Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Ф л о р е н т и й с к и й   р е н е с с а н с

Елена МЕДКОВА, Марк САРТАН

ГОД

СОБЫТИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1446

Окончание работ над куполом собора.

1447

 

 

1448

«Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо в монастыре Санта-Аполлония.

Творчество Андреа дель Кастаньо — едва ли не первая после Мазаччо попытка достичь в живописи того же ощущения монументальности и драматизма, которого уже давно добилась флорентийская скульптура. Передача пространства достигается с помощью линейной перспективы, однако впечатление глубины смягчается орнаментом декоративных пятен, имитирующих цветной мрамор.

Характерной новацией явилось стремление индивидуализировать внешний облик и характер каждого из апостолов. Позже разнообразие поз, жестов и темпераментов участников Тайной вечери были возвышены до типических образов в знаменитой фреске Леонардо.

1449

 

 

1450

Фрески Андреа дель Кастаньо на вилле Кардуччи-Пандольфини.

Художник изобразил выдающихся людей древности и современности, прославив силу человеческого духа и мысли, героичность и волю к действию.

В отличие от Мазаччо, стремившегося создать иллюзорное пространство, уходящее вглубь за плоскость изображения, Кастаньо удается заставить фигуры выступать из стены наружу. Тем самым создается ощущение близости, вещественности, материальной ощутимости фигур.

1451

Завершение строительства палаццо Ручеллаи по проекту Альберти.

Альберти создал своеобразный учебник по античной архитектуре, совместив в одном здании сразу три ордера: дорийский на нижнем этаже, ионический на втором и коринфский на верхнем. Стена расчленена мощными горизонталями, а вертикальные оси пилястров впервые проходят через все здание. Все эти нововведения знаменуют создание нового типа ренессансного фасада.

1452

Выходит трактат Альберти «Десять книг о зодчестве»

Универсально одаренный и широко образованный, Леон Батиста Альберти был страстным поклонником классической древности, которую тщательно изучал. В своем трактате он изложил свои представления о возможностях использования античного наследия в современной архитектуре. На труды Альберти опирались многие современники, а сам он после смерти Брунеллески стал крупнейшим зодчим Флоренции.

Гиберти заканчивает восточные двери баптистерия – «Райские врата»

В работе над предыдущей парой дверей Гиберти был вынужден использовать сложную готическую рамку для каждого рельефа. Рельефы восточных дверей обрели теперь по-ренессансному равновесную квадратную форму.

Скульптор подчеркивает пространство, где происходит действие, постепенным уменьшением выпуклости фигур. На переднем плане они выглядят едва ли не отделившимися от фона, а на заднем — намечены едва заметной лепкой. Микеланджело назовет восточные двери Баптистерия «вратами рая».

1453

 

 

1454

Внутренний двор Палаццо Веккио по проекту Микелоццо.

Микелоццо оставался сторонником Медичи даже в трудные для них времена изгнания Козимо Старшего. За это он был вознагражден получением ряда крупных заказов, после чего целиком посвятил себя архитектурной деятельности.

Внутренние дворики были необходимой принадлежностью ренессансного дворца. Микелоццо в своих проектах опирался на традиции монастырских дворов, окруженных галереей, чьи черты восходят к перистилям эллинистических жилых зданий.

Колонны в сочетании с аркадами стали популярны во Флоренции благодаря работам Брунеллески, чьи идеи развивал Микелоццо.

1455

 

 

1456

 

 

1457

Статуя Марии Магдалины работы Донателло.

Поздние работы Донателло заметно отличаются от выполненных им ранее. Он перестает работать с мрамором, реже использует бронзу, а чаще возвращается к дереву, характерному для готики. Его герои стареют, а любимыми темами делаются страдание и смерть. Сохраняется стремление к реалистически достоверным деталям, но скульптор стремится к большей одухотворенности и выразительности. Результат — экспрессия потрясающей силы, предвосхищающая барокко.

Мария Магдалина, которую было принято изображать молодой женщиной в расцвете грешной красоты, стала у Донателло изможденной старухой с запавшим беззубым ртом. Грехи молодости, раскаяние, истязание плоти постом и покаянием и драматическое осознание собственной бренности ярко читаются в созданном скульптором образе.

1458

 

 

1459

Росписи Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов» в капелле палаццо Медичи

Гоццоли в молодости работал с Гиберти и учился у Фра Анджелико, от которого унаследовал выразительную одухотворенность и нежный колорит. Как и его учитель, Гоццоли с удовольствием изображал чудесные видения, преображая их в события современности путем включения деталей из повседневной жизни.

Самым знаменитым его произведением является роспись «Шествие волхвов» на трех стенах капеллы дворца Медичи. Пышная, богато украшенная многофигурная композиция была призвана прославить могущество дома Медичи не только художественными средствами. Под видом волхвов и свиты в ней изображены участники флорентийского собора 1439 г., который начался в Ферраре, а по приглашению Козимо Медичи закончился во Флоренции. За время правления Козимо Старшего это было едва ли не самое значительное событие политической жизни города, имевшее далеко идущие последствия для его истории.

В соответствии с евангельской притчей процессию, направляющуюся поклониться новорожденному Иисусу, возглавляют три волхва. Художник придал им черты участников собора: византийского императора Иоанна IV Палеолога, константинопольского патриарха Иосифа, а также юного Лоренцо Медичи, впоследствии прославившегося и получившего прозвище «Великолепный». На фреске Гоццоли он возглавляет шествие.

Религия в творчестве флорентийских художников начинает отходить на второй план. Гоццоли беззастенчиво пользуется религиозным сюжетом для создания светского и политически злободневного произведения. Собственно, от евангельского эпизода здесь не осталось ничего, кроме названия. Однако подлинно живописная новизна еще не достигнута, в частности, Гоццоли не стремится к реалистической передаче пространственной глубины.

Умиротворенный пейзаж напоминает зрителю райский сад и одновременно ландшафт родной Тосканы. Высоко поднятая линия горизонта дает возможность разместить в пространстве множество героев и эпизодов. Фреска очень декоративна и поэтична.

1460

«Битва при Сан-Романо» Учелло.

Учелло был предан идее линеной перспективы, которую воплотил в своих работах с математической точностью.

Микелоццо завершает строительство палаццо Медичи (Риккарди).

Три этажа, внутренний дворик с галереей-обходом, рустованные уличный фасад - все это стало впоследствии характерными особенностями флорентийского ренессансного дворца.