Ф л о р е н т и й с к и й р е н
е с с а н с
Елена МЕДКОВА, Марк САРТАН
Восхождение к идее
Доменико ди Микелино. Данте и Три
Царства. 1465. Опера дель Дуомо, Флоренция
Небывалый расцвет Флоренции в Х V — начале Х VI
века только на первый взгляд может показаться
явлением загадочным. Почему именно Флоренция?
Откуда такое количество талантов мирового
уровня? Ответ на эти вопросы можно получить, если
мы посмотрим, с чем подошла Флоренция к Х V веку и
какое уникальное стечение обстоятельств
позволило ей стать «вторыми Афинами».
Уже с Х III в. Флоренция удачно вписывается в
общий подъем национальной культуры, социальной
базой которого стал бурный рост свободных
городов-коммун — первичных демократических
институтов. Среди итальянских городов
именно Флоренция смогла полностью избавиться от
власти феодальной аристократии. Из сложной
иерархии самоуправления старших, средних и
младших цехов к концу Х III в. сложилась система
управления городом с выборными должностями,
коллективными органами по принятию
жизненно важных решений и всеобщей
ответственностью граждан за судьбы города.
Вместе со свободой крепло и финансовое
могущество Флоренции, чьи купцы сумели
вложить свои деньги в наиболее прибыльную
торговлю — деньгами. Банковские дома Барди и
Перуцци, а позднее Медичи снабжали кредитами
всех монархов Европы и папский двор. Золотой
флорин стал международной валютой. Успешно
развивалась и промышленность в форме рассеянной
мануфактуры, а также сельское хозяйство на так
называемых флорентийских фермах, где работали
свободные арендаторы. Население города росло
быстро за счет крестьян, которые получали в его
стенах свободу.
Главным богатством Флоренции стал именно человеческий
капитал. Это и огромная масса ремесленников
средних и младших цехов, открытых для социальной
мобильности, и «новые люди» (Данте) из
богатых купцов и предпринимателей, обладавшие
ярко выраженной индивидуальностью,
решительностью и смелостью, долей авантюрности и
воинственности, неуемно деятельным сильным
характером. «Они стремились сковать фортуну
достижениями личной доблести, стремились
изучить окружающую их действительность, чтобы
путем анализа и взвешивания отдельных факторов
овладеть ею с наибольшей полнотой» (В.Н.
Лазарев).
Тотальный рационализм , определивший
характер культуры и искусства Флоренции, вырос
именно из страстной привязанности этих людей к мирским
интересам. Они были уверены, что «рай
следует искать только на этом свете» и что эта
задача им по плечу. Всю свою кипучую энергию эти
«новые люди» направляли на конкретные дела
торговли, производства и житейской морали, а
также на интеллектуальную деятельность и
искусство, которые в то время были еще крепко
связаны с реалиями повседневной жизни. От
развития математики (Л. Фибоначчи) зависело
счетное дело, столь важное в производственной и
торговой сфере. От точности и трезвости оценок
историографии (Дж. Виллана),
переориентировавшейся с описания времен Адама
на реальный политический процесс, зависела
успешность политики. «Совершенство
художественного произведения отбрасывало луч
славы на весь гражданский коллектив» (В.Н.
Лазарев).
Баптистерий Сан-Джованни. XIV в.
Флоренция
Реальность отвоевывала один рубеж за другим. На
этом пути особое значение приобрел вопрос об
общенациональном итальянском языке. В нем
нуждались, и ему принадлежало будущее. По
образному выражению Данте, «это (итальянский
язык. — Е.М.) будет новый свет, новое солнце,
которое взойдет там, где старое погаснет, и будет
светить тем, кто пребывает во мраке, ибо старое
солнце не светит». Честь зажечь новое солнце
завоевало тосканское наречие, которое постепенно
стало общепринятым, а на небосклон
литературного языка его возвел Данте, гражданин
Флоренции, прославивший свой город
«Божественной комедией». Он же заложил
принципы новой литературы. Его
рационалистический ум упорядочил и свел воедино
мироздание средневековой мудрости. А
страстность его чувств прорвалась сквозь
метафизику символизма чистейшей лирикой
заявившей о себе во весь голос индивидуальности.
Необычайная широта горизонтов охвата
действительности, невероятная амплитуда
человеческих страстей, предельная пластическая
осязательность и одухотворенная чувственность
его образов, глубина исторических обобщений,
непосредственность переживания античности —
все это стало мощным импульсом для флорентийской
культуры. В Х IV в. литературный гуманизм
превратился в мощное течение, давшее миру лирику
Петрарки и новеллы Боккаччо.
Вопрос об отношении к античности был
отнюдь не праздным для Италии и изначально лежал
не столько в области эстетики, сколько в
области сущностных потребностей оформляющейся
нации. Рост национального самосознания
естественным образом увязывался с величием
Древнего Рима. Флоренция отличалась от прочих
городов наибольшей привязанностью к античному
прошлому. Античность присутствовала в двух
ипостасях: непосредственно — в виде памятников
римской античности и раннехристианского
искусства и опосредованно — как подоснова
романского искусства. О том, что мифический образ
античности все время витал над Флоренцией,
свидетельствует хотя бы выбор фигуры Геркулеса с
палицей в качестве символа гордости и силы, в
качестве эмблемы города.
Из уст в уста упорно передавался миф об
античном происхождении флорентийского
баптистерия, якобы перестроенного из храма
Марса. Этому утверждению отнюдь не противоречили
архитектурные формы баптистерия, четкие и
обозримые, удивительно ритмичные и
пропорциональные, неизменно хранящие
гармоничное равновесие вертикалей и
горизонталей, предельно соразмерные масштабу
человека. Сам тип здания уникален и восходит к
римскому Пантеону, а облицовка фасадов цветным
мрамором напрямую продолжает позднеантичную
традицию.
Баптистерий Сан-Джованни, церкви Сан-Миньято,
Сан-Сальваторе и другие образуют круг памятников
так называемого «инкрустационного стиля»,
определившего лицо флорентийского
Проторенессанса. Романское искусство с античной
подосновой постоянно порождало вспышки «проторенессансных»
явлений, но только во Флоренции они
стали отправной точкой движения в сторону
реализма, фактором инициации Ренессанса.
Так, например, плоскостную проекцию
Воспитательного дома Брунеллески мы можем
напрямую увидеть в легких аркадах баптистерия.
Эстафету проторенессансных тенденций от
архитектуры восприняли в области скульптуры
Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио с их
полноценным пластицизмом и ясностью
скульптурной формы, классическим спокойствием и
чувством конкретной прелести материала. Через
столетие «эллинизм» Арнольфо ди Камбио,
соединенный с готическим опытом одухотворения
формы, возродится в творениях Донателло.
Последним в цепи проторенессансных мастеров, но
самым крупным по значимости стоит Джотто. По
разносторонности своей деятельности он стал
прообразом того типа личности, который в эпоху
Ренессанса получил название homo universale . С
именем Джотто связано формирование особенностей
не только флорентийского стиля, но и
национального стиля в живописи Италии вообще.
Джотто избрал путь рационалистического
обобщения пластических форм на основании
реалистических синтетических принципов
типизации и восхождения от единичного объекта к
идее, путь монументальной героизации и высокого
этоса. Его творчество предопределило
дальнейшее движение итальянской живописи от
эпичности обобщений Мазаччо к обожествленной
геометрии Пьеро делла Франческо, а далее к
интеллектуализму Леонардо, титанической
пластике Микеланджело и идеальной формульности
Рафаэля.
Свою лепту в подготовку Ренессанса Флоренции
внесла готика. Рациональность готических
конструкций, интерес к природе в виде
готического натурализма, сама идея возможности
воссоздания горнего мира на земле были созвучны
настроениям в Тоскане. Зодчество Флоренции
наиболее активно перерабатывает и ассимилирует
язык готики «беря ее алфавит, чтобы высказать
итальянские мысли» (Геймюллер).
|