Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Ф л о р е н т и й с к и й   р е н е с с а н с

Елена МЕДКОВА, Марк САРТАН

ГОД

СОБЫТИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1491

Драка Микеланджело и Торриджани  в капелле Бранкаччи

Это событие на первый взгляд кажется мелким в масштабах истории искусств, но тем не менее является примечательным по двум обстоятельствам.

Во-первых, оно служит предвестием будущих проблем Микеланджело в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Желчный характер несдержанного на язык скульптора не раз приводил его к конфликтам с родственниками, заказчиками и коллегами. Сломанный нос, разбитый рукой молодого флорентийского скульптора Пьетро Торриджано, остался на лице Микеланджело отметиной на всю жизнь.

Во-вторых, показательным является место действия. Росписи Мазаччо в капелле Бранкаччи явно опередили свое время, и во флорентийской живописи долго господствовал совершенно иной стиль. Только в конце Кватроченто живописные открытия Мазаччо стали востребованы, и на его фресках начали учиться новые поколения художников. Впечатления от работ Мазаччо можно проследить, например, в знаменитых росписях Микеланджело Сикстинской капеллы в Риме.

 

1492

Начало проповедей Савонаролы.
Смерть Лоренцо Великолепного

Просвещенный тиран Лоренцо Медичи был весьма популярен в народе. Он устраивал турниры и увеселения, покровительствовал наукам и искусствам, обеспечивал заказами художников, скульпторов и архитекторов. Лоренцо был обаятелен, умен и отважен: после подавления заговора Пацци он лично отправился к главному врагу, неаполитанскому королю, для переговоров о мире. В результате война, казавшаяся неизбежной и не сулившая Флоренции ничего хорошего, была предотвращена.

Однако Лоренцо забросил финансовую деятельность семейства, служившую основой его благополучия. Банк Медичи потерял все свои заграничные филиалы и оказался на грани банкротства. Для поддержания финансов приходилось прибегать и к дополнительным налогам, и к порче монеты. К концу его жизни финансовое положение Флоренции стало весьма неустойчивым.

Савонарола же к этому времени успел сделаться популярным. Не прошло и года после его назначения настоятелем монастыря Сан-Марко, как его пламенные проповеди, обличающие роскошь, падение нравов, испорченность церкви, стали известны всей Флоренции.

5 апреля Савонарола пережил свое знаменитое видение о подвешенном мече божественной справедливости. Слова “Се меч Господень на землю призываю и скоро” он тут же использовал в своей проповеди. Через несколько дней Лоренцо умер.

1493

   

1494

Изгнание Медичи из Флоренции. Переход власти в руки Савонаролы

К наследнику Медичи Пьеро финансовые дела семьи и города перешли в весьма расстроенном виде. К тому же Пьеро, несмотря на образование и воспитание в ренессансном духе, не унаследовал ни дипломатических способностей отца, ни его популярности. Он не сумел совладать со сложностью внешнеполитической ситуации и подписал мир с напавшим на Флоренцию французским королем Карлом VIII на унизительных условиях.

Это стало последней каплей. Флорентийцы, давно уже недовольные финансовыми трудностями и подстрекаемые неистовыми проповедями Савонаролы, подняли восстание. Пьеро, заслуживший к тому времени прозвище Неудачник, бежал, а Савонарола стал фактическим правителем формально вновь республиканского города.

 

1495

 

1496

 

1497

Савонарола сооружает во Флоренции “костер тщеславия” для мирских и чувственных произведений искусства

Новую Флоренцию Савонарола мыслил как Град Божий, царство Христово на Земле. Он призвал к примирению, прекратил междоусобицу, содействовал принятию республиканской конституции по образу и подобию венецианской.

Добившись власти, Савонарола продолжил поход против роскоши и падения нравов. Только теперь он перешел от слов к делу. Специальные отряды фанатичной молодежи патрулировали улицы и врывались в дома в поисках запретных богопротивных предметов. Изымалась языческая литература, в том числе и античные тексты, украшения, игральные карты и кости.

Во время карнавала Савонарола впервые организовал публичное сожжение предметов роскоши. В огонь летели парики, маскарадные костюмы, духи, губная помада, зеркала, ювелирные изделия, книги, рисунки, картины, бюсты. По преданию, даже Боттичелли, попавший под влияние Савонаролы, собственноручно бросил в костер свои картины.

 

1498

Свержение и казнь Савонаролы

Флорентийцы, привыкшие к изысканности и роскоши, быстро устали от новых порядков. Утопия, реализованная Савонаролой, больше напоминала полицейское государство. К тому же неустанное обличение католической церкви и папы римского, предвосхитившее, кстати, многие идеи Реформации, восстановило против Савонаролы высшие церковные круги. Сначала он был обвинен в ложных пророчествах, затем последовал запрет на проповеди. Флоренция раскололась на его противников и сторонников.

В конце концов папа отлучил монаха от церкви, а толпы горожан, замученные бичеванием и постом, ворвались в монастырь Сан-Марко, схватили Савонаролу и повесили вместе с его ближайшими сторонниками. В довершение всего их тела были сожжены на центральной площади Флоренции, на месте, отмеченном с тех пор специальным знаком.

1499

   

1500

Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию

 

1501

Утверждение демократической конституции Флоренции.

 

1502

Скульптурная группа “Крещение Христа” работы Андреа Сансовино для баптистерия Сан-Джованни

 

1503

“Мона Лиза” Леонардо да Винчи

Все началось с того, что к Леонардо с просьбой написать портрет жены обратился видный флорентийский гражданин Франческо Джокондо. Художник работал над новым заказом несколько лет. Леонардо старался устроить так, чтобы Мона Лиза не теряла веселого выражения лица и не начала скучать. Во время работы в мастерской всегда присутствовал певец, музыкант или рассказчик, который развлекал модель во время утомительных сеансов позирования. К концу работы художник настолько сжился со своим портретом, что не отдал его заказчику и всю оставшуюся жизнь возил с собой. Именно поэтому картина после его смерти оказалась в собрании французских королей в Лувре: на старости лет Леонардо переехал в Амбуаз по приглашению французского короля Франциска I.

Портрет Моны Лизы произвел неизгладимое впечатление уже на современников. Мастер сумел передать невозможное: неуловимую изменчивость настроения. Знаменитая улыбка Джоконды рождает самые противоречивые чувства у зрителя. Она кажется то сладострастной, то холодной, то доброй, то ехидной, то скромной, то кокетливой, то нежной, то гордой. Сколько ни стой перед полотном, окончательно проникнуть в тайну настроения и характера не удается (к сожалению, репродукции не обладают этим магическим эффектом в полной мере).

Но одно несомненно — одухотворенность модели. Леонардо сумел буквально вдохнуть душу в изображение, его героиня мыслит и чувствует, кажется, что с ней можно говорить и ждать от нее ответа… Именно глядя на эту работу можно по-настоящему понять, что такое волшебная сила искусства.

Картина небольшая, но кажется монументальной. Соотношение фигуры и фона, рождающее это ощущение, найдено мастером с такой точностью, что надолго станет характерной чертой итальянского портрета.

Еще одно достижение Леонардо — знаменитое сфумато, то есть смягчение очертаний предметов и фигур, светотеневая моделировка. Эффект достигается многочисленными лессировками, то есть нанесением слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя. Краски мерцают, и создается впечатление воздушной дымки, сквозь которую проступают размытые очертания. Техническая сложность приема состоит в том, что масляные краски практически непрозрачны, и слой лессировки должен быть очень тонким. Кроме того, нанося каждый слой, художник должен предвидеть конечный результат, а Леонардо в “Моне Лизе” накладывал несколько десятков лессировочных слоев.

Фирменным знаком Леонардо была и воздушная перспектива — изменение цветов и степени освещенности по мере удаления натуры от глаз наблюдателя. Глубина пространства передана им не только за счет линейной перспективы, то есть сокращения размеров дальних предметов, но и за счет передачи воздушной дымки.

Реалистические приемы, использованные художником, усиливают достоверность фантастического скалистого пейзажа. Он выхвачен как будто из другой реальности, чем та, в которой пребывает героиня. И этот контраст делает ее невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж, окутанный дымкой, становится далекой туманной мечтой.

1504

Гонфалоньер Содерини заказывает Микеланджело и Леонардо да Винчи фрески для зала заседаний в Палаццо Веккио.

Во Флоренцию приезжает Рафаэль

Установка статуи Давида работы Микеланджело на площади перед Палаццо Веккио.

В самом знаменитом произведении Микеланджело воплотился ренессансный идеал героя и защитника. Целое столетие творческих поисков флорентийских скульпторов получило свое высшее завершение.

1505

“Мадонна Дони” Микеланджело

Микеланджело считал скульптуру величайшим из искусств, а к живописи относился презрительно. Но соревнование с Леонардо, в которое он втянулся, побудило скульптора взяться и за эту работу. Результат — необычная многофигурная композиция со сложнейшим ракурсом фигуры на переднем плане.

На заднем плане вместо традиционного пейзажного фона фриз с обнаженными юношами. Он как бы огибает центральную группу, отчего создается впечатление объема и глубины.