Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Ф л о р е н т и й с к и й  р е н е с с а н с

РЕДАКЦИЯ

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ

Бывает в истории искусств такое чудесное стечение обстоятельств, когда в одной точке пространства и времени рождаются великие люди и появляются великие идеи, отчего искусства вдруг расцветают пышным цветом... А потом отцветают, но навсегда остаются в истории. Импрессионисты в Париже 1870-х, неореализм в итальянском кино 40–50-х гг. ХХ в., Серебряный век русской поэзии — ряд можно продолжать бесконечно.

К таким чудесам относится и флорентийский Ренессанс. В трудах по истории и искусствоведению он выглядит частью более общего явления, Ренессанса итальянского, что обоснованно, но за Флоренцию обидно — как никак истинная колыбель. Мы дерзнули исправить перекос и описать флорентийский Ренессанс последовательно, в хронологическом порядке.

Занятие оказалось увлекательным. Цельное явление обернулось россыпью ярких событий, а они, в свою очередь, будучи расставлены во временной последовательности, вдруг продемонстрировали внутреннюю логику развития. Стали заметными взлеты и падения, причины и последствия, неожиданные повороты и внезапные прорывы. Обнаружилось, как появляются и созревают идеи, как они впитываются или отторгаются, каким долгим эхом откликаются одни эпизоды и как бесследно растворяются в истории другие...

Когда мы готовили этот выпуск, то почувствовали флорентийский Ренессанс именно как живую историю, и теперь предлагаем вам вместе с вашими учениками присоединиться к такому пониманию.

Но прежде несколько оговорок.

В хронологии, которую вы найдете на следующих страницах, описаны только те события, которые происходили непосредственно во Флоренции. Как только художник или политический деятель оказывается вне этого города, он выпадает из поля зрения. Но когда-нибудь мы вновь встретимся с нашими героями уже за пределами Флоренции.

Хронология – это временная последовательность событий, но для описываемой эпохи точная датировка событий невозможна. Документы часто отсутствуют или молчат, а искусствоведы и историки сломали немало копий, пытаясь на основании косвенных признаков определить, когда создано то или иное произведение. Дополнительные трудности создают шедевры архитектуры, у которых дата заказа может на десять лет отстоять от времени разработки проекта и еще на несколько десятилетий – от завершения в камне.

Поэтому даты в разных источниках разнятся, и мы вольны выбирать ту, которая наилучшим образом соответствовует концепции номера. Не удивляйтесь разночтениям, тем более что общей логики они не нарушают.

Некоторые особенности вызваны газетным форматом материала. Микеланджело, например, отведено относительно мало места прежде всего потому, что ровно год назад ему был посвящен специальный выпуск газеты. А Учелло умудрился создавать свои произведения в те годы, которым не хватило место при верстке наших страниц. Придется, видимо, к нему вернуться.

Теперь о самом главном — о практике преподавания.

Что можно сделать с этим номером в классе? Для начала просто внимательно его изучите, страницу за страницей, год за годом, и обсудите ту самую внутреннюю логику развития. Дальше можно заняться биографиями отдельных художников и взаимосвязью событий их жизни, а потом перейти к рассмотрению разных видов искусств.

Попросите учащихся вычленить отдельные связные линии событий. Например, проследите вместе с ними, как скульптура отделялась от стены, обретала одухотворенность и фундаментальность, как менялась трактовка излюбленных образов.

При рассмотрении архитектуры обратите внимание на борьбу тектонического и атектонического подходов, найдите упоминания о зданиях, в которых выражено распределение масс и нагрузок, и о тех, в которых оно спрятано. Заодно отметьте переход от готической устремленности ввысь к доминированию горизонталей.

Линия развития живописи тоже может дать богатую пищу для анализа. Если учащиеся внимательно поработают, то смогут обнаружить здесь взаимодействие готики и ренессанса гораздо более продолжительное, чем в других видах искусств, где новый подход быстро вытеснил старый.

Еще одной увлекательной головоломкой могло бы стать рассмотрение истории флорентийского искусства на фоне бурных политических событий. Голос муз был слышен то во времена просвещенных тиранов, то, напротив, в период вольной республики. Есть тут взаимосвязь? Почему одни правители способствовали развитию искусств, а при других, наоборот, художникам приходилось искать другого пристанища?

Если класс или отдельные учащиеся готовы не только потреблять, но и создавать, то можно использовать наш специальный выпуск как повод продолжить линию развития и в пространстве, и во времени. Что было до? Что было после? Какие нити тянутся из Флоренции в Рим? А в Венецию? А еще дальше? Какие имена, упомянутые в нашей хронологии, заслуживают более подробного рассказа? Ваши знания, книги в школьной и районной библиотеках и вся мировая паутина Интернета помогут вашим учащимся двинуться гораздо дальше.

А мы с вами сможем гордиться, что открыли для них Ренессанс, а не закрыли его.

1. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре; 2. Кампанила; 3. Баптистерий; 4. Палаццо Медичи (Рикарди); 5. Церковь Сан-Лоренцо, Библиотека Лауренциана; 6. Церковь Санта-Мария-Новелла; 7. Церковь Санта-Аннунциата; 8. Приют невинных; 9. Монастырь Сан-Марко; 10. Палаццо Веккио; 11. Барджелло; 12. Церковь Ор-сан-Микеле; 13. Церковь Санта-Кроче с капеллой Пацци; 14. Церковь Санта-Мария-дель-Кармине с капеллой Бранкаччи; 15. Церковь Санто-Спирито