Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Владимир ЖУЛЁВ

Картинки с выставки

М. Г. Дренина с воспитанниками

Так уж получилось, что в большинстве музеев искусство остается неким кладом, который дремлет в хорошо охраняемых, тихих залах. Оно словно огромный стабилизационный фонд — существует, но пользы почти не приносит. К счастью, новые веяния дали возможность творчески подойти к процессу хранения, дабы восстановить, казалось, утраченное в нашей новейшей истории звено былой культуры.

В детской зоне

Выставкой «Золотые дети» Государственный Исторический музей продолжил свою успешную экспериментальную работу по внедрению в выставочную деятельность интерактивных технологий.

Заместитель директора ГИМ Тамара Григорьевна Игумнова сказала о выставке: «Это совершенно уникальное собрание детских портретов XVI , XVII , XVIII и начала XIX вв. из частного семейного фонда Янник и Бена Якобер с испанского острова Мальорка. В своем замечательном имении они создали общественный музей и свыше тридцати лет собирали коллекцию детского портрета. Более 140 портретов детей из королевских домов стран Европы насчитывает коллекция. Эти маленькие «золотые» дети уже с детства были обречены на свое великое будущее, на роль правителей государств. Часть коллекции стала основой для так называемой передвижной выставки, состоящей из 56 портретов». (Подробнее о выставке см. «Искусство», № 5/06.) Она также отметила что, данный жанр изобразительного искусства, с одной стороны, прост для восприятия, но с другой — чуждые современному человеку лики и персоналии очень трудны для понимания. Поэтому устроители выставки придумали специальную художественную программу для детей с родителями, состоящую из двух творческих акций, а самое большое пространство выставочного зала стало местом, где музейные педагоги ГИМ и приглашенные специалисты осуществляют интерактивную связь детей с большим искусством.

Обычно все начинается с того, что дети разного возраста участвуют в соответственно адаптированной экскурсии, которая строится в форме беседы. В данном случае — во время выставки «Золотые дети» — юных экскурсантов подводили к восприятию портрета как особого жанра изобразительного искусства, они имели возможность узнать об истории, биографиях и судьбах изображенных на портретах «золотых детей».

После экскурсии родителям, пришедшим вместе с детьми, было предложено представить свое чадо если не королем и царицей, то по крайней мере будущим великим человеком, заслуживающим чести быть увековеченным на одном из парадных портретов. А дети XXI века могли вступить в своеобразный диалог с детьми прошлых эпох: устроившись за столами в детской зоне, под впечатлением от увиденного они создавали собственные версии портретов «золотых детей». Причем одни воспользовались некими подсказками в виде трафаретов и контуров, другие пробовали самостоятельно воспроизвести тот образ, который им больше всего запомнился.

Результаты этой творческой рефлексии сразу же размещались на импровизированной выставке работ, расположенной здесь же.

Работы детей

Двуликий Янус свободы

Для успешной реализации задуманного устроители выставки пригласили известного арт-педагога и художника Марию Григорьевну Дрезнину, руководителя театра-студии для семейной аудитории. Она согласилась, но посчитала более интересным включить в данную программу кроме своих, подготовленных студийцев, обычных посетителей — хотелось лишний раз убедиться в действенности собственной методики, которая с помощью игровых приемов способна развивать в детях элементарные навыки рисования и художественный вкус.

Талантливый педагог и живописец, член Союза художников РФ, автор таких книг и учебных пособий, как «Игры на листе бумаги», «Открой в себе художника», «Каждый ребенок — художник», «Учимся композиции», М.Г. Дрезнина является автором более двадцати действующих программ, которые не только приобщают людей к искусству и культуре, но и укрепляют связь между детьми и родителями, сближая их через совместное творчество. Основная цель таких программ — развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, обучение разговору на языке искусства с помощью цвета, формы, линии и других средств выражения.

«Конечно, — говорит Мария Григорьевна, — запускать с полуоборота механизм творческого общения людей, даже не зная имен пришедших на выставку детей и их родителей, достаточно рискованно. Для начала у людей просто срабатывает классический тормоз: «Я не умею рисовать». Но задача педагога, учитывая все эти факторы, сделать из обычных посетителей выставки участников некоего художественного события, чтобы попробовать их хотя бы немножко приобщить к искусству. Никто из них художников делать не собирается. Для того чтобы «повернуть ключик» и разбудить в каждом ребенка-художника, совсем не обязательно проходить какие-то обучающие курсы. Иногда достаточно одной такой встречи, чтобы запустить механизм творчества, чтобы возвысить ребенка, которого в первом классе зачастую уже успели поставить на позорное место неумехи. Ведь для школы гораздо важнее воспитать человека, а не посредственного художника. Сделать человека духовным соавтором — вот в чем суть моей программы.

С другой стороны, необходимо, чтобы задание не было простым времяпрепровождением. Всегда нужен результат. Искусство в этом смысле замечательно тем, что оно материализует катарсис. При этом задание должно быть понятно, но не примитивно, а даже глубоко».

Как и в программе «Навстречу друг другу», разработанной Марией Григорьевной, здесь, в проекте «Золотые дети», действовал тот же «принцип свободного выполнения программы», хотя задания все же были. «Внутри задания дается ограничение, — говорит Дрезнина. — Ребенок должен все время чему-то учиться, тогда он будет продвигаться вперед. Но педагогом должно быть сохранено ощущение полной свободы самовыражения. При этом свободная тема не означает рисуй что хочешь. Подобная организация занятия очень опасна. Может так получиться, что один ребенок испугается и «никуда не пойдет», в то время как другой «пойдет в обратную сторону». И потом все-таки важно понимать, что человек в таком возрасте поставить самому себе задачу пока еще не может. Работа педагога в данном случае сродни режиссерской: он должен выстроить деятельность учащегося так, чтобы соблюсти максимально полную свободу начинающего художника и ненавязчиво привести его к выполнению общей задачи по приобретению определенных знаний и умений».

Итак, во время первой встречи на выставке прошла вступительная акция «Диалог с королями». Дети и родители знакомились с экспозицией, слушали рассказ экскурсовода об истории и судьбе «золотых» девочек и мальчиков, о смысле символов, изображенных на портретах, о том, к чему венценосные родители готовили своих детей.

Заведующая культурно-образовательным отделом Ирина Борисовна Алексеева рассказала, что дети часто спрашивают, почему мальчики на этих портретах одеты так же, как и девочки, — в платьица. Их может заинтересовать птичка, сидящая на руке принцессы, или стоящая рядом собачка. У старшеклассников, как правило, наибольший интерес вызывают наряды венценосных детей.

Осмыслив то, что рассказал экскурсовод, дети совместно с родителями приступили к созданию своего образа конкретной личности, которая поразила их более всего. Созданный ими образ — это вольное прочтение парадного портрета, написанного сотни лет назад и увиденного глазами ребенка XXI века. При этом свой рисунок дети и родители должны были сделать на плоском листе с определенной разметкой: расписав изображение красками и согнув его определенным образом, можно было превратить рисунок в некую цилиндрическую конструкцию — объемный двухсторонний головной убор-корону. С одной стороны этой бумажной конструкции оказывался портрет выбранного персонажа, а с другой — отверстие для лица ребенка. Получалось что-то вроде маскарадной маски двуликого Януса.

Неизвестный художник. Портрет ребенка, предположительно Людовика XIV. Около 1638. Србрание Фонда Янник и Бена Якобер, Испания

Тонкости музейной коронации

Любопытно, что когда к работе над созданием маски-короны подключались родители, они невольно старались наделить будущее «второе лицо» своего чада атрибутами, символизирующими достаток и высокий статус. Дети украшали свой рисунок всевозможными декоративными элементами, создавая образ царственной особы, похожей на маму.

Создание маски-короны не являлось самоцелью, а было лишь предварительной работой. Потом дома дети создавали парадный портрет того персонажа с выставки, который был ими выбран. В качестве подсказки они получили от устроителей выставки открытки с репродукцией выбранной для подражания картины.

На первом этапе создания портрета юные художники работали над позой, костюмом и цветовой гаммой, зарисовывали наиболее понравившиеся предметы и антураж. Это помогло им изобразить на портретах те символы, которые, на их взгляд, наиболее точно отражают их собственный характер, наклонности и пр. Другими словами, им было легче создать собственный собирательный образ властителя, победителя, наконец просто личности.

По завершении акции каждый ребенок представил своего персонажа на фоне одного из реальных портретов «золотых детей». А чтобы усилить связь представленного на выставке классического искусства с современностью, Мария Дрезнина подготовила для участников вопросник, называвшийся «Интервью художника». В нем родителям, например, предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Как вам кажется, легко ли быть ребенком?
  • К чему вы готовите своих детей?
  • Есть ли что-то общее между современными детьми и детьми на портретах?

Маленьким участникам акции были приготовлены свои вопросы:

  • Какой портрет понравился тебе больше всего и почему?
  • Чья судьба произвела на тебя наиболее сильное впечатление?
  • Что самого интересного в том, чтобы быть ребенком?

С помощью ответов нв вопросы «художники» дополняли свой рисунок.

Неизвестный художник. Портрет принцессы в белом платье с голубем. 1750-1756. Србрание Фонда Янник и Бена Якобер, Испания

«Будье как дети…»

На вторую встречу-акцию, которая была названа «Современные дети в образе королей», были приглашены те же дети и родители. За это время они должны были уже много узнать о тех, чьи портреты видели на выставке и кого рисовали. Теперь им предстояло создать на листе бумаги собственный парадный портрет в образе, скажем, Людовика XIV, Карла III или, к примеру, Марии Луизы Габриэллы Савойской.

«У детей появляется конкретная мотивация к написанию данного портрета, поскольку они его выбрали и уже сроднились с образом, — поясняет Дрезнина. — Но, как вы понимаете, на рисунке должны были возникнуть современные «золотые» дети, у которых своя история, судьба и биография. В этой связи родителям детей — участников программы было предложено помечтать о будущем своих чад. Об этом надо было попытаться рассказать в парадном портрете с помощью символов и средств, которые использовались в старинных портретах. Лицо ребенка на этом портрете должно было быть выполнено с помощью родителей».

На итоговом вернисаже парадных портретов, созданных участниками программы, в качестве главных призов двум лауреатам конкурса были торжественно вручены дипломы, которые констатировали, что два этих «золотых» ребенка награждаются поездкой на испанский остров Мальорка, в имение владельцев замечательной коллекции.

Вопрос взаимоотношения детей и родителей сегодня один из самых главных. Здесь, в музее, на наших глазах происходили порой невероятные вещи: мамы рисовали, в то время как дети тихо сидели и с умилением смотрели на них. Это самое потрясающее, что могло быть. То есть мама из диктатора-воспитателя в одночасье превращались в друга.

Многие педагоги, которые посещают семинары Дрезниной, искренне благодарят ее за предоставленную им возможность побыть детьми. Ведь участвуя в этих программах, люди чувствуют, что здесь никто не осудит их за неумение рисовать, здесь то, что сделано личностью, само по себе ценно и неповторимо. И кроме того, занятия проходят в атмосфере великих творений мировой художественной культуры, в стенах, от которых веет историей.