Драка
Микеланджело и Торриджани в капелле
Бранкаччи
Это событие на первый взгляд кажется
мелким в масштабах истории искусств, но тем не
менее является примечательным по двум
обстоятельствам.
Во-первых, оно служит предвестием
будущих проблем Микеланджело в его
взаимоотношениях с окружающими людьми. Желчный
характер несдержанного на язык скульптора не раз
приводил его к конфликтам с родственниками,
заказчиками и коллегами. Сломанный нос, разбитый
рукой молодого флорентийского скульптора Пьетро
Торриджано, остался на лице Микеланджело
отметиной на всю жизнь.
Во-вторых, показательным является место
действия. Росписи Мазаччо в капелле Бранкаччи
явно опередили свое время, и во флорентийской
живописи долго господствовал совершенно иной
стиль. Только в конце Кватроченто живописные
открытия Мазаччо стали востребованы, и на его
фресках начали учиться новые поколения
художников. Впечатления от работ Мазаччо можно
проследить, например, в знаменитых росписях
Микеланджело Сикстинской капеллы в Риме.
1492
Начало проповедей
Савонаролы.
Смерть Лоренцо Великолепного
Просвещенный тиран Лоренцо Медичи был
весьма популярен в народе. Он устраивал турниры и
увеселения, покровительствовал наукам и
искусствам, обеспечивал заказами художников,
скульпторов и архитекторов. Лоренцо был
обаятелен, умен и отважен: после подавления
заговора Пацци он лично отправился к главному
врагу, неаполитанскому королю, для переговоров о
мире. В результате война, казавшаяся неизбежной и
не сулившая Флоренции ничего хорошего, была
предотвращена.
Однако Лоренцо забросил финансовую
деятельность семейства, служившую основой его
благополучия. Банк Медичи потерял все свои
заграничные филиалы и оказался на грани
банкротства. Для поддержания финансов
приходилось прибегать и к дополнительным
налогам, и к порче монеты. К концу его жизни
финансовое положение Флоренции стало весьма
неустойчивым.
Савонарола же к этому времени успел
сделаться популярным. Не прошло и года после его
назначения настоятелем монастыря Сан-Марко, как
его пламенные проповеди, обличающие роскошь,
падение нравов, испорченность церкви, стали
известны всей Флоренции.
5 апреля Савонарола пережил свое
знаменитое видение о подвешенном мече
божественной справедливости. Слова “Се меч
Господень на землю призываю и скоро” он тут же
использовал в своей проповеди. Через несколько
дней Лоренцо умер.
1493
1494
Изгнание Медичи из
Флоренции. Переход власти в руки Савонаролы
К наследнику Медичи Пьеро финансовые
дела семьи и города перешли в весьма
расстроенном виде. К тому же Пьеро, несмотря на
образование и воспитание в ренессансном духе, не
унаследовал ни дипломатических способностей
отца, ни его популярности. Он не сумел совладать
со сложностью внешнеполитической ситуации и
подписал мир с напавшим на Флоренцию французским
королем Карлом VIII на унизительных условиях.
Это стало последней каплей.
Флорентийцы, давно уже недовольные финансовыми
трудностями и подстрекаемые неистовыми
проповедями Савонаролы, подняли восстание.
Пьеро, заслуживший к тому времени прозвище
Неудачник, бежал, а Савонарола стал фактическим
правителем формально вновь республиканского
города.
1495
1496
1497
Савонарола
сооружает во Флоренции “костер тщеславия” для
мирских и чувственных произведений искусства
Новую Флоренцию Савонарола мыслил как
Град Божий, царство Христово на Земле. Он призвал
к примирению, прекратил междоусобицу,
содействовал принятию республиканской
конституции по образу и подобию венецианской.
Добившись власти, Савонарола
продолжил поход против роскоши и падения нравов.
Только теперь он перешел от слов к делу.
Специальные отряды фанатичной молодежи
патрулировали улицы и врывались в дома в поисках
запретных богопротивных предметов. Изымалась
языческая литература, в том числе и античные
тексты, украшения, игральные карты и кости.
Во время карнавала Савонарола впервые
организовал публичное сожжение предметов
роскоши. В огонь летели парики, маскарадные
костюмы, духи, губная помада, зеркала, ювелирные
изделия, книги, рисунки, картины, бюсты. По
преданию, даже Боттичелли, попавший под влияние
Савонаролы, собственноручно бросил в костер свои
картины.
1498
Свержение и казнь
Савонаролы
Флорентийцы, привыкшие к изысканности
и роскоши, быстро устали от новых порядков.
Утопия, реализованная Савонаролой, больше
напоминала полицейское государство. К тому же
неустанное обличение католической церкви и папы
римского, предвосхитившее, кстати, многие идеи
Реформации, восстановило против Савонаролы
высшие церковные круги. Сначала он был обвинен в
ложных пророчествах, затем последовал запрет на
проповеди. Флоренция раскололась на его
противников и сторонников.
В конце концов папа отлучил монаха от
церкви, а толпы горожан, замученные бичеванием и
постом, ворвались в монастырь Сан-Марко, схватили
Савонаролу и повесили вместе с его ближайшими
сторонниками. В довершение всего их тела были
сожжены на центральной площади Флоренции, на
месте, отмеченном с тех пор специальным знаком.
1499
1500
Леонардо да Винчи
возвращается во Флоренцию
1501
Утверждение
демократической конституции Флоренции.
1502
Скульптурная
группа “Крещение Христа” работы Андреа
Сансовино для баптистерия Сан-Джованни
1503
“Мона Лиза”
Леонардо да Винчи
Все началось с того, что к Леонардо с
просьбой написать портрет жены обратился видный
флорентийский гражданин Франческо Джокондо.
Художник работал над новым заказом несколько
лет. Леонардо старался устроить так, чтобы Мона
Лиза не теряла веселого выражения лица и не
начала скучать. Во время работы в мастерской
всегда присутствовал певец, музыкант или
рассказчик, который развлекал модель во время
утомительных сеансов позирования. К концу работы
художник настолько сжился со своим портретом,
что не отдал его заказчику и всю оставшуюся жизнь
возил с собой. Именно поэтому картина после его
смерти оказалась в собрании французских королей
в Лувре: на старости лет Леонардо переехал в
Амбуаз по приглашению французского короля
Франциска I.
Портрет Моны Лизы произвел
неизгладимое впечатление уже на современников.
Мастер сумел передать невозможное: неуловимую
изменчивость настроения. Знаменитая улыбка
Джоконды рождает самые противоречивые чувства у
зрителя. Она кажется то сладострастной, то
холодной, то доброй, то ехидной, то скромной, то
кокетливой, то нежной, то гордой. Сколько ни стой
перед полотном, окончательно проникнуть в тайну
настроения и характера не удается (к сожалению,
репродукции не обладают этим магическим
эффектом в полной мере).
Но одно несомненно — одухотворенность
модели. Леонардо сумел буквально вдохнуть душу в
изображение, его героиня мыслит и чувствует,
кажется, что с ней можно говорить и ждать от нее
ответа… Именно глядя на эту работу можно
по-настоящему понять, что такое волшебная сила
искусства.
Картина небольшая, но кажется
монументальной. Соотношение фигуры и фона,
рождающее это ощущение, найдено мастером с такой
точностью, что надолго станет характерной чертой
итальянского портрета.
Еще одно достижение Леонардо —
знаменитое сфумато, то есть смягчение очертаний
предметов и фигур, светотеневая моделировка.
Эффект достигается многочисленными
лессировками, то есть нанесением слоев
прозрачных и полупрозрачных красок поверх
высохшего красочного слоя. Краски мерцают, и
создается впечатление воздушной дымки, сквозь
которую проступают размытые очертания.
Техническая сложность приема состоит в том, что
масляные краски практически непрозрачны, и слой
лессировки должен быть очень тонким. Кроме того,
нанося каждый слой, художник должен предвидеть
конечный результат, а Леонардо в “Моне Лизе”
накладывал несколько десятков лессировочных
слоев.
Фирменным знаком Леонардо была и
воздушная перспектива — изменение цветов и
степени освещенности по мере удаления натуры от
глаз наблюдателя. Глубина пространства передана
им не только за счет линейной перспективы, то
есть сокращения размеров дальних предметов, но и
за счет передачи воздушной дымки.
Реалистические приемы, использованные
художником, усиливают достоверность
фантастического скалистого пейзажа. Он выхвачен
как будто из другой реальности, чем та, в которой
пребывает героиня. И этот контраст делает ее
невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж,
окутанный дымкой, становится далекой туманной
мечтой.
1504
Гонфалоньер
Содерини заказывает Микеланджело и Леонардо да
Винчи фрески для зала заседаний в Палаццо Веккио.
Во Флоренцию приезжает Рафаэль
Установка статуи Давида работы
Микеланджело на площади перед Палаццо Веккио.
В самом знаменитом произведении
Микеланджело воплотился ренессансный идеал
героя и защитника. Целое столетие творческих
поисков флорентийских скульпторов получило свое
высшее завершение.
1505
“Мадонна Дони”
Микеланджело
Микеланджело считал скульптуру
величайшим из искусств, а к живописи относился
презрительно. Но соревнование с Леонардо, в
которое он втянулся, побудило скульптора взяться
и за эту работу. Результат — необычная
многофигурная композиция со сложнейшим ракурсом
фигуры на переднем плане.
На заднем плане вместо традиционного
пейзажного фона фриз с обнаженными юношами. Он
как бы огибает центральную группу, отчего
создается впечатление объема и глубины.