Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2006

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Н а у ч н ы е  ч т е н и я

Елена МЕДКОВА

 

Голоса критской культуры

«Голубая птица». Ок. 1500 г. до н.э. Археологический музей. Гераклейон, Крит

Культура Крита не оставила нам развернутых письменных текстов, поэтому реконструкция мифологии возможна лишь по изобразительному материалу и по более поздним памятникам древнегреческой мифологии, которая вобрала в себя в том числе и минойский компонент.

Основополагающим символом критского мировоззрения является бесконечно бегущая спираль. Это и принцип организации подвижного, вечно изменчивого и циклически постоянного мира. И символ аналогичного земному морского лона богини, лелеющего в себе человеческую жизнь-лодку, дарующего обновление и вечную молодость (кикладская сковорода). Раскручивающаяся и свивающаяся нить клубка, который минойская богиня Ариадна вручила Тесею , — это сама нить жизни. Лабиринт — это тоже своеобразная спираль. Некогда мифический мастер Дедал построил для критской царевны танцплощадку со сложным узором-лабиринтом, которому должна была следовать цепочка танцоров. Все участники держались за веревку (нить жизни), ведущий символизировал вход в лабиринт, замыкающий — выход, а сама церемония — инициацию, посвящение во взрослую жизнь: смерть ребенка и возрождение в статусе взрослого.

Двойной топор-лабрис является символом мужского божества в виде быка (Зевс). По мнению А. Лосева, значение этого символа в древности можно было сравнить только с крестом в христианстве. Он возникает повсюду на стенах критских дворцов. Ему поклоняются, приносят жертвы (материалы глиптики). В сочетании с деревом он символизирует священный брак Неба и Земли.

Двойная секира

Его растительным аналогом является лилия и, возможно, бабочка. Одновременно лилия своими завитками подобна все той же спирали, соединяющей жизнь со смертью. Царь-жрец, по одной из версий реконструкции, идет по зарослям садовых лилий, а на его головном уборе теснятся стилизованные завитки гиацинтов. И лилия, и гиацинт связаны с загробным миром и культом плодородия. Лилии собирала Персефона в момент ее похищения Аидом. Юноша Гиацинт, убитый случайно Аполлоном, прорастает по весне цветком.

Царь-жрец — сезонный супруг жрицы Великой богини. Он юн и прекрасен. На наших глазах он «зацветает», но в конце года должен умереть, чтобы вновь вернуться. Что бы ни делал царь-жрец, сеял или жал, он своим жестом несет смерть, в которой содержится зерно жизни. Гиацинт, древний бог растительности, умирающей и воскресающей природы, связан с культом критского Зевса. Он обладает уникальным растительно-геометрически-буквенным символом. Цветок гиацинта, повернутый вверх, к жизни, похож на греческую букву «гамма» (?), начальную букву имени юноши, а опущенный головкой вниз, к миру дольнему, похож на альфу ( a ), первую букву в предсмертном крике «ай!». В завитке спирали — переход из одного состояния в другое.

Ритон в форме головы быка. 1600 г. до н.э. Археологический музей.

Другие весенние цветы — шафран и крокус («Собиратель шафрана») посвящены Богине-матери и ее смертному спутнику, богу растительности. Нежные чашечки шафрана — это символ женского производящего начала, вместилище божественной деятельности. Они олицетворяют начало (ср.: греческое ????? — «цветок» и др.-инд. adi — «начало»). Но в то же время жизнь их эфемерна и быстротечна (ср. с нем. Ende «конец»). Сцена сбора шафрана, возможно, происходит в так называемом «садике Афродиты» — священном участке с быстро распускающимися и столь же быстро увядающими цветами (распространенный обычай в Древней Греции), которые символизируют мимолетность жизни. Сам процесс собирания цветов, видимо, имел статус священнодействия, подобно жатве. Этот мотив часто встречается в позднейшей греческой мифологии (похищение Персефоны, Европы).

Богиня со змеями. ок. 1590 г. до н.э. Археологический музей.

Бабочка — столь же эфемерное существо, как и весенние цветы, еще более наглядно демонстрирует циклы метаморфоз в природе. На греческом и «бабочка», и «душа» обозначается одним словом «психе» (????), а в ряде случаев бабочка напрямую отождествлялась с душой умершего. Позднее на основе разрозненных мифов Апулей создаст поэтическую сказку о силе любви Психеи (аллегория человеческой души) и Эрота (воплощение самой любви).

Однажды нарушив запрет и потеряв любимого, Психея обрекает себя на множество испытаний. Она долго странствует, спускается в Аид за живой водой, теряет красоту и молодость. Но даже в безобразном обличии старухи Эрот узнает свою возлюбленную и возвращает ей прежний облик.

«Царь-жрец» или «Принц с лилиями». Ок. 1500 г. до н.э.

Более поздний литературный источник в какой-то мере раскрывает то, что символизирует полет бабочки вокруг царя-жреца или совместно с ласточками, несущими на своих крыльях Весну (росписи на о. Санторин). Концентрация пронзительно радостного проживания самого момента обновления неразрывно связана с непрерывностью метаморфоз в природе, связывающих воедино верхний и нижний миры. Ласточка в Древней Греции была посвящена Афродите, но одновременно существовало поверье, что если она залетает в дом, то это к смерти. Изображение летящих птиц на фресках тоже может быть связано с воплощением в зримых образах душ умерших. Эта очень древняя традиция, берущая свое начало в палеолите, затем устойчиво развивается в египетском и античном искусстве. Голубь например, символизирует нижний мир («Голубая птица» из Кносса), что подтверждается на лингвистическом уровне для многих языков, в том числе и для греческого.

Птицы, сидящие на траве , могут символизировать плодородие, а также свидетельствовать о правильности совершения ритуала на сакральном участке со священной травой («Куропатки в скалах»). Сова на голове «Богини со змеями» однозначно представляет небесную зону и мудрость (позднее сова станет атрибутом Афины). Змеи в руках богини, на ее головном уборе и переднике говорят о ее хтонической сущности и связи с водной стихией (обратите внимание на змейку в волосах «Парижанки»).

Кувшин. ок. 1800 г. до н.э. Археологический музей. Гераклейон, Крит

Обилие морских животных в декоре керамики тоже связано с присутствием богини. Раковина является символом женского начала, моллюск-наутилус — символ жизни, рыба означала плодородие и размножение, дельфин — спасение. Со спутником богини связан ряд растений, таких как виноградная лоза и плющ, чтимых за красный цвет их сока (вино и древесный сок плюща). Ему же посвящали ветвь оливы, которую приносили к «рогам посвящения».

Из геометрических символов, кроме спирали, большое значение имеет так называемый шахматный узор, который возникает и на вазах, и на юбке богини со змеями. Более поздние материалы, погребальные сцены на вазах геометрического стиля и росписи этрусских гробниц, в которых над умершим развертывали «шахматку», свидетельствуют о том, что она символизировала небо потустороннего мира. Учет символики может значительно скорректировать наше представление об изобразительных композициях и декоре керамики.

Культу Великой богини и ее коррелянта, юного бога растительности, соответствуют мифологические комплексы: Афродита — Адонис, Деметра — Кора/Персефона, Аполлон — Гиацинт, — связанные со сменой сезонов и весенним возрождением растительной жизни. В мифах о Минотавре закрепился образ Зевса критского в его наиболее древнем виде — в виде быка. Органичность и стихийность вегетативной жизни персонифицировалась в Дионисе/Загрее.

Маска Агамемнона. 1500 г до н.э. Музей, Микены

Имя Диониса встречается на критских табличках линейного письма «Б» еще в XIV в. до н.э. В своей наиболее древней ипостаси, в виде Загрея — сына Зевса Критского и Персефоны, он, подобно многим растительным богам (ср. с мифом об Осирисе) , был разорван на куски враждебными Зевсу титанами, а затем собран и возрожден к жизни бабкой Реей. Мотивы разрывания и превращения единого во множество соответствует появлению из плода множества семян, погребение — севу, возрождение — прорастанию весенней зелени. Дионис, объединяющий весь жизненный цикл жизни/смерти — это всё во всем, он един и множествен одновременно, его присутствие разлито в природе, что соответствует в целом пантеистическому мироощущению Крита. Дионис в постоянном движении метаморфоз, он сама динамика произрастающего мира, и это тоже находит воплощение в постоянной изменчивости и витальности критского искусства.

Голос критского мироощущения в словах и поэтических образах можно услышать и в ряде письменных памятников средиземноморской культуры, возникших параллельно критской изобразительности. Искусство амарнского периода, испытавшего сильное влияние Крита, оставило нам радостный гимн Атону, в котором автор (возможно, фараон-реформатор Эхнатон) славит все сущее, что произрастает под живительными лучами солнца: «Ты сияешь прекрасно на склоне неба, диск живой, начало жизни!.. Скот радуется на лугах своих, деревья и травы зеленеют, птицы вылетают из гнезд своих, и крылья их славят твою душу. Все животные прыгают на ногах своих, все крылатое летает на крыльях своих, все оживает, когда озаришь ты их сияньем своим. Суда плывут на север и на юг, все пути открыты, когда ты сияешь. Рыбы в реке резвятся перед ликом твоим, лучи твои проникают в глубь моря, ты созидаешь жемчужину в раковине, ты сотворяешь семя в мужчине, ты даешь жизнь во чреве матери…»

Деталь золотого украшения с изображением пчел. Археологический музей. Гераклейон, Крит

Тем же праздником космического бытия и радостной благодарностью исполнены псалмы царя Давида: «Благослови, душа моя, Господа! Ты дивно велик… ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницей, шествуешь на крыльях ветра… Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты наполняешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля…» (Псалом 103).