Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

Зимний дворец

1754-1762

Растрелли строил четвертый Зимний дворец исходя из его градообразующего положения в сердце города и империи. Колоссальное каре дворца замкнуто, как и подобает ядру космоса, и одновременно раскрыто на все четыре стороны, что соответствует его сущности энергетического средоточия огромной страны.
Планировка здания парадоксальна: изнутри монолит оборачивается свободным пространством внутреннего двора, а основные смысловые и формообразующие блоки — тронный зал, храм, театр, парадная лестница — разнесены по углам здания, согласно излюбленному Растрелли принципу связывания композиции по диагонали.
Растрелли, вынужденный, согласно заказу, замкнуть здание дворца, в художественную концепцию дворца закладывает совершенно иную идею. Здание пульсирует, подобно сердцу, включаясь в ритмы бесконечных просторов земли русской. Оно сосредоточивает энергию массы в формирующиеся на наших глазах, соподчиненные главному объему кубические монолиты по углам, которые активно наступают на окружающее пространство. Одновременно соединяющие их анфилады отступают, втягивая пространство в малые парадные дворы с запада и востока. Эти фасады своей раскрытостью объемлют воздушные пространства.

План зимнего дворца

Главный южный фасад, обращенный на парадную площадь города, которую предполагалось оформить полукругом колоннад наподобие площади св. Петра в Риме, – единственный фасад, в котором с помощью выступающего ризолита мощно выделено главенство центра. Это фасад, обращенный к тверди земной, в нем всё, как должно, устойчиво и стабильно, ибо он воплощение порядка и власти. Противоположный же северный фасад, выходящий к Неве, наоборот, прогибается по центру, следуя некоему внешнему ритму великой реки, чьим стихийным бегом правит бесконечность. Разомкнутая волнообразная пульсация белоснежных, расположенных в два яруса колонн особенно впечатляюща со стороны Дворцового моста — в дальней перспективе колонны сливаются в пенный прибой, затем следует отлив и спокойная гладь изумрудных стен, а к углу вновь учащенный ритм колонн/валов и… вы падаете в воздушную бездну объятий западного фасада.

Схема Зимнего дворца

Чтобы увидеть всю панораму дворца, зритель вынужден все время отступать к мосту, к стрелке Васильевского острова или к центру необозримой глади водного пространства, где и находится истинный космический, а не человеческий центр имперского города.

На взгляд всплывшего из морских пучин божества рассчитывал Растрелли масштаб дворца. Математически вычерченное и выверенное здание в силу своей колоссальности и необозримости начинает вести себя как природная стихия, что соответствует, с одной стороны, духу барокко, всечасно переживающего Вселенную, а с другой — «воле целой цивилизации, обширной, пространственной и привычной к громадным расстояниям пограничной цивилизации Евразии, которая усердно и вдохновенно осваивает европейскую размеренность, логичность, обозримость» (А. Якимович).