Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2006

ДЕТИ В МУЗЕЕ

И д е м   в   м у з е й

Валентина ЛЫСЮК,
Петр ЕФИМОВ

Художественный образ и его пластическое воплощение

Продолжение. См. № 12–16, 19, 20/05, № 1, 5, 7/06

Тема IX. «ФАНТАЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ В ИСКУССТВЕ»

I часть. Экскурсия по экспозиции Государственного Русского музея

Задачи
1. Показать детям, что в произведениях художников фантазия всегда основывается на реальности.
2. Выявить специфику выразительных средств в произведе-ниях на фантастические сюжеты.
3. Открыть детям гуманистическую и нравственную направ-ленность произведений на сказочные и былинные сюжеты. (Сказ-ка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

Зрительный ряд
1. Куинджи А.И. Солнечные пятна на снегу. 1876–1890. Клеёнка, м.
2. Куинджи А.И. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898–1908. Бумага на холсте, м.
3. Репин И.Е. Садко. 1876. Х., м.
4. Врубель М.А. Тридцать три богатыря. Эскиз панно. 1901. X., м.
5. Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1882. X., м.
6. Нестеров М.А. Лель (Весна). 1933. X., м.
7. Коненков С.Т. Нищая братия. 1917. Дерево.

ХОД ЭКСКУРСИИ
1. А.И. Куинджи. Солнечные пятна на снегу
Чтобы показать детям индивидуальные различия в передаче одного мотива природы разными мастерами, задайте вопрос:
– Мы видим уголок зимнего леса в солнечный день. Ранее мы знако-мились с изображением леса в творчестве И.И. Шишкина. По способу изображения картины леса у Куинджи и у Шишкина схожи или различны?
Напомните детям, что Куинджи — художник-пейзажист, кото-рого волновало взаимодействие света и цвета в природе, поэто-му он писал свои картины непосредственно с натуры, длительно наблюдая явления природы.
Скажите, что на полотнах Шишкина всегда изображен сол-нечный день, но лес воссоздан с документальной точностью и кажется живым, но обычным, и ничего сказочного в нем нет.
Рассмотрите, как у Куинджи лесная поляна, с мягкими силуэтами покрытых шапками снега деревьев и кустов, залита солнечным светом. Солнечные пятна весело скользят по снегу, играют на деревьях, просвечивают сквозь заснеженные ветви. Чередуясь с легкими тенями, они как бы разбегаются многочис-ленными цветовыми рефлексами, и от этого кажется, что лес не просто оживает, но и превращается с помощью нашего вообра-жения в некое фантастическое пространство с живыми существа-ми.
После этого дети, как правило, с большим увлечением игра-ют в выдуманных персонажей.

Игра «На кого похоже»
Предложите детям всмотреться в изображение и пофантази-ровать, на что это похоже. Из ответов детей видно, что они, например, превращают два дерева на заднем плане в огромные добрые существа — в старика-лесовика с седой бородой и сказочную птицу, как будто ведущие мирный разговор. Кусты под ними похожи на «весело тянущихся к солнышку зайчиков», а маленькие «шапки» кустов на переднем плане напоминают им «просыпающихся ежиков».

Куинджи А.И. Пятна лунного света в лесу. Зима. 1898–1908

2. А.И. Куинджи. Пятна лунного света в лесу
Покажите, как от лунного света преобразилась та же поляна ночью.
Обратите внимание на следующие моменты:
— на вытянутый по горизонтали формат полотна, благодаря чему поляна кажется более широкой и отдаленной от зрителя;
— на то, как холодные лунные пятна уменьшились, а тени уп-лотнились и как будто подкрадываются, сгущаются на снегу, переходя в плотные темные силуэты верхушек деревьев;
— на застывший ритм орнаментально очерченных темных и светлых поверхностей, создающий ощущение тишины, таин-ственности. Лес как бы притих, затаился, а в восприятии детей очертания «существ» превращаются в «стражей», охраняющих вход на поляну.
Подведите итог: отталкиваясь от натурных наблюдений од-ного и того же уголка природы в разное время суток, художник его поэтизирует, обобщает и создает отвлеченно-прекрасные об-разы леса, то полного радости и игры солнечного света, то как будто заколдованного и таинственного. Так мастерство и фанта-зия живописца создали изображение одновременно и реального и «волшебного» леса.

Репин И.Е. Садко. 1876

3. И.Е. Репин. Садко
Объясните, что Илья Ефимович Репин в этом произведении обратился к бы-лине о богатом новгородском купце Садко, и, рассматривая дета-ли картины, раскройте ее сюжет. В этом помогут следующие вопросы:
— Кто такой Садко и почему мы догадываемся, что он бога-тый купец?
— Что за струнный инструмент у него в руках? Благодаря чудесной игре на гуслях он оказался не просто на морском дне, а в чудесных палатах водяного царя.
Рассмотрите богатые одежды Садко, детали причудливой ар-хитектуры, часть каменной стены с затейливыми узорами, про-плывающих мимо Садко русалок (по словам художника, «краса-виц всех эпох и всех наций») в роскошных уборах.
— Но почему же Садко не смотрит на красавиц и куда обра-щен его взор?
Помогите детям найти изображение Любавы — «девушки-чернавушки», которую оставил Садко в родном городе и по которой тоскует.
Расскажите, что эту картину Репин писал в Париже, очень скучая по родине, и вот так, через образы Садко и Любавы, он выразил любовь к родной земле.
Особенно сконцентрируйте внимание детей на изображении художником морского дна и его обитателей. Покажите, как свет, идущий сверху, делает воду прозрачной, как по мере про-движения вглубь он слабеет и сгущается, морская вода темнеет. Благодаря градациям зеленого цвета достигается ощущение глубины пространства. Этому способствует и верти-кальный формат холста.
Обратите внимание на волнообразный ритм движения руса-лок с закругленными хвостами; на пузырьки воздуха, медленно опус-кающиеся вниз, извивающиеся водоросли, на легкое мерцание света, на проплывающих рыб, морских коньков, звездочки, ко-раллы, медузы.
Подчеркните, что именно медленный ритм в сочетании с изумрудной зеленью воды и золотистым мерцанием света на те-лах морских обитателей создают ощущение красоты и таинствен-ности подводного царства и вводят зрителей в мир сказки.

Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1882

4. В.М. Васнецов. Витязь на распутье
Объясните, что Васнецов очень любил былины о русских богатырях (витязях). Эта картина написана на сюжет былины «Илья Муромец и разбойники». (Желательно, чтобы перед экскурсией детям прочитали бы-лину, тогда они смогут понять, какой момент отражен в картине.)
— Кто такой Илья Муромец и что происходит на картине?
— Внешнего действия здесь не происходит, художник выбрал момент «тихий, сосредоточенный», когда герой остался один на один со своими думами, как в былине сказано: «Раздумался ста-рый Илья Муромец, Илья Муромец, сын Иванович, да в которую дороженьку будет ехати».
— А почему витязь так тяжело задумался? Что встало препят-ствием на его пути?
Рассмотрите камень и спросите:
— Почему этот камень называется в былине «камень-вещун», и что он вещает или о чем предупреждает богатыря?
Прочитайте слова, высеченные на камне: «Как прямо ехати, живу не бывати, нет тут пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
Напомните, что былины — это древние народные сказания, и поэтому художник на картине создал фольклорный образ далеких времен (широко раскинувшейся земли, уходящей далеко к го-ризонту, поросшей густой «травой-муравой», не вобравшей еще в себя седые камни-валуны, следы давних битв — груды костей). Вместе поразмышляйте, почему камень-вещун расположен в центре картины и как делит былинную землю на две части — «добрую» и «злую».
— Подумайте и объясните: с какой стороны от камня «доб-рая», а с какой — «злая» часть и почему?
Помогите детям увидеть, как справа за камнем распростер-лась болотистая земля-трясина; как ощетинились валуны, преграждающие путь, как предупреждением витязю служат ске-лет лошади и череп человека. Багровый закат на горизонте, уси-ленный изображением кружащегося черного воронья, рождает тревожное чувство.
— Почему же Илья Муромец, в шлеме, доспехах, со щитом и колчаном со стрелами, мощной булавой на боку и копьем в руке, которого художник изображает крупным планом слева от камня восседающим на столь же мощном коне, не кажется воинствен-ным, и почему богатырь выглядит мудрым и добрым, хотя лица его почти не видно?
Рассмотрите нарядные, синие, с цветочным узором шарова-ры, зеленые сафьяновые сапожки витязя, выразительную осан-ку, склоненную голову, жест опущенной руки с копьем.
— А кто сочувствует и помогает богатырю?
Его верный друг — конь, столь же тяжело склонивший голову с поникшей гривой. Им вторят в их думах грустно стелющиеся и гнущиеся к земле травы.
— Всмотритесь в изображение и постарайтесь почувствовать, как напевно звучит ритм повторя-ющихся линий в изображении всех действующих лиц этой части полотна. Какая мелодия возникла у вас в душе? (Медленная, печальная, как старинная русская песня.)
— Как же нам художник помогает понять, что Илья Муромец непременно найдет выход, поедет дальше, навстречу опасности, чтобы сразиться с врагом и победить его?
Покажите, как расступились слева от витязя валуны, «рассте-лили» ему дороженьку в обход; как зловещий закат розовыми от-блесками лег на круп коня, золотистым солнечным цветом осве-тил шлем богатыря.
Напомните, что издавна в народных поверьях белый конь — символ добра, света, победы над злом.
Подводя итог, подчеркните, что с помощью таких выразитель-ных средств, как пластика персонажей, ритм, цветовое решение, Васнецов создал былинные образы как богатыря и коня, так и древней русской земли.

Врубель М.А. Тридцать три богатыря. Эскиз панно. 1901

5. М.А. Врубель. Тридцать три богатыря
На примере данного произведения покажите детям фольк-лорные образы богатырей и моря.
Прочитав название картины, спросите детей:
— Какая сказка стала сюжетом картины и какой момент в ней отражен?
Вместе с детьми вспомните фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор,
Это диво, так уж диво...1

Предложите внимательно всмотреться в картину и отве-тить на вопросы:
— Похожи богатыри Врубеля на витязя Васнецова или нет, в чем их различие?
— Какая строка Пушкина отражена в облике врубелевских богатырей — «Все красавцы удалые...» или «В чешуе, как жар, горя...»?
Это произведение позволяет педагогу помочь детям раскры-вать пушкинские образы не только путем рассмотрения живо-писных приемов Врубеля, но и с помощью вживания в образный строй картины.
Обратите внимание детей:
— на то, как бурлят, разливаются и пенятся сине-зеленые изум-рудные волны, с шумом накатываясь на берег;
— как ритм круглящихся, плавных линий прибоя, очертаний скользящих по волнам рыб, парящих в небесном просторе бело-снежных чаек с распластанными крыльями помогает ощутить, как играет, живет в движении морская стихия;
— на горящие золотом фигуры богатырей и Черномора;
— на широкие, темпераментные живописные мазки синих, зеленых, желтых, красных тонов, которые создают ощущение праздничного зрелища, достойного удивления и созвучного строке Пушкина: «Это диво так уж диво».
Расскажите, что это произведение — эскиз панно, созданный художником для частной оперы известного промышленника и любителя искусств С.И. Мамонтова.
М.А. Врубеля, страстно любившего и тонко чувствовавшего музыку, привлекла опера Н.А. Римского-Корсакова на стихи А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Вот отчего ликующе-празд-ничная живопись, навеянная стихами Пушкина и музыкой Римского-Корсакова, подобно звукам оркестра, рождает яркий звуко-вой образ — как будто слышится шум прибоя, крики чаек, звон золотых доспехов богатырей.
Напомнив об отличии эскиза, где художник намечает композицию и колористический строй будущего по-лотна, от картины, подчеркните, что в данном произведении Врубелю было важно создать «звучащий» сказочный образ шествия богатырей и морской стихии в их великолепном красочном единстве.

Нестеров М.А. Лель (Весна). 1933

6. М.В. Нестеров. Лель
Нестеров, так же как и Врубель, очень любил музыку Н.А. Римского-Корсакова, и эту картину он написал на мотив оперы «Снегурочка».
Попросите детей кратко пересказать сюжет сказки. Затем за-дайте вопросы:
Какой персонаж сказки здесь изображен? (Пас-тушок Лель.)
Какие детали картины указыва-ют, что это именно пастушок (рассмотрите вместе с ними его одежду, пастушескую шапочку, крестьянскую рубашку, порты, веревочный кнут, лапти)?.
— Но как мы можем догадаться, что это сказочный пасту-шок?
Акцентируйте внимание на стройной, тонкой фигурке и лице юноши, сказочно-условной красочности его одежды, красиво изогнутых линиях рук со свирелью, из которой как будто льется тихая, нежная мелодия.
— Почему нам кажется, что образ Леля слит с окружающей природой?
Покажите, как пробуждающаяся весной природа: тонкие березки с полураспустившимися нежно-зелеными листочками, трава, медленно текущая речка, — словно заслушалась мелодией, разлившейся в воздухе. Она связана одним настроением с Лелем — настроением тихой радости, лирического раздумья.
Столь же тихий, словно зачарованный игрой Леля, ритм при-роды вместе с ее чистыми, нежными красками, кажется, наполня-ет картину волшебными протяжными звуками свирели.
Обобщите: таким образом, в картине, как в сказке, всё оживает у нас на глазах. Трава, лес, река — всё одушевлено, овеяно одним настроением и чувством. Так рождается волшебный ска-зочный мир.

7. С.Т. Коненков. Нищая братия
Дайте детям возможность всмотреться в скульптурную груп-пу, активизируя их внимание вопросами:
— Можно ли фантастические образы создать в скульптуре?
— Почему С.Т. Коненков избрал для своей скульптурной груп-пы такой недолговечный, по сравнению с камнем, материал, как дерево?
— На кого похожи эти существа, кто они — люди или нет?
При рассматривании произведения обратите внимание на то, что уплощенные фигуры старичков-нищих напоминают стволы старых деревьев, непомерно разросшиеся пальцы рук и ног — уз-ловатые ветви и корни. Люди в воображении скульптора превра-тились в загадочные лесные существа, и его резец смог нам это передать.
Один из них похож на лешего — огромного сурового обитате-ля леса, живущего в дремучих лесах, болотах, с длинной боро-дой, словно заросшей мхом. А другой — улыбающийся, лукавый, съежившийся — на лесной гриб, который всегда старается спря-таться от людей, укрыться под деревом, кустом, во мху.
Объясните, что Коненков — выходец из русской деревни, рас-положенной в лесистом смоленском крае, с детства впитал в себя мир народной фантазии в виде сказок, легенд, преданий. Именно такой материал, как дерево, помог скульптору превратить нищих стариков-странников в фантастических персонажей рус-ских сказок.
Сделайте вывод: для художника природа, человек могут быть объектами фантазии, превращаться то в сказочные, то в былин-ные образы с помощью его воображения.
Но даже если персонажи произведений выдуманы, все же при создании фантастических образов художник всегда отталкива-ется от жизненных впечатлений, от реальности, преобразуя ее на своих полотнах или в скульптуре.
Изображая таинственный, волшебный мир сказок, былин, где всегда добро побеждает зло, где природа, растения, люди, пти-цы, звери живут единой жизнью, наполненной сопереживанием друг другу, художники делают нашу жизнь более интересной и человечной, учат понимать и любить душу всего живого на нашей планете.

Продолжение в №11