвижники», «П.М. Третьяков — почетный гражданин Москвы», «Книжкина биография»... Варвара Петровна организует выставки рисунков деревенских ребятишек, устраивает конкурсы чтецов...)

А еще, ребята, у Варвары Петровны есть мечта: вместе с детьми посадить около библиотеки сад, где будут расти яблони и вишни, сирень и черемуха и много рябины. Весной и летом это будет бело-сиреневое чудо, а осенью — красно-оранжевое (помните, как у Есенина: «В аду горит костер рябины красной...»). И будет не осенний сад, а настоящая осенняя сказка, озвученная птичьим разноголосьем.

Любительница поэзии Варвара Петровна, конечно же, обязательно соберет своих читателей полюбоваться осенним садом, почитает им стихи, может быть, эти — Марины Цветаевой:

...Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

.....................

Мне и поныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(«Стихи о Москве»)

 Детей на картине пятеро. Опишите их.

(На переднем плане лицом к зрителю — девушка лет двенадцати. У нее высокий чистый лоб, большие карие глаза широко распахнуты. Она смотрит вслед ушедшей за книгами Варваре Петровне и с нетерпением ждет, когда та вернется. Одета девочка так, как обычно одевались все деревенские ребятишки того времени: байковые шаровары, на голове — теплый платок, и мы не удивимся, если пальто сшито из бабушкиной шали, а валенки — одни на семью. Чтобы руки были свободными, она носит портфель, как военные свой планшет.

Слева от зрителя, у библиотечной стойки — два мальчугана. Один из них без шапки. Он молодец — ведь в общественном месте мужчинам головные уборы положено снимать. Другой держит в руках книгу. Похоже, ребята не только разглядывают ее, но и что-то обсуждают.

В отсутствие Варвары Петровны любознательные читатели не теряют времени зря:

Они с головой ушли в чтение книг и журналов. Вот и девочка, присевшая на подоконник, тоже держит книгу в руках. Ее волосы заплетены в две косички и уложены сзади полумесяцем (тогда многие носили такую прическу).

И наконец, самый маленький посетитель библиотеки. Назовем его Антоном. Он дошкольник. Читать, скорее всего, еще не умеет. Как мальчик оказался в библиотеке, можно только предполагать. Или он братишка девочки, рядом с которой стоит, и пришел сюда из любопытства; или катался с горки, а увидев соседских ребят, увязался за ними; или и вовсе забрел сюда случайно. Но как бы там ни было, этот «мужичок с ноготок», не доросший пока до звания читателя, стоит и тоже ждет Варвару Петровну. А вдруг все-таки и ему она даст хотя бы подержать книжку с картинками. Смущенный малыш с затаенной надеждой с мотрит на нас с картины из-под сползающей на глаза, по-видимому, отцовской шапки-ушанки. Ему бы вместо шапки богатырский шлем, а в руки копье, был бы вылитый Илья Муромец с одной из картин-открыток о детях художницы Елизаветы Бём.)

Заканчивая беседу по картине И.В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», нужно сказать, что самое главное в картине — это переданное в колорите, в деталях, в общем настроении полотна ощущение светлой радости и привлекательности жизни, которая протекает в стенах этой крошечной сельской библиотеки.

Домашнее задание

Класс делится на семь групп. Каждая из групп получает свое задание, заранее написанное учителем на отдельном листе.

1. Напишите сочинение на тему: «Мои впечатления» (по картине И.В. Шевандроновой «В сельской библиотеке»).

2. Почему Библию в христианском мире называют книгой книг? Вспомните несколько заповедей из нее.

3. 23 апреля, когда отмечается Всемирный день книги, вы хотите сделать подарок своему другу. Какую бы из пословиц вы выбрали для дарственной надписи на книге?

· Книга учит, как на свете жить (украинская).

· Книга — лучший дар дружбы.

· Солнце взойдет — оживает природа, книгу прочтешь — просветляется ум (монгольская).

· Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книг (датская).

· Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится (эфиопская).

· Золото добывается из земли, знание — из книг (тувинская).

· Испокон века книга растит человека (русская).

4. Если бы вам дали прозвище «ходячая энциклопедия», вы бы обиделись или возгордились?

5. Как вы понимаете смысл каждого из следующих фразеологизмов: настольная книга, с красной строки, попасть в переплет, прочитать от доски до доски, семейное чтение, читать между строк?

6. Какие три книги и три картины вы взяли бы с собой на необитаемый остров?

7. Нет-нет да и услышишь, что книга устарела, отжила свой век. Если бы вы писали статью в журнал или газету, то под каким заголовком: «Прощай, книга!» или «Да здравствует книга!»?