и д е м в м у з е й
Валентина ЛЫСЮК,
Петр ЕФИМОВ
Художественный образ и его пластическое воплощение
Продолжение. См. № 12–16, 19, 20/05;
№ 1, 5, 7, 8/06.
Тема IX. «фантазия и реальность в искусстве»
II часть. Занятие в студии
В связи с тем, что при знакомстве с данной темой дети встре-чаются с образами, взятыми из реальной жизни, но преображен-ными фантазией художника, важно объяснить и дать детям по-чувствовать различие между фольклорно-сказочным миром и миром фантазии. Поэтому в данной части занятия педагог ста-вит следующие задачи:
— перевести действия детей на новый уровень пластического существования в мире фантазии через изменение темпоритма, характера движения к изменению внутреннего состояния, погру-женности в атмосферу фантастического мира;
— совершить постепенный переход от следования реальным образам к передаче фантастических образов.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Вводная игра-упражнение «Тридцать три богатыря»
Музыкальное сопровождение — марш с акцентом на первую долю.
Дети располагаются по кругу и идут друг за другом вперед, шагая на каждую четверть. Маршируют на месте, затем под му-зыку, ударяя в ладоши, отбивают ритмический рисунок.
Отбивают ладонями первую долю, три доли пропускают.
Шагают на первой доле, три доли стоят на месте.
Выставляют ногу на первую долю, на три доли перемещают вес тела на выставленную ногу. Отставляют ногу назад, на три доли перемещают вес тела на отставленную назад ногу.
— Теперь представим, что на нас доспехи, которые горят на солнце, у каждого в левой руке щит, а в правой — копье. Под музыку делаем шаг вперед правой ногой и три шага на месте, следующий шаг вперед — левой ногой и три шага на месте. Ша-гаем как богатыри, обходя по кругу остров Буян, как в сказке Пуш-кина о царе Салтане («...в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»).
Упражнение-игра «Лель и эхо»
Прослушав ритмический рисунок, задаваемый музыкантом или педагогом по пластике (хлопками), дети повторяют его, хло-пая в ладоши, затем топая ногами.
Прослушав музыкальный отрывок, повторяют его, двигаясь всей группой вперед, назад, вправо, влево.
Затем дети делятся на две или на четыре группы, и каждая группа по жесту педагога или по очереди двигается после пред-ложенного им музыкального отрывка, стараясь своими движе-ниями выразить его эмоциональное содержание.
Затем игра усложняется: дети 1-й и 3-й групп двигаются, задавая движение, соответственно, 2-й и 4-й группам, которые стараются вслед за ними повторить их ритмический рисунок, как в зеркале отра-жая движения своей ведущей группы.
Желательно повторить не только ритм, но и пластику, мимику, через них выходя на общее эмоциональное состояние всей груп-пы, превращая таким образом упражнение в игру «Лель и эхо». При успешном выполнении задания группы меняются ролями.
Игра-фантазия «Солнечные зайчики и тени»
— Мы только что изображали эхо, а в жизни можно ли его уви-деть? Нет, его можно только услышать. А можно ли услышать или потрогать солнечный зайчик? Подумайте, чем же тогда он похож на настоящего зайца? Вер-но, и солнечные зайчики, и живые зайцы прыгают по лесу в сол-нечный день, как на полянке в картине Куинджи «Солнечные пятна на снегу».
Вы замечали, что днем мы следим за светлыми пятнами, ко-торые возникают, когда солнечные лучи проходят сквозь ветви деревьев. Но когда мы внимательно к ним присматриваемся, то видим, что они перемещаются, «прыгают», как зайцы.
— Мои руки превратились в ветви, сквозь которые проходят солнечные лучи, а вы — солнечные пятна на снегу. Когда ветер шевелит ветви, вы начинаете бесшумно перемещаться, так как солнечных зайчиков нельзя поймать.
(Когда руки педагога идут влево, дети перемещаются вле-во, вправо — вправо; ритм и направление движения совпадают.)
— Прыгая, не забывайте, что солнечные зайчики могут быть похожи на кого угодно: на ежика, мячик, белку... Они все очень веселые, озорные, игривые и никогда не толкаются, играя рядом, каждый сам по себе, и, несмотря на это, все вместе они образуют единую картину солнечной полянки. А ночью на той же самой полянке наше внимание привлекут таинственные тени от деревьев, которые медленно, тихо скользят, как будто крадут-ся по снегу, и каждая тень нам кажется страшной и опасной, по-тому что мы не видим, что или кого она скрывает. На кого могут быть похожи ночные тени? На волка, медведя, тигра, рысь, то есть на ночных хищников.
— Мы — ночные тени. Пусть каждый из вас подумает и пред-ставит, кто скрывается в вашей тени. Я повернусь к вам спиной, а вы будете подкрадываться ко мне. Когда я повернусь к вам лицом, вы будете пятиться от меня, возвращаясь на свои места, а я постараюсь отгадать, кто скрывается за вашей тенью. Важно, чтобы ваши движения были медленными и незаметными. Когда я смотрю прямо на вас, вы не двигаетесь, когда я отведу взгляд, вы осторожно, не привлекая внимания, продолжаете двигаться назад. (По желанию, место педагога может занять кто-либо из детей — самый смелый.)
Игру можно разнообразить сочетанием двух вариантов, зада-вая обстоятельства («день — ночь»), что тренирует быстрое пере-ключение внимания и смену эмоциональных состояний и темпоритма.
Игра-фантазия «Танец морской травы»
Под музыку, не сходя с места, дети произвольно двигаются, отражая характер музыки. Музыкант играет сначала в медлен-ном темпе, постепенно его убыстряя. Затем темп музыки меняется и переключается по усмотрению музыканта.
В соответствии с музыкой дети вначале изображают морскую траву — водоросли, затем морских коньков, маленьких рыбок, ось-миногов, каракатиц, морских улиток, крабов и других обитателей подводного мира. Сначала дети пользуются подсказками педаго-га, затем играют, выбирая наиболее интересные для себя образы, основываясь на увиденном в картине И.Е. Репина «Садко».
По окончании игры педагог спрашивает детей, что они себе представляли в ходе игры, и когда дети узнают, кто кого изобра-жал, игра повторяется, но акцент делается на взаимодействии персонажей — так, чтобы получилась единая композиция. Для это-го педагог ограничивает пространство игры ковром и просит музыканта делать музыкальные паузы, с тем чтобы дети, заме-рев, могли ощутить общую композицию и при необходимости уравновесить ее так, чтобы она имела законченность.
Коллективная заключительная игра «Подводное царство»
— А теперь мы с вами, подобно герою картины И.Е. Репина Садко, попадем в мир неизведанного, таинственного, сказочно-го. Мы спустимся на морское дно, где живет царь морей.
Но сначала, прежде чем спуститься на дно моря, мы отпра-вимся в плавание на лодке за тридевять земель. Давайте постро-им лодку. Встанем в одну линию, как матросы на берегу. Теперь нам надо подняться на борт лодки. Первым идет вперед «капи-тан», за ним парами идут «матросы», как бы выстраиваясь по бортам лодки. На берегу звучит музыка, и мы «отплываем», в такт музыке машем руками остающимся на берегу, и отправля-емся в дальнее и опасное плавание. Ветер надувает наш парус, поэтому «матросы» подняли руки вверх и крепко держатся за во-ображаемые канаты, чтобы идти по ветру. А «капитан» смотрит вперед и направляет лодку.
Но вот налетает штормовой ветер, лодку захлестывают вол-ны, и она начинает качаться: «матросы» с правого борта присе-дают на корточки, одновременно «матросы» с левого борта под-прыгивают. В следующий момент времени — действуют наобо-рот: «матросы» с левого борта приседают на корточки, а «матро-сы» с правого борта подпрыгивают, и это повторяется многократ-но под все более энергичные звуки музыки.
Наша лодка начинает переваливаться с борта на борт, ее захлестывают волны, но «матросы» стараются удержаться на палубе, несмотря на то что она с каждой волной перемещается вправо-влево (по знаку педагога). Те, кто не удержался в коман-де, остаются за бортом и стараются удержаться на волнах само-стоятельно.
Каждый момент в этой части игры дети следят за руками педагога, изображающими движение волн. «Лодка» смещается в ту же сторону, куда показывают руки педагога, и при перемене направления дети стараются не отставать от движения его рук, чтобы остаться в группе. Если кто-то не успел или отвлекся, то он оказывается «за бортом».)
При резкой смене музыкального ритма (с бурного и громкого на тихий и плавный) дети неожиданно оказываются на дне моря.
— Мы с вами на морском дне и превращаемся в морских оби-тателей. Закроем глаза и вспомним еще раз морское дно в карти-не «Садко». Мы видели крабов, морских звезд, медуз, рыбу-меч, рыбу-пилу, морского слона, сома, морские водоросли, подводные пузырьки и др. (Желательно, чтобы на вопрос педагога дети от-вечали самостоятельно.)
Пусть каждый из вас превратится в наиболее запомнив-шегося ему обитателя подводных глубин и под музыку поживет жизнью ваших героев, стараясь угадать, кто рядом с вами и что происходит вокруг. (Задача педагога — проследить за точнос-тью переключения темпоритма существования: «буря — по-кой».)
При звуках торжественной музыки появляется «морской царь» (его роль берет на себя педагог), и все морские обитатели по оче-реди приветствуют его.
При появлении морского царя начинаются сказочные превра-щения.
После приветствия морского царя каждый из обитателей ста-новится сказочным персонажем, и начинается подводный бал, причем девочки могут стать любой из русалок — подводных не-вест, а мальчики — подводными богатырями, гуслярами, как Сад-ко, водяными и пр.
Все персонажи, которых изображают мальчики, встают в полукруг, а девочки в соответствующей их персонажам пластике двигаются по кругу, как бы представляя себя морскому царю и всем присутствующим на балу. Затем каждая из них останавли-вается перед избранным ею партнером и начинается медленный главный танец.
— Но помним, что под водой никто не может издавать звуки, смеяться, разговаривать, иначе волшебство в сказке исчезнет или, что еще хуже, мы можем прогневить морского царя, и он снова может превратить нас в кого угодно — в улиток, червяков, змей или чудовищ. Но если мы будем танцевать бесшумно, то сможем его усыпить и выбраться на берег.
Задача педагога — добиться полной веры исполнителей в предлагаемые обстоятельства, и при точном исполнении задания «морской царь» «засыпает», давая возможность детям убежать — выбраться на берег и тем самым окончить игру.
Основные музыкальные произведения
«Тридцать три богатыря» – М.И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Люд-мила».
«Лель и эхо» – Н.А. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Сне-гурочка».
«Солнечные зайчики» – Н.А. Римский-Корсаков. Анданте из оперы «Садко».
Коллективная игра «Подводное царство»
«Танец морской травы» – А. Роули. «Волшебное озеро».
«Морской царь» – Целотонная гамма.
«Русалка» – А.С. Грибоедов. «Вальс» ля-бемоль мажор.
«Гусляр» – Н.А. Римский-Корсаков. Песня «Ой, ты, темная дубравуш-ка» из оперы «Садко» или русская народная песня «Среди доли-ны ровныя».
«Шторм» – Г.В. Свиридов. «Колдун»; П.И. Чайковский. «Баба Яга».
Продолжение в № 12
|