Непосредственным учителем Джорджоне был Джованни Беллини(1), в чьей мастерской он получил хорошую профессиональную подготовку. Творчество Джамбеллино было внутренне созвучно душевному настрою Джорджоне. Именно Беллини наследовал ту специфическую поэтическую линию венецианского искусства, которая была столь ценимой как при его жизни, так и позднее. У этого мастера Джорджоне прошел науку того венецианского колоризма, который станет отличительной чертой его творчества. Не избежал он влияния мощного и сурового стиля Мантеньи, который не только работал рядом, но и находился в родственных отношениях с Джованни Беллини.
Определенные импульсы Джорджоне получил от Леонардо, который посетил Венецию во время своих многочисленных странствий. Знаменитоё сфумато Леонардо да Винчи (2) помогло Джорджоне решить проблемы жесткости контуров и сухости форм, которые были свойственны художникам Кватроченто. Оно же позволило ему добиться свето-воздушного единства пространства, а в соединении с золотистым колоритом придало его полотнам неповторимую гармонию сияния золотого сна.
Знакомство с произведениями Перуджино (3) оказало влияние на классическую простоту композиций молодого венецианца и в какой-то мере определило тип лица его мадонн. Влияние Антонелло да Мессина (4) особенно чувствуется в портретных погрудных образах Джорджоне. Его интерес к природе и даже сама манера изображения пейзажа на первых порах во многом определилась благодаря знакомству с произведениями нидерландских и немецких художников (Дюрер).
Несомненно влияние Рафаэля в построении четкой монументальной формы, основанной на гармонии окружностей.
Надо отметить влияние на формирование общего миросозерцания Джорджоне венецианского гуманизма, для которого была характерна большая конкретность и интерес к человеку в неразрывной связи с природой. Близость Падуанского университета, где большое внимание уделялось естественно-научным знаниям, действовало гармонизирующе на несколько одностороннюю доктрину гуманизма с его культом человека.
(1)
(2)
(3)
(4)
Последователи
Сила таланта Джорджоне была настолько велика, что он оказал влияние даже на своего учителя Джованни Беллини. Мастерскую Джорджоне унаследовал его наиболее талантливый ученик Тициан, который творчески развил живописный метод Джорджоне и во многих своих произведениях отталкивался от иконографических формул своего учителя.
Среди его последователей наиболее близким по темпераменту и душевному настрою считается Корреджо. Близким по стилю к Джорджоне является творчество Себастьяно дель Пьомбо, которому ошибочно приписывали ряд произведений Джорджоне. К последователям Джорджоне, так называемым джорджонескам, относят таких венецианских художников, как Дж. Буонконсильо, Д. Досси, Дж. Кариани, В. Катену, Б. Личинио, Я. Пальму Старшего, а также художников венецианской Террафермы: Л. Лотто(7), А. Моретто, Дж. Романино, Дж. Савольдо.
Найденная Джорджоне безупречная форма лежащей обнаженной женской фигуры, дотоле не имеющая иконографических прототипов, была настолько совершенной, что послужила источником вдохновения для многих художников на протяжении четырех столетий. В их ряду Тициан(6), П. Рубенс(8), Кранах, Г. Курбе, О. Ренуар, Э. Мане(5), П. Гоген и др. Необычное соединение обнаженной натуры и одетых персонажей в сочетании с природным окружением не давало покоя многим художникам, в том числе и Э. Мане («Завтрак на траве»), и П. Пикассо (многочисленные вариации на тему «Завтрака на траве»).