Н а у ч н ы е ч т е н и я
Голоса критской культуры
«Голубая птица». Ок. 1500 г. до н.э.
Археологический музей. Гераклейон, Крит
Культура Крита не оставила нам
развернутых письменных текстов, поэтому
реконструкция мифологии возможна лишь по
изобразительному материалу и по более поздним
памятникам древнегреческой мифологии, которая
вобрала в себя в том числе и минойский компонент.
Основополагающим символом критского
мировоззрения является бесконечно бегущая
спираль. Это и принцип организации
подвижного, вечно изменчивого и циклически
постоянного мира. И символ аналогичного земному
морского лона богини, лелеющего в себе
человеческую жизнь-лодку, дарующего обновление и
вечную молодость (кикладская сковорода).
Раскручивающаяся и свивающаяся нить клубка,
который минойская богиня Ариадна вручила Тесею ,
— это сама нить жизни. Лабиринт — это
тоже своеобразная спираль. Некогда мифический
мастер Дедал построил для критской царевны
танцплощадку со сложным узором-лабиринтом,
которому должна была следовать цепочка танцоров.
Все участники держались за веревку (нить жизни),
ведущий символизировал вход в лабиринт,
замыкающий — выход, а сама церемония —
инициацию, посвящение во взрослую жизнь: смерть
ребенка и возрождение в статусе взрослого.
Двойной топор-лабрис является
символом мужского божества в виде быка (Зевс). По
мнению А. Лосева, значение этого символа в
древности можно было сравнить только с крестом в
христианстве. Он возникает повсюду на стенах
критских дворцов. Ему поклоняются, приносят
жертвы (материалы глиптики). В сочетании с
деревом он символизирует священный брак Неба и
Земли.
Двойная секира
Его растительным аналогом
является лилия и, возможно, бабочка.
Одновременно лилия своими завитками подобна все
той же спирали, соединяющей жизнь со смертью.
Царь-жрец, по одной из версий реконструкции, идет
по зарослям садовых лилий, а на его головном
уборе теснятся стилизованные завитки гиацинтов.
И лилия, и гиацинт связаны с загробным миром и
культом плодородия. Лилии собирала Персефона в
момент ее похищения Аидом. Юноша Гиацинт, убитый
случайно Аполлоном, прорастает по весне цветком.
Царь-жрец — сезонный супруг жрицы Великой
богини. Он юн и прекрасен. На наших глазах он
«зацветает», но в конце года должен умереть,
чтобы вновь вернуться. Что бы ни делал царь-жрец,
сеял или жал, он своим жестом несет смерть, в
которой содержится зерно жизни. Гиацинт, древний
бог растительности, умирающей и воскресающей
природы, связан с культом критского Зевса. Он
обладает уникальным
растительно-геометрически-буквенным символом.
Цветок гиацинта, повернутый вверх, к жизни, похож
на греческую букву «гамма» (?), начальную букву
имени юноши, а опущенный головкой вниз, к миру
дольнему, похож на альфу ( a ), первую букву в
предсмертном крике «ай!». В завитке спирали —
переход из одного состояния в другое.
Ритон в форме головы быка. 1600 г. до н.э.
Археологический музей.
Другие весенние цветы — шафран и крокус
(«Собиратель шафрана») посвящены Богине-матери и
ее смертному спутнику, богу растительности.
Нежные чашечки шафрана — это символ женского
производящего начала, вместилище божественной
деятельности. Они олицетворяют начало (ср.:
греческое ????? — «цветок» и др.-инд. adi —
«начало»). Но в то же время жизнь их эфемерна и
быстротечна (ср. с нем. Ende «конец»). Сцена
сбора шафрана, возможно, происходит в так
называемом «садике Афродиты» —
священном участке с быстро распускающимися и
столь же быстро увядающими цветами
(распространенный обычай в Древней Греции),
которые символизируют мимолетность жизни. Сам процесс
собирания цветов, видимо, имел статус
священнодействия, подобно жатве. Этот мотив
часто встречается в позднейшей греческой
мифологии (похищение Персефоны, Европы).
Богиня со змеями. ок. 1590 г. до н.э.
Археологический музей.
Бабочка — столь же эфемерное
существо, как и весенние цветы, еще более
наглядно демонстрирует циклы метаморфоз в
природе. На греческом и «бабочка», и «душа»
обозначается одним словом «психе» (????), а в ряде
случаев бабочка напрямую отождествлялась с
душой умершего. Позднее на основе разрозненных
мифов Апулей создаст поэтическую сказку о силе
любви Психеи (аллегория человеческой души) и
Эрота (воплощение самой любви).
Однажды нарушив запрет и потеряв любимого,
Психея обрекает себя на множество испытаний. Она
долго странствует, спускается в Аид за живой
водой, теряет красоту и молодость. Но даже в
безобразном обличии старухи Эрот узнает свою
возлюбленную и возвращает ей прежний облик.
«Царь-жрец» или «Принц с лилиями». Ок.
1500 г. до н.э.
Более поздний литературный источник в
какой-то мере раскрывает то, что символизирует
полет бабочки вокруг царя-жреца или совместно с ласточками,
несущими на своих крыльях Весну (росписи на о.
Санторин). Концентрация пронзительно радостного
проживания самого момента обновления неразрывно
связана с непрерывностью метаморфоз в природе,
связывающих воедино верхний и нижний миры.
Ласточка в Древней Греции была посвящена
Афродите, но одновременно существовало поверье,
что если она залетает в дом, то это к смерти.
Изображение летящих птиц на фресках
тоже может быть связано с воплощением в зримых
образах душ умерших. Эта очень древняя традиция,
берущая свое начало в палеолите, затем устойчиво
развивается в египетском и античном искусстве.
Голубь например, символизирует нижний мир
(«Голубая птица» из Кносса), что подтверждается
на лингвистическом уровне для многих языков, в
том числе и для греческого.
Птицы, сидящие на траве , могут
символизировать плодородие, а также
свидетельствовать о правильности совершения
ритуала на сакральном участке со священной
травой («Куропатки в скалах»). Сова на
голове «Богини со змеями» однозначно
представляет небесную зону и мудрость (позднее
сова станет атрибутом Афины). Змеи в
руках богини, на ее головном уборе и переднике
говорят о ее хтонической сущности и связи с
водной стихией (обратите внимание на змейку в
волосах «Парижанки»).
Кувшин. ок. 1800 г. до н.э. Археологический
музей. Гераклейон, Крит
Обилие морских животных в декоре керамики тоже
связано с присутствием богини. Раковина является
символом женского начала, моллюск-наутилус
— символ жизни, рыба означала
плодородие и размножение, дельфин —
спасение. Со спутником богини связан ряд
растений, таких как виноградная лоза и плющ,
чтимых за красный цвет их сока (вино и древесный
сок плюща). Ему же посвящали ветвь оливы, которую
приносили к «рогам посвящения».
Из геометрических символов, кроме спирали,
большое значение имеет так называемый шахматный
узор, который возникает и на вазах, и на юбке
богини со змеями. Более поздние материалы,
погребальные сцены на вазах геометрического
стиля и росписи этрусских гробниц, в которых над
умершим развертывали «шахматку»,
свидетельствуют о том, что она символизировала
небо потустороннего мира. Учет символики может
значительно скорректировать наше представление
об изобразительных композициях и декоре
керамики.
Культу Великой богини и ее коррелянта, юного
бога растительности, соответствуют
мифологические комплексы: Афродита — Адонис,
Деметра — Кора/Персефона, Аполлон — Гиацинт, —
связанные со сменой сезонов и весенним
возрождением растительной жизни. В мифах о
Минотавре закрепился образ Зевса критского в его
наиболее древнем виде — в виде быка.
Органичность и стихийность вегетативной жизни
персонифицировалась в Дионисе/Загрее.
Маска Агамемнона. 1500 г до н.э. Музей,
Микены
Имя Диониса встречается на критских табличках
линейного письма «Б» еще в XIV в. до н.э. В своей
наиболее древней ипостаси, в виде Загрея — сына
Зевса Критского и Персефоны, он, подобно многим
растительным богам (ср. с мифом об Осирисе) , был
разорван на куски враждебными Зевсу титанами, а
затем собран и возрожден к жизни бабкой Реей.
Мотивы разрывания и превращения единого во
множество соответствует появлению из плода
множества семян, погребение — севу, возрождение
— прорастанию весенней зелени. Дионис,
объединяющий весь жизненный цикл жизни/смерти —
это всё во всем, он един и множествен
одновременно, его присутствие разлито в природе,
что соответствует в целом пантеистическому
мироощущению Крита. Дионис в постоянном движении
метаморфоз, он сама динамика произрастающего
мира, и это тоже находит воплощение в постоянной
изменчивости и витальности критского искусства.
Голос критского мироощущения в словах и
поэтических образах можно услышать и в ряде
письменных памятников средиземноморской
культуры, возникших параллельно критской
изобразительности. Искусство амарнского
периода, испытавшего сильное влияние Крита,
оставило нам радостный гимн Атону, в котором
автор (возможно, фараон-реформатор Эхнатон)
славит все сущее, что произрастает под
живительными лучами солнца: «Ты сияешь прекрасно
на склоне неба, диск живой, начало жизни!.. Скот
радуется на лугах своих, деревья и травы
зеленеют, птицы вылетают из гнезд своих, и крылья
их славят твою душу. Все животные прыгают на
ногах своих, все крылатое летает на крыльях
своих, все оживает, когда озаришь ты их сияньем
своим. Суда плывут на север и на юг, все пути
открыты, когда ты сияешь. Рыбы в реке резвятся
перед ликом твоим, лучи твои проникают в глубь
моря, ты созидаешь жемчужину в раковине, ты
сотворяешь семя в мужчине, ты даешь жизнь во
чреве матери…»
Деталь золотого украшения с
изображением пчел. Археологический музей.
Гераклейон, Крит
Тем же праздником космического бытия и
радостной благодарностью исполнены псалмы царя
Давида: «Благослови, душа моя, Господа! Ты дивно
велик… ты одеваешься светом, как ризою,
простираешь небеса, как шатер; устрояешь над
водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею
колесницей, шествуешь на крыльях ветра… Ты
послал источники в долины: между горами текут,
поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют
жажду свою. При них обитают птицы небесные, из
среды ветвей издают голос. Ты наполняешь горы с
высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается
земля…» (Псалом 103).
|