Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Ф л о р е н т и й с к и й   р е н е с с а н с

Елена МЕДКОВА, Марк САРТАН

ГОД

СОБЫТИЕ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1506

«Мадонна со щегленком» и «Мадонна среди зелени» Рафаэля

1507

Леонардо да Винчи окончательно уезжает из Флоренции.

При выполнении фрески для зала заседаний Синьории Леонардо, как это не раз с ним бывало, перемудрил с техникой и составом красок и сам испортил свою работу. Заказ на продолжение цикла планировалось передать Микеланджело, и Леонардо испросил отпуск и уехал в Милан, чтобы уже никогда не вернуться во Флоренцию.

«Прекрасная садовница» Рафаэля

Во Флоренции Рафаэль прославился как непревзойденный мастер, изображавший Мадонн, пленявших счастливой гармонией и полнотой земного бытия, «материнской задушевностью и младенческой привлекательностью» (Г.Вёльфлин). «Прекрасная садовница» замыкает целый цикл из пятнадцати вариаций на тему композиции из трех фигур на фоне идеального пейзажа, в которых Рафаэль сочетал поэтику и изящество умбрийской школы с монументальностью форм и величавостью флорентийского искусства.

Рафаэль обладал счастливой способностью учиться и творить одновременно. Источником его вдохновения на этом этапе стала «Мадонна в гроте» Леонардо. Рафаэля привлекли новые композиционные решения (пространственная пирамида) и методы светотеневой моделировки (сфумато), более глубокое понимание гармонического единства человека и природы (натурфилософский пантеизм), разработка проблем психологического богатства душевных взаимосвязей образов (тайна леонардовской одушевленности). Но при этом молодой художник идет своим путем.

Сравнение «Прекрасной садовницы» с «Мадонной в гроте» наглядно показывает, что Рафаэлю чужд интеллектуальный и теологический смысл космоса Леонардо. Он отказывается от сложности психологизма и тем самым упрощает исходную концепцию, но одновременно извлекает из первоисточника некую идеальную эстетическую формулу, которая в силу таких качеств, как «неслыханная простота» (Б.Л. Пастернак) и кристальная ясность, становится впоследствии классическим образцом. «Чистейшей прелести чистейший образец» (А.С. Пушкин) — Мадонны Рафаэля живут в полном согласии со своими чувствами, природой и окружающими, «красота их зрелой женственности неотделима от благородной одухотворенности счастливого материнства», а «возвышенная поэзия их земного бытия радостно открывается каждому» (В.Н. Гращенков) и понятна с первого взгляда. Выражаясь языком поэзии, можно повторить вслед за М.В. Алпатовым, что Рафаэлю «дано было низвести небо на землю», а далее согласиться с Б.Л. Пастернаком, что секрет классической простоты, которая всего нужнее людям, «в родстве со всем, что есть», в естественности, которая «есть в опыте больших поэтов», и в их непостижимой способности «знаться с будущим в быту».

Если же возникнет желание «подойти к волшебнику этих картин с грубым инструментом формального анализа» (Г. Вёльфлин), то можно сказать, что Рафаэль впервые в своих Мадоннах, опираясь на основопологающие понятия Высокого Возрождения — belezza (красота) и maniera grande (большой стиль) — создает «новые идеальные типы, уже не представляющие собою плод синтеза поисков верности природе, но противопоставленные природе в качестве более высокой поэтической и художественной реальности» (М. Дворжак).

Внушающая магия образов Рафаэля зиждется на чувственной конкретности их земного материально-пространственного существования, на их бытии в качестве идеала «разумной человеческой души, которая объединяет в себе вечность и время» (Марсилио Фичино) и переживает гармонию рая (прошлое) и утопию золотого века (будущее) как реальность настоящего.

 

1508

Рафаэль уезжает из Флоренции.

За недолгое время пребывания во Флоренции Рафаэль успел снискать популярность. Однако, получив приглашение приехать в Рим от своего земляка Браманте, главного архитектора папского двора, молодой художник немедленно отправляется в путь. Перспектива работать в Риме, да еще по заказам самого папы, кажется ему очень привлекательной. Действительно, фрески Ватиканского дворца, которые Рафаэль выполнил по папскому заказу, стали несомненными шедеврами.

С отъездом Рафаэля Флоренция окончательно потеряла свое значение ведущего центра художественной жизни Италии. К этому времени закончил активную творческую деятельность Боттичелли, город покинули Микеланджело и Леонардо, еще раньше уехал Верроккьо. Художников и скульпторов такого класса во Флоренции просто не осталось. Эстафету приняли Рим и Венеция, которым принадлежат наивысшие достижения итальянского Ренессанса нового века.

1509

 

 

1510

 

 

1511

 

 

1512

Возвращение Медичи во Флоренцию.

Хотя Медичи много лет жили вне Флоренции, там все еще оставались их родственники и сторонники, в основном среди самых богатых семейств. В сложной политической обстановке, когда в Италии создавались и распадались военные союзы, да еще существовала постоянная угроза иностранного вторжения, поднаторевшие в дипломатическом искусстве Медичи только искали повода, чтобы восстановить свою власть.

В 1511 г. Рим вступил в союз с Венецией для изгнания французов из Италии. Республиканская Флоренция в этой войне пыталась сохранить нейтралитет. Папа Юлий II , которому нечем было платить наемным войскам, разрешил им напасть на Флоренцию и разграбить ее. Флорентийцам пришлось договариваться и торговаться, чтобы избежать жертв и разрушений. Сошлись на выплате огромного выкупа (в двести тысяч флоринов), низложении гонфалоньера Содерини и возвращении Медичи. На последнем пункте особенно настаивал папский представитель на переговорах кардинал Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного.

По возвращении Медичи не сидели сложа руки, и в результате интриг и комбинаций во главе Флоренции встал Джулиано, другой сын Лоренцо, первым из Медичи получивший аристократический титул – он стал герцогом Немурским.

1513

Сын Лоренцо Великолепного кардинал Джованни Медичи становится папой римским Львом X

Изгнание Макиавелли.

Происходивший из небогатой знатной семьи, Никколо Макиавелли во время республики служил секретарем Синьории и помогал гонфалоньеру во многих деликатных и сложных делах дипломатического свойства. После восстановления власти Медичи он был арестован по подозрению в участии в заговоре и через некоторое время сослан в свое поместье под Флоренцией. Здесь впоследствии он и написал свои знаменитые сочинения, в том числе и трактат «Государь».

Макиавелли был едва ли не первым мыслителем, видевшим в раздробленности Италии причину ее бедствий. Он создал теорию сильного государства, способного преодолеть эту раздробленность, и описал властителя, который может управлять таким государством. На протяжении многих веков его сочинения считались оправданием беспринципности власти ради сохранения и упрочения государства. Термин «макиавеллизм» стал обозначать политику, пренебрегающую законами морали.

1514

 

 

1515

«Оплакивание Христа» Фра Бартоломмео

1516

 

 

1517

«Мадонна с гарпиями» Андреа дель Сарто.

Леонардовское сфумато, смягчение очертаний изображаемых предметов, передающее воздушную среду, у Андреа дель Сарто стало еще более легким и расплывчатым, насытившись при этом дополнительными красочными оттенками. Однако героям дель Сарто недостает той одухотворенности, которая была свойственна персонажам учителя. Его мадонна монументальна, но она не переживает, а позирует. До преувеличенной усложненности поз, свойственной маньеризму, остается один шаг.

1518

 

 

1519

«Мадонна с младенцем и святыми» Андреа дель Сарто

1520

Кардинал Джулио де Медичи заказывает Микеланджело гробницу Медичи в капелле церкви Сан-Лоренцо.

Над этим заказом художник трудился много лет, постепенно меняя художественную концепцию. Свой окончательный вид библиотека получила уже после смерти мастера.

Капелла была задумана как триумфальное художественное произведение, прославляющее Медичи, к тому времени уже герцогов, симфонией скульптуры и архитектуры. Микеланджело отказался от расположения гробниц в центре небольшого помещения, чтобы не мешать их обзору. Архитектура капеллы напоминает Старую сакристию Брунеллески, однако ритм членений более напряжен.

Мастер прибегнул к совершенно революционному решению: архитектура не структуририрует пространство для скульптуры, а как бы вытесняет ее. Статуям герцогов тесно в своих нишах, фигуры Утра, Вечера, Дня и Ночи сползают с постаментов, карнизы пересекают головы статуй. Диссонанс всего ансамбля рождает у зрителя чувство печали.

Еще одним новшеством стала игра со светом: тени падают там, где это требуется общим замыслом, например, на лицо Ночи. Такм образом, к обычным средствам пластической выразительности добавляются живописные приемы.