Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена РАЧЕЕВА

Герника

1937. Национальный центр искусств королевы Софии, Мадрид

Самая з наменитая картина XX века написана Пикассо после бомбардировки испанского города Герники немцами, союзниками диктатора Франко. 26 апреля 1937 г. мир узнал о злодеянии фашистской авиации, разрушившей за ночь маленький древний городок басков и уничтожившей тысячи ее мирных жителей. Эти события так потрясли художника, что случилось невероятное: монументальное панно (3,5 м в высоту и 8 м в длину) было написано за месяц! Его сюжет посвящен ужасам гражданской войны в Испании, борьбе республиканцев со сторонниками Франко.

Страшная сцена гибели Герники и смерти людей изображает каких-то совершенно фантастических и непонятных на первый взгляд существ. Они напоминают человеческие тела и фигуры животных. Но это скорее их подобие, искаженное ужасными гримасами боли и страдания. Кажется, они исторгают вопли страха и отчаяния.

Трагическое ощущение смерти и разрушения художник создает агонией самой формы, которая разрывает предметы на множество острых осколков. Зловещие символы умирающих: растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, мать с убитым ребенком — превращаются в зрелище Апокалипсиса. Здесь нет ни бомбежки Герники, ни самолетов, ни даже самого города. Видны лишь языки пожара, да само содеянное зло. Пикассо создает символ, олицетворяющий фашизм. Художник, считавший себя далеким от политики, продемонстрировал свое новое кредо — борца и защитника республики. Известно, кстати, что он стал вносить свои деньги в фонд обороны республики.

Если внимательно рассматривать картину, то можно заметить, как Пикассо создает композицию катастрофы. Мир, лежащий в обломках, строится, подобно триптиху. В центре выделен классический треугольник: основание его — нижняя часть картины, вершина — светильник в вытянутой руке. Женщина с воздетыми руками справа и женщина с мертвым ребенком слева фланкируют трехчастное панно. Между ними — авансцена. Здесь лихорадочные всплески света чередуются с темными провалами. При этом картина почти лишена цвета. Духу трагедии соответствуют черные, серые, белые тона. И в этом царстве ночи пронзительно и неожиданно звучит мертвенный свет лампы.

Светящий абажур с электрической лампой странно и спокойно выделяется на фоне буйства и экспрессии в изображении фигур. Свет этот не подобен пламени, в котором мечется, сгорая, женщина с воздетыми к небу руками. Он не похож и на те языки огня, что мы видим в светильнике в вытянутой руке другой женщины. Этот исходящий свет спокоен и не пытается спалить все, что встречает на своем пути. Он просто льет лучи, побеждая темноту. Он символичен. Это надежда на то, что мир еще будет жить, а порядок во Вселенной восторжествует.

Поразительно, что художник при всей условности форм, сюжета и композиции создает удивительную иллюзию реальности, достоверности происходящего. Воображаемое становится предельно убедительным и понятным. Такого до Пикассо еще не удавалось никому. Художник изобразил конец света как дело рук самого человека, раздробив и расколов антропоморфные формы на куски, превратив их в метафору уродливого мучительного страдания. Таким образом, картина стала мощным произведением XX века на тему преступления против человечества.

В одном из комментариев к «Гернике» сам Пикассо заметил, что «за мир нужно бороться». Свет на холсте и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться каждое живое существо. Так в «Гернике» Пикассо создает не только жуткую и пессимистичную картину катастрофы — здесь есть и вера в лучшее, и надежда на победу божественного космоса над хаосом.

И все же Пикассо превратил свою картину в нечто большее, чем в эпизод варварства, который несет фашизм. Она обретает значение художественного символа вселенской катастрофы .

Судьба «Герники» любопытна. Впервые огромное полотно было показано на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Затем много лет картина путешествовала по всему миру. В конце 1960-х Пикассо предложил знаменитому Нью-Йоркскому музею современного искусства взять ее на хранение. Однако в 1968 г. Франко впервые заявил о том, что «Гернике» место на родине. На это художник ответил, что картина не попадет в Испанию, пока не падет диктаторский режим. После смерти каудильо начались переговоры между новым правительством монархической Испании и американским музеем. Наконец в 1981 г. картина прибыла в Мадрид. Сейчас она выставлена в крупнейшем испанском музее современного искусства — Национальном центре искусств королевы Софии в Мадриде, где для шедевра Пикассо построена специальная галерея.