Гиберти выигрывает у Брунеллески
конкурс на рельеф для бронзовых дверей
баптистерия.
Конкурс на вторые двери Баптистерия по прошествии веков стал восприниматься как отправная точка итальянского и флорентийского Ренессанса. Именно отсюда принято вести отсчет Кватроченто (буквально: тысяча четырехсотые — итальянское наименование пятнадцатого века, принятое в искусствоведении).
Подобные конкурсы были обычной практикой в ту эпоху, хотя именно для этого соревнования время выбрано не слишком подходящее. Флоренция оправлялась от последствий чумы, к тому же была разорена войной с Миланским герцогством. Не сулило удачи и отсутствие хороших скульпторов (Гиберти и Брунеллески были ювелирами).
Тем не менее конкурс был объявлен и собрал семь участников. Перед ними поставили задачу: создать бронзовый рельеф со сценой жертвоприношения Авраама, вписанный в рамку-розетку сложной готической формы, который бы соответствовал рельефам других, уже имевшихся дверей Баптистерия работы Андреа Пизано.
В ту пору античность уже начинала считаться образцом прекрасного. И работа Гиберти (1) понравилась жюри больше остальных именно своим античным духом, особенно проявившимся в изображении тела Исаака. Брунеллески (2) же создал драматично-экспрессивную сцену, разорвав к тому же силуэт обрамления. В результате заказ на двери был отдан Гиберти, и через пару десятков лет кропотливого труда он явил миру шедевр, обозначивший начало эпохи Кватроченто. Работа Брунеллески, впрочем, тоже была отмечена жюри и сохранена для потомков. Все остальные пошли в переплавку — бронза была дорогой.
(1)
(2)
1402
Смерть миланского герцога Джан
Галеаццо Висконти временно избавляет Флоренцию
от военной угрозы.
Война складывалась для Флоренции неудачно, и дело явно шло к ее проигрышу, так что смерть главы вражеского государства была воспринята в городе с огромным облегчением. Тем не менее, отношения с Миланом оставались напряженными, и военные действия в XV в. вспыхивали еще неоднократно.
1403
1404
Постановление Синьории об
украшении церкви Ор-Сан-Микеле статуями святых –
покровителей цехов.
Это решение послужило мощным стимулом для развития флорентийской скульптуры.
1405
1406
Флоренция приобретает Пизу и
получает выход к морю
1407
1408
1409
Мраморная статуя Давида работы
Донателло для собора.
Творчество Донателло ознаменовало собой переход от готической скульптуры к ренессансной. Он впервые воплотил идеалы гуманистов в художественные образы. Его герои — гармонично развитые яркие индивидуальности, вместе с тем воплощающие в себе героический идеал эпохи.
Донателло, согласно велениям своего времени, изучал и натуру, и античное наследие. Первым из мастеров Возрождения он сумел придать скульптуре убедительно устойчивую постановку и передать ощущение массы тела.
Библейского царя Давида принято было изображать старцем с лирой или со свитком псалмов в руках. У Донателло он впервые предстает молодым человеком. Момент выбран показательный: сразу после победы над великаном Голиафом, чья отрубленная голова лежит у его ног. Впоследствии Давид часто изображался в этом возрасте, как, например, у Микеланджело, хотя последний выбрал момент перед битвой с Голиафом, а не после нее.
Перед зрителем предстает вполне ренессансный образ уверенного в себе юноши, гордящегося своей победой. Голова и взгляд еще не слишком выразительны, но тело уже «ожило».
1410
Флорентиец Бальдассаре Косса во
время церковного раскола избирается папой и
входит в историю под именем антипапы Иоанна XXIII
1411
1412
1413
Статуя евангелиста Марка работы
Донателло для Ор-Сан-Микеле по заказу цеха ткачей
льна.
После постановления 1404 года городские цеха стали заказывать скульпторам статуи своих святых покровителей для украшения Ор-Сан-Микеле. Одной из первых законченных работ стало изображение евангелиста Марка.
Весомо материальная фигура святого выглядит достоверно и убедительно, торс всей тяжестью покоится на одной ноге, в то время как другая свободно выдвинута вперед. Такое расположение ног и распределение массы тела называется контрапостом. Он был характерен для античной скульптуры, затем надолго забыт и вновь появился у Донателло именно в этой работе. Впоследствии прием контрапоста обретет наибольшую выразительность в творчестве Микеланджело.
Складки одежды облегают тело и тяжело спадают книзу, подчеркивая контрапост: характер складок справа и слева различный. Книга в руках указывает на то, что перед зрителем евангелист, творец-мыслитель. Контраст между спокойным взглядом и ощутимым внутренним горением добавляет выразительности всей фигуре.
1414
Статуя Иоанна Крестителя работы
Гиберти для Ор-Сан-Микеле .
Первая бронзовая статуя в полный рост, выполненная во Флоренции, да еще и единой отливкой. Даже впоследствии не всякий мастер решался на такое смелое предприятие.
На фоне произведений своего ученика Донателло Гиберти еще выглядит готическим мастером, хотя его скульптуры начинают обретать свойственную Ренессансу телесность.
1415
Статуя Иоанна Евангелиста работы
Донателло для собора.
В этой работе искания Донателло были продолжены. Теперь мотив контрапоста проявился в сидящей фигуре, что подчеркнуло ее материальность и устойчивость и придало поистине монументальное звучание. Внутреннее напряжение, выражаемое контрапостом, откликается в контрасте между безмятежной позой и угадываемым страстным темпераментом. Считается, что через сто лет Микеланджело создавал своего знаменитого «Моисея» для гробницы папы Юлия II , вдохновляясь скульптурой Донателло.
Статуя предназначалась для размещения в неглубокой нише, к тому же на большой высоте. Донателло блестяще учел эти особенности, срезав статую со спины, что придало композиции иллюзию большей глубины (ниша кажется глубже, когда в ней помещается внешне полновесная скульптура). А для того, чтобы при взгляде снизу вверх фигура не выглядела осевшей, он «посадил» своего героя на наклонную плоскость. Впоследствии эти приемы получили широкое распространение.