Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Мурано сегодня: союз художников и стеклодувов

Ирене Найф. Разноцвеиный тотем. 1998

В течение столетий в знаменитом старинном венецианском центре стекла Мурано мастера-стеклодувы создавали великолепные изделия. Технические навыки передавались из поколения в поколение. Шло время, стеклодувную трубку заменили фабричными механическими устройствами, стали использовать литейные формы, новые технологии, но никто не рассматривал стекло как объект высокого искусства, в то время как этот материал обладает уникальными возможностями для обогащения художественного языка.

Герда Грубер. Узлы. 2003

Первым обратил на это внимание Эгидио Константини. Стремясь вдохнуть новую жизнь в производство обиходных предметов из стекла, превратить производство таких изделий в процесс создания артобъектов, он экспериментирует с новыми техниками обработки стекла. Константини обращается с просьбой о сотрудничестве к знаменитым художникам, заказывает эскизы для реализации в стекле П. Пикассо, Ж. Браку, О. Кокошке, М. Шагалу, Ле Корбюзье. Стекольным печам в мастерской Константини Жан Кокто дал красивое название «Кузница ангелов». В 1950-е гг. Мурано становится крупнейшим центром современного стекольного искусства. Известная галеристка Пегги Гугенхейм приобрела произведения «Кузницы ангелов» и организовала выставки стекольного искусства в Европе и США.

Кун Ванмехлен. Шагающие яйца. 2002

Традиции Константини в наши дни продолжает возникшая в 1990 г. фабрика-мастерская Мурано «Berengo Fine Art». Ее владелец Адриано Беренго отказался от создания произведений прикладного характера. Здесь производятся только художественные объекты из стекла, авторами которых являются знаменитые современные художники Герда Грубер, Мария Казун, Пино Кастанья и другие, которых Беренго пригласил в Мурано для знакомства с работой мастеров-стеклодувов. Студия-фабрика Беренго обновила традиционное венцецианское стекло Мурано и стала центром нового направления в искусстве. Действительно ли стекло становится новым материалом для обновления скульптуры? Ведь в нужном направлении здесь работает всё: плотность и «бестелесность» материала, возможность поиграть с формой, использовать взаимодействие материала и света, применять разнообразные соотношения объема и пространства.

Мария Казун. Автопортреты. 2005

Познакомиться с произведениями из стекла современных художников, созданными на фабрике Беренго, можно на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина «Осторожно: стекло. Современное искусство в Мурано». Согласно концепции Беренго современный художник должен хорошо изучить технологию изготовления стекла, проникнуться его духом, чтобы создать новаторское, действительно значительное произведение.

Работы, представленные на выставке, демонстрируют подлинное содружество автора-художника и стеклодува. Лучшие муранские мастера-стеклодувы — Данило Дзанелла и Сильвано Синьоретто. «Шагающие яйца» (2002) Куна Ванмехелена производят очень сильное впечатление. Решение простое, но емкое, образное. Забавные большие стеклянные яйца со стальными лапами кажутся существами глобализованного мира.

Две страсти одолевали Ванмехелена с детства: занятия рисунком и куры. Он даже завел в своей спальне инкубатор. После окнчания кулинарного училища Ванмехелен работал в престижных ресторанах Бельгии, Франции, Германии. А занятия скульптурой было его хобби. И вскоре он стал известным скульптором, оставил кулинарное дело и полностью посвятил себя скульптуре. В 1996 г. он обогатил свой хужожественный язык, вдохновясь муранским стеклом. Яйцо стало лейтмотивом его творчества. В «Шагающих яйцах» удивительно сочетаются хрупкость мира и неумолимость наступления новой технологической эры.

Сергей Мироненко. Микросхема. 2005

Большой, яркий стеклянный объект «Разноцветный Тотем» (1998) известной швейцарской художницы Ирене Найф обращает к иной традиции — напоминает венецианские стеклянные бусы. Очень поэтичны стеклянные головы Луиджи Бенцони, вдохновляющегося модернистской скульптурой начала ХХ века.
«Облако» (2003) датчанина Ульрика Винтерсборга состоит из стеклянного невесомого белого объема (символизирующего небесную сферу), обвязанного грубой цепью (земное начало). Это попытка философского осмысления проблемы духовного и материального.

В «Микросхеме» (2005) Сергея Мироненко прозаические технические приспособления из стекла производят странное впечатление — они похожи на концептуальные объекты. Диссонанс в работу вносит цвет.

Очень оригинальны инсталляции и объекты 30-летней Марии Казун (ливанка, живет в Нью-Йорке, получила мировое признание), сумевшей «приручить» стекло. Ее «Автопортреты» (2005) — существа-гибриды из зеркального стекла — напоминают ящериц. Кажется, что они постоянно изменяются на наших глазах. Она любит создавать инсталляции с использованием разных материалов. На выставке инсталляция «Материальное изобилие» (2005) состоит из лежащих на полу стеклянных цепочек шаров разной формы, спускающихся с потолка черных одеяний с застывшей массой (пустая оболочка исчезнувших людей?) и больших и маленьких черных лестниц, подвешенных к потолку. В инсталляциях Казун рассказывается о судьбе женщины в современном мире.

Австрийская художница Герда Грубер в странной работе «Узлы» (2003) вдохновлялась мифологией майя. Скульптура состоит из пяти больших завязанных в узел стеклянных веревок, насаженных на стальные шесты: агрессивный божок эпохи торжества масс-медиа.

Выставка «Осторожно: стекло» показывает неисчерпаемость возможностей венецианского стекла в современном искусстве. Из союза стеклодувов и художников рождаются разнообразные, экспрессивные, очень современные работы, формы которых наполнены глубоким смыслом.