Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2006

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Марина ФРОЛОВА,
учитель МХК,
г. Ходыженск Красноярского края

Итальянское Возрождение
ДЖОРДЖОНЕ


Цель
Работа над умением понимать особенности времени и человеческой личности через язык живописи.

Задачи

  • Выявление взаимосвязей изучаемого и изученного ранее материалов.
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Развитие аналитических способностей.
  • Работа над созданием единой картины времени.
  • Эстетическое воспитание.
  • Эмоциональное развитие.

ХОД УРОКА
1. АКТИВИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ РАНЕЕ ЗНАНИЙ
Интеллектуальная игра
Игра проводится между двумя командами. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Задания даются общие — для обеих команд, но материал — для каждой команды индивидуально.
? Блицопрос
Вопросы 1-й команде
1. Кого принято называть корифеями Высокого Возрождения? (Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи.)
2. Почему эпоха Возрождения была названа именно так? (Возродился интерес к античному искусству, к человеческой личности.)
3. Что противопоставляло Возрождение средневековому утверждению о том, что человек из праха вышел и в прах вернется? (Человек создан по образу и подобию Божьему.)
4. Каких прозаиков и поэтов итальянского Возрождения вы можете назвать? (Данте, Петрарка, Боккаччо.)
5. Что такое фреска? (Роспись по сырой штукатурке.)
Вопросы 2-й команде
1. Какое значение имело слово «гуманист» в эпоху Возрождения»? (Человек, изучающий античную культуру.)
2. Жизнь и деятельность каких художников связана с Флоренцией? (Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Донателло.)

Сандро Боттичелли. Весна. Ок. 1477-1478. Галерея Уффици, Флоренция

3. Какой идеал человека выдвигала эпоха Возрождения? (Творец, познающий мир, наслаждающийся жизнью, ценящий красоту окружающего мира. Он всем интересуется, приносит пользу обществу, верит в Бога, но его вера основывается на знании. Он может принадлежать к любому сословию, и его материальное положение может быть различным.)
4. Кого принято считать провозвестником нового мышления новой эпохи — эпохи Возрождения? (Данте.)
5. Каковы отличительные черты живописи Возрождения? (Перспектива, светотень.)
? Работа с иллюстрациями
Для каждой группы подготовлены репродукции картин и таблички с подписями к ним. Ученики должны подобрать подписи к картинам.
Для 1-й группы:
Леонардо да Винчи. «Джоконда».
Сандро Боттичелли. «Весна».
Джотто. «Поцелуй Иуды».
Тициан. «Венера Урбинская».
Для 2-й группы:
Рафаэль. «Сикстинская мадонна».
Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры».
Микеланджело. «Сотворение светил» (фрагмент росписи Сикстинской капеллы).
Тициан. «Любовь небесная и любовь земная»
? Живые картины
Каждая группа учащихся получает репродукцию картины и представляет изображенное на ней при помощи жестов, выражения лица, передачи композиции. Другая группа угадывает автора и название представляемой картины.
1-я группа — Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря».
2-я группа — Рафаэль. «Афинская школа».

Лернардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497. Церковь Санта-Мария делла Грацие, Милан

2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ
Города Италии. Венеция как один из культурных центров Италии эпохи Возрождения
Учитель. Какие типы средневековых городов мы выделяли?
Ученики. Столичные, университетские, торговые города-республики.
Учитель. К какому типу относится Венеция?
Ученики. Это торговый город-республика.
Учитель. На чем основывалось материальное благополучие Венеции?
Ученики. Ресурсы Генуи и Венеции не позволяли прокормить население, даже хлеб приходилось привозить издалека. Сама Италия находилась на перекрестке торговых путей Средневековья. По морям, рекам Северной Италии и дальше через альпийские перевалы проходил путь, связывавший растущие города Европы со сказочно богатым Востоком, откуда везли шелка, пряности, сахар, хлопок, краски, вина, драгоценные камни, ковры и зеркала — словом, всё, что так привлекало состоятельные сословия Запада. Перепродажа восточных товаров давала купцам-посредникам огромные барыши. Поэтому Венеция и Генуя сделали ставку на мировую торговлю. Отныне итальянские купцы начали осваиваться в портах Леванта, Египта, Византии, в торговых городах Европы и на крупнейших ярмарках.
Учитель. Каково было государственное и общественное устройство Венеции?
Ученики. В XI столетии во всех трех городах оформились коммуны — в Генуе и Флоренции во главе с консулами, в Венеции же правителем еще со времен византийского господства считался дож, выбираемый пожизненно. Там власть стабилизировалась довольно рано, в отличие от Генуи и Флоренции, где это произошло лишь в XVI в.

Тициан. Любовь небесная и любовь земная. Ок. 1515 - 1516. Галерея Боргезе, Рим

Между сословиями не было четкой границы: феодалы участвовали в торговле и банковских операциях, купцы и банкиры приобретали земли и поместья; интересы торговцев и землевладельцев переплетались.
В XIII в. самостоятельной политической силой становятся пополаны — «жирный» и «тощий» народ, зажиточные и бедные, недовольные властью сеньоров.
В то время как другие республики, не удержавшись на стадии демократии, постоянно скатывались к анархии или попадали под власть иноземной тирании, Венеция укрепляла власть патрицианской олигархии. Там было не так уж много земельных владений, чтобы феодальная знать могла иметь существенное влияние. Число фамилий, имевших право участвовать в коммунальных советах, ограничили очень узким кругом старых богатых родов. Власть дожа простиралась не далее права подавать мудрые советы. Попытки переворотов и восстаний республика святого Марка (так называлась Венеция) пресекла в зародыше и впредь, на случай подобных неурядиц, был учрежден Совет десяти (дециумвират) — орган разведки и тайного следствия по делам о государственной измене. Суд Совета был скор и беспощаден. Законодательная власть оставалась в руках богатых патрициев. Зажиточным горожанам сделали только одну уступку: на них распространялось действие законов республики.

Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519. Картинная галерея, Дрезден

Учитель. Расскажите об общественных ценностях республики Венеция.
Ученики. Постепенно в Венеции сложилась особая прослойка государственных чиновников-горожан. Этот компромисс, умелая внутренняя политика, а также щедрость богатого города на хлеб, зрелища и жилье для бедных помогали сохранять мир и спокойствие в республике святого Марка. Правящую знать объединяла идея служения государству. Если флорентийский банкир действовал «во имя Бога и прибыли», то венецианский патриций служил «Господу Богу и Святейшей Венеции». «Благородный» человек непременно должен был быть патриотом. Государство в Венеции подчинило себе церковь, активно и разумно вмешивалось в экономику, не уступая цехам политического влияния. К началу XV в. Венеция была одним из самых сильных и богатых государств Европы.

3. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Джорджоне. Женский портрет ("Лаура"). 1506. Музей истории искусств, Вена

Список иллюстраций к рассказу:
«Юдифь», «Гроза», «Три философа», «Спящая Венера», «Женский портрет» («Лаура»).
На прошлом уроке мы говорили о творчестве великого венецианца Тициана. Сегодня обратимся к личности художника, которого можно назвать его учителем. Это Джорджоне.
В XVII в. первый биограф Тинторетто Карло Ридольфи писал о Джорджоне: «Поистине он был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». В апреле 1820 г. Байрон пишет в письме: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне».
Вазари говорил, что Джорджоне «всю свою жизнь был человеком благородных и добрых нравов», а прозвище Джорджоне, что значит «большой Джордж», получил за величие духа. Он был знаменит не только как художник, но и как один из самых замечательных музыкантов своего времени. Вазари пишет, что его игра на лютне и пение «почитались в те времена божественными».

Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици, Флоренция

Сведения о биографии художника скупы. Известно, что родился он в 1476 или 1478 г. в городке Кастельфранко, а его родители были «самого низкого происхождения».
Вопрос: Что характеризует Джорджоне как человека своей эпохи?
Известно лишь несколько картин мастера, написанных маслом. Джорджоне — художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, тонких переживаний. Музыка, меланхолия, созерцательное настроение — естественное содержание его картин, в которых как будто нет сюжета, нет и активного действия. Но присутствует порой сложный подтекст. Вместе с тем творчество Джорджоне человечно, полно пленительной красоты, сохраняет вечную волнующую привлекательность. Главную роль в его живописи играет колорит, с многообразием тонов и их мягкими переливами.

Леонардо да Винчи. Джоконда. Около 1503. Лувр, Париж

Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир. Его полные жизни произведения навеяны античной мифологией, аллегориями или литературными произведениями. Знаменитая картина «Гроза» полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряженно застывшая в ожидании грозы. Впервые в истории живописи пейзаж играет столь важную роль в картине, как бы отражая душевное состояние героев.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1304–1306. Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя

В 1507–1508 гг. Джорджоне создает «Спящую Венеру». Этот образ являет собой высшее выражение идеала — обобщенного и прекрасного женского образа. В нем строгая и соразмерная гармония всех частей. Художник придает этому образу еще большую поэтичность и глубину, изображая его на лоне природы. Простор неба, белые облака, голубые горы — все сливается с образом спящей Венеры в едином умиротворенном бытии.

4. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание
Рассмотрите «Портрет Лауры» и прочитайте отрывок из текста «Джорджоне» («Сто великих художников»). Напишите небольшое сочинение-зарисовку по картине Джорджоне «Юдифь».

 

Микеланджело. Сотворение светил (фрагмент росписи Сикстинской капеллы). Около 1510. Сикстинская капелла, Ватикан

Пример творческой работы
Одна из ранних работ художника посвящена подвигу библейской героини Юдифи, спасшей родной город от нашествия ассирийцев. Она отправилась в стан врага и убила их полководца Олоферна. Войско неприятеля отступило. Прекрасная кроткая Юдифь олицетворяет в картине высшую справедливость.
Ногой Юдифь попирает отрубленную голову Олоферна. Ее глаза опущены, и поэтому мир ее мыслей и чувств для нас закрыт. В облике молодой женщины нет ничего агрессивного или воинственного. Хотя в правой руке у нее меч, но она не столько сжимает его, сколько на него опирается. В ее фигуре не чувствуется напряжения, напротив, в ней всё гармония и ясное спокойствие.
В Юдифи много женственной мягкости и обаяния. Красивый золотистый колорит объединяет красные, серебристо-голубые и зеленые тона в один гармоничный аккорд.
Я думаю, тема этой картины близка художнику-венецианцу, потому что идея служения государству, патриотичность объединяла многих жителей и деятелей Венецианской республики.
Анна Чехачева. 8-й класс.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Закончить творческую работу.

Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511. Станца делла Сеньятура, Ватиканский дворец

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ
Джорджоне
К 1506–1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит окончательное формирование нового по сравнению с XV веком типа портрета. Как пишет Н.А. Белоусова, «в этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей. Особенно это относится к изображению так называемой «Лауры», которое в настоящее время считается просто «Женским портретом».
Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. На гладких темных волосах — прозрачный, серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь. Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом, изображено, как и торс, в трехчетвертном повороте, создающем ощущение пространственности и глубины картины. Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы.