В этой картине впервые в истории итальянской
живописи Джорджоне добивается красочного и
тонального единства, используя тонкие сочетания
охры и придавая золотисто-коричневую
тональность всем элементам пейзажа. Живописная
техника Джорджоне отличается от манеры
мастеров XV века: его свободный и плавный мазок
как бы растворяет предметы в световоздушной
среде, лишая формы пластической изолированности,
и в этом - глубокая новизна его метода.
Исследование «Грозы» в рентгеновских лучах
подтвердило слова Вазари о том, что при работе
над композицией Джорджоне не пользовался
подготовительным рисунком, а разрабатывал ее с
кистью в руке, меняя детали, перемещая мотивы и
уточняя формы фигур и архитектуры.
Много нового вносит Джорджоне и в трактовку
цвета. При передаче наиболее освещенных частей
он начинает работать в пастозной манере,
накладывает плотные и глухие краски и переходит
к прозрачным и светлым мазкам лишь на
заключительной стадии. Светлые участки холста
вырастают из темных, что полностью противоречит
традиционной манере «от светлого к темному».
В творчестве Джорджоне последних лет жизни
- в таких картинах, как «Гроза» и «Сельский
концерт», появляется особый тип пейзажа - пейзаж настроения.
В инвентарном списке коллекции Вендрамин
«Гроза» (1506, Венецианская Академия) значится как
«картина, изображающая цыганку и пастуха в
пейзаже с мостом». Сюжет картины до сих пор
неизвестен. В 1885 г. швейцарский историк Яков
Бурхгард, обнаруживший картину в одной из
венецианских коллекций, назвал ее «Семья
Джорджоне». Однако, когда в 1939 г. была
опубликована рентгенограмма «Грозы» и на месте
фигуры пастуха была обнаружена обнаженная
женская фигура, название картины пришлось
изменить.
Некоторые исследователи видят здесь
персонажей древнегреческого мифа об Адрасте и
Гипсипиле, героев поэмы Стация «Феб». Другие, как
Э. Винд, считают, что это аллегория мужества и
милосердия. Третьи, как Е. Гомбрих, утверждают,
что солдат или пастух на левом берегу реки и
женщина с ребенком на правом принадлежат двум
различным мирам - в том смысле, что женщина
стала для него видимой лишь в момент блеска
молнии.
Но «Гроза»- не просто иллюстрация к
литературному произведению. В ней столько
тончайших намеков и нюансов, действующих на
воображение зрителя, что она как бы превращается
в лирическое стихотворение.
Задумчивая женщина в неестественно
напряженной позе, современные венецианские
здания, обломки колонн и задумчивый юноша,
клубящиеся сине-свинцовые тучи, в которых
блеснула молния. «Волнение в спокойствии» - так можно определить основное настроение
картины. Эти непривычные сочетания, кстати,
часто встречающиеся в творчестве Джорджоне,
усиливают поэтичность произведения.
И в этой картине, так же как и в «Трех
философах», символика (обломок колонны в
литературе того времени был символом разбитой
жизни) и сюжетная канва уступают место
темпераменту живописца. В «Грозе» пейзаж
становится эмоционально насыщенным, впервые
художник передает состояние природы.
Человеческие фигуры впервые изображаются не
перед пейзажем, как это было в искусстве XV в., а в
самом пейзаже, который становится необычайно
пространственным.
Колорит картины еще более проникновенный, чем в
«Трех философах». Красная куртка пастуха
глубокого теплого тона, выделяющаяся на фоне
темно-зеленого пейзажа, прозрачная синева реки,
призрачная серебристость освещенных молнией
зданий и белый платок женщины образуют
незабываемый цветовой аккорд.