На первый взгляд все просто и ясно. Изображены,
выражаясь словами Микиэля, видевшего картину в
доме Контарини, «три философа: двое стоящих, один
сидящий, который наблюдает солнечные лучи в
пейзаже со столь удивительно воспроизведенной
пещерой».
И в то же время сам сюжет картины необычен.
Отсутствуют традиционные в искусстве XV в.
библейско-евангельские образы. И хотя, как
показало исследование картины с помощью
рентгенограммы, первоначально на ней были
изображены волхвы, Джорджоне заново переписал
ее, превратив евангельских волхвов в философов.
Сюжет приобрел светский характер.
Джорджоне обратился к известному античному
сюжету: мудрецы разных веков ведут философскую
дискуссию. На небольшой каменистой площадке три
фигуры: старец, сжимающий в руках
астрологическую таблицу, человек средних лет в
восточном одеянии и сидящий юноша с циркулем,
угольником и листом бумаги на коленях. В
просвете, образуемом громадной скалой с пещерой
и темными стволами деревьев, видны долина и
вечернее небо с плывущими фиолетовыми облаками.
Перед нами трое людей различных характеров,
возрастов, темпераментов. Внешне они не связаны
друг с другом. Но настроение вечерней тишины
заставляет каждого прислушиваться к голосам
природы, и это объединяет их. Человек в картине
Джорджоне наслаждается красотами окружающей его
природы. Эту мысль выражает поэтический образ
сидящего юноши в белом хитоне и темно-зеленом
гиматии. Образ настолько
индивидуален, что заставляет многих видеть в нем
автопортрет художника.
Важны в картине композиция и цвет. Персонажи
стоят на трех ступенях скалы, символизируя,
по-видимому, три ступени развития философии. Две
несколько вытянутые фигуры, мощные вертикальные
складки одеяний усиливают настроение покоя,
разлитое в картине. Темное, обобщенное пятно
скалы великолепно уравновешивает сдвинутую в
правый угол группу философов.
Немалую роль в композиции играет скала с
пещерой, занимающая треть пространства. И
именно к пещере устремлен пытливый взор юноши,
находящегося к ней ближе всех остальных
участников.
Известно, что пещера является завершенным
образом мира в древних мистериях. Вспоминается
знаменитый отрывок из «Кодекса Арунделя»,
принадлежащий перу Леонардо да Винчи: «Томимый
страстным желанием, стремясь увидеть изобилие
разнообразных и удивительных форм, созданных
искусной природой, подошел я ко входу в большую
пещеру. Внезапно овладели мной два чувства:
страх и желание — страх перед зловещей,
угрожающей пещерой, желание увидеть, не таит ли
она каких-нибудь чудес».
Это лишний раз позволяет увидеть в образе юноши
символическое изображение философии и науки
эпохи Возрождения.
В искусствоведческой литературе до сих пор
идут споры о том, кто изображен в картине. Так,
Кавальказелли считает, что это астрономы, Л.
Вентури видит в них астрологов. Пардуччи
предполагает, что здесь изображены Аристотель,
Аверроэс и Вергилий, а Бальдасс – что это
Архимед, Птолемей и Пифагор. Гартлауб считает,
что здесь – адепты-орфики, представители
трех степеней посвящения в мистический союз, а
Ферригуто выдвигает теорию, согласно которой
здесь символически показаны три этапа в
развитии философии: Средневековье, арабская
философия и гуманизм Ренессанса. Таким образом,
«Три философа» допускают множество толкований.
Однако картина Джорджоне перерастает узкие
рамки символов и аллегорий, образы настолько
многоплановы, что не укладываются в одну схему.
Они вызывают множество ассоциаций, что присуще
произведениям большого мастера.
Верхняя одежда древних
греков в виде прямоугольного куска ткани;
надевался обычно поверх хитона.