Г. Курбе.Амазонка. 1850-е.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Звание
реалиста было мне присвоено, так же как людям 30-х
годов звание романтиков… Уметь передать и
оценить нравы, идеи и облик людей эпохи, быть не
только художником, но также и человеком, одним
словом, создавать живое искусство — такова моя
цель.
Г. Курбе. Из каталога выставки 1855 г.
Тема занятия
может восприниматься педагогом достаточно
абстрактно, в связи с тем что сложно найти
необходимый иллюстративный и дидактический
материал. Музеи России не богаты работами Г.
Курбе, О. Домье, Ф. Милле и других авторов, чье
творчество предлагает осмыслить на уроке
программа Л.М. Предтеченской. Исключение среди
работ художников, которых традиционно относят к
западноевропейским реалистам, составляют
произведения пейзажистов барбизонской школы:
они широко представлены в коллекциях Эрмитажа и
ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Несмотря на определенную трудность,
тема этого урока представляется чрезвычайно
важной.
Во-первых, потому что именно ее
изучение помогает выявить зависимость
художественного процесса от
общественно-исторической ситуации: утверждение
нового в искусстве, формирование иных
эстетических установок и общественных вкусов
происходит после того, как на авансцену истории
выходят новые социальные слои и общественные
классы (как сказали бы сегодня, в момент
формирования новых социальных элит). Как метко
заметил Ш. Бодлер: “Искусство как таковое — это
прежде всего искусство угождать…” Вопрос в том
— кому, и ответ именно на этот вопрос во многом
определяет содержание искусства конкретного
исторического периода.
Г. Курбе. Женщина с
попугаем. 1865-1866. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Во-вторых, обойдя данную тему стороной,
будет трудно обнаружить преемственные связи
между западноевропейским искусством, идущим в
тот период в авангарде, и художественной
культурой России (творчество того же П. Федотова,
да и передвижников несколько позже невозможно
адекватно воспринимать иначе чем через призму
общеевропейских тенденций в истории и культуре).
Обратим внимание, что такие книги, как труд
французского критика Прудона “Основы искусства
и его социальное назначение”, незамедлительно
переводились на русский язык. Прудон же, опираясь
на работы Дидро, Сен-Симона, Фурье, утверждал
морализирующее назначение искусства. Так,
глобальная проблема “искусство и общество”
оказывалась в центре всей европейской эстетики Х
IХ века.
Конечно, определяющим педагогический
успех подобного занятия будет наличие
качественного иллюстративного материала.
Поэтому ограничимся лишь некоторыми
рекомендациями по возможной тематике занятий и
поместим в приложение материал для учителя,
который, возможно, поможет систематизировать
знания учеников по данной проблеме.
Э. Мане. Олимпия.
1863.Музей Д
’Орсе, Париж
Возможная
тематика занятий
1. Густав Курбе — художник и
революционер.
2. Оноре Домье — французский график и
карикатурист.
3. Барбизонская школа живописи и новая
реалистическая трактовка пейзажа.
Вне
зависимости от того, какая тема будет избрана
педагогом, рекомендуем начать занятие с
выборочной проверки предыдущего домашнего
задания (см. тему “Критический реализм в
литературе”). Особенно если ученики успели
выполнить живописные портреты Эстер Богсек и
Клотильды де Гранлье. После того как достоинства
представленных работ будут обсуждены классом,
учитель может продемонстрировать и два женских
портрета кисти Курбе, о которых мы уже писали:
“Женщина с попугаем”
и “Амазонка”(оба — из коллекции музея
Метрополитен).
Разумеется, портреты не иллюстрируют
роман О. де Бальзака “Блеск и нищета
куртизанок”, но совпадение литературных и
художественных образов может поразить даже
искушенного знатока искусства. Ню на фоне
небрежной роскоши первого портрета и целомудрие
центрального образа второго, подчеркнутое
холодной “пуританской” цветовой гаммой, как
нельзя более точно совпадают с аурой
чувственности в бальзаковском описании Эстер и
сдержанной отстраненностью в решении
литературного образа Клотильды.
Совпадение литературных и живописных
решений в обоих случаях не покажется случайным,
если вспомнить творческое кредо Курбе, взятое в
качестве эпиграфа к занятию, а также творческий
метод Бальзака, поставившего перед собой целью
отразить время и эпоху, “создавая типы путем
соединения черт многочисленных однородных
характеров”. Такова стилистика двух
современников и соотечественников, стилистика
критического реализма, которая с закономерным
единообразием проявилась в различных видах
искусства: литературе, живописи и, забегая
вперед, скажем — в музыке.
Г. Курбе. Дробильщики
камня . 1849. Картинная галерея, Дрезден
Если образ амазонки второго портрета,
с его наполненным внутренним содержанием, может
ощущаться нами как бы вневременным (пожалуй,
только костюм модели — предположительно Луиз
Коле — да техника живописи подскажут, что
портрет выполнен в середине Х
IХ в.), то второй образ своей
чувственной раскованностью и броской красотой
заставляющий вспомнить о “дамах полусвета”
(кстати, французские критики того времени и
увидели на картине подобный персонаж, за что
обвинили Курбе в отсутствии вкуса), — уже впрямую
говорит о времени своего создания.
Это та самая новая героиня — Эстер,
Манон, мадам Бовари, “Дама с камелиями”,
вышедшая из закулисья буржуазного общества на
историческую авансцену и украсившая собой
художественные произведения всех жанров
искусства второй половины Х
IХ века. Эта новая героиня
потрафляла вкусам одних и раздражала других.
Причем раздражала настолько, что дело доходило
до судебных процессов “об оскорблении
общественных нравов”: буржуазная мораль вовсе
не желала становиться предметом всеобщего
“художественного осмысления” и выносила
собственный приговор многим произведениям
искусства.
О. Домье. Вдова на
консультации. 1846. Национальная библиотека,
Франция
За оскорбление общественных нравов
приговорили “Мадам Бовари” Флобера, по той же
статье осудили позже некоторые стихи из “Цветов
зла” Бодлера. Последний, кстати, довольно едко
определял характер буржуазной морали: “Все
кретины буржуа без конца толкующие о
“безнравственном, безнравственности, о
нравственности в искусстве” и о прочих
глупостях, напоминают мне уличную девку Луизу
Вилльдье, которая, отправившись однажды —
впервые в жизни — в Лувр и увидев бессмертные
статуи и картины, стала краснеть, отворачиваться
и ежеминутно дергать меня за рукав, спрашивая,
как можно выставлять напоказ подобные
непристойности”.
Приложение
Борьба за новые идеалы в искусстве и
художественной критике в Европе
1830–1870-х годов Х
IХ века
Во второй
половине Х
IХ
века Франции принадлежали приоритеты не только
общественно-политического характера — она
оказалась законодателем и в области
художественной культуры. Рассмотрим несколько
подробнее искусство Франции 1830–1870-х гг. ХIХ в. в контексте
процесса общественно-исторического развития.
Июльская революция 1830 г. не могла не
оставить следа в искусстве. Она сообщила новый
стимул развитию искусства и ускорила
дифференциацию художественных течений. В годы
июльской монархии академическое искусство стало
менее догматичным. В романтическом направлении,
где наиболее ярко и последовательно проявлял
себя Делакруа, также происходят изменения:
мелочность и дух наживы современного общества
внушают художникам отвращение, и они
предпочитают черпать вдохновение в литературных
и исторических сюжетах, в сценах из жизни
Востока. Однако от решения задач типа “познай
самого себя” подобное искусство в большинстве
случаев уходит.
Э. Делакруа. Свобода,
ведущая народ. 1830. Лувр, Париж
Критики того периода, еще не пользуясь
термином “реализм”, характеризовали
существенные особенности этого художественного
явления: изображение жизни без прикрас, внимание
к простонародным сюжетам, отсутствие фантастики
и т.д. Еще более мощное развитие получил данный
процесс в литературе 30–40-х гг. — в период,
ознаменованный расцветом творчества Бальзака. И
хотя термин “реализм” употреблялся в те годы
еще довольно редко, реалистическое направление
вступило уже в пору зрелости.
Кого же из западноевропейских
художников Х
IХ
в мы в первую очередь должны отнести к реалистам
(или к так называемым критическим реалистам)?
Прежде всего тех, кто входил в группу французских
художников-карикатуристов, наиболее ярким из
которых по праву считается О. Домье. Затем группу
художников-пейзажистов, которую принято
обозначать как “барбизонская школа”. И группу
художников-жанристов, для которой наиболее
показательно творчество Ф, Милле и Г. Курбе. Ну и,
конечно, следует назвать “группу поддержки” —
критиков республиканской ориентации,
выступивших после июльской революции. Названные
три группы художников и поддержавшие их критики
представляют в нашем небольшом обзоре реализм в
изобразительном искусстве Западной Европы.
Почва для расцвета карикатуры была
расчищена еще романтиками, выступившими против
деления искусства на “высокие” и “низкие”
жанры, а также против нормативной эстетики. В.
Гюго в предисловии к драме “Кромвель”
подчеркивал, что безобразное имеет столько же
прав на существование в искусстве, сколько и
прекрасное. Если в самой жизни прекрасное и
уродливое, высокое и низкое идут бок о бок, то
почему же этого не может быть в искусстве
(вспомним знаковых для Гюго персонажей:
Гуинглена, Квазимодо)?
Карикатура как жанр заявила о себе
сразу же после июльской революции. Она опиралась
на достижения в области современной литографии,
переосмысливая и жанровые особенности народной
сатирической картинки времен Великой
французской революции. До 1835 г. во Франции
процветала политическая карикатура. После 1835 г.
политическая графика была запрещена — на первые
позиции вышла социально-бытовая карикатура.
Центральным образом здесь стал отрицательный
тип буржуа, мещанина-обывателя. Попадались и
аллегории, наиболее популярной из которых стала
груша, выдуманная редактором газеты
“Карикатюр” Филиппоном. Груша олицетворяла
монарха (на основании некоторого внешнего
сходства форм), и король-груша стал своеобразной
эмблемой Июльской монархии. На всех заборах
мальчишки рисовали груши с антимонархическими
лозунгами. После запрещения политической
карикатуры в этом жанре стал доминировать мягкий
юмор: социально-бытовые карикатуры рисуют
безрадостную картину буржуазного общества,
создавая портретную галерею современных
типажей.
Очень остро отреагировали французские
карикатуристы на революцию 1848 г.
Идеализированный образ республики, который
сразу после революции пестрел повсюду, отныне
сменился острым гротеском: республика оказалась
безобразной в окружении пушек и с деньгами в
руках. Признанным мастером карикатуры этого
периода стал Оноре Домье.
В жанровой живописи в центре внимания
критики с 1849 г. оказался Курбе. С его именем и
стали связывать развитие реалистического
направления в живописи. Именно Курбе и Милле
своими произведениями выражали новую концепцию
образа человека. Для этих художников люди
прекрасны такими, какие они есть в жизни,
несмотря на то что людям свойственны и грубость,
и некрасивость — труд одухотворяет их, наполняет
достоинством и силой.
После переворота и прихода к власти
Наполеона
III были
распущены демократические журналы и
организации. Однако в 1853 г. Наполеон заявил, что
отныне Париж берет на себя инициативу устройства
международных выставок (первая состоялась в 1851 г.
в Лондоне). Так, два года Франция готовилась ко
Всемирной выставке 1855 г. Большое место на ней
отводилось искусству: было представлено пять
тысяч картин 2 176 авторов. Приоритет французского
искусства был очевиден, но критика отмечала
отсутствие единых по направленности школ и все
возрастающий индивидуализм художников. Курбе, в
обиде на то, что не все предложенные им работы
были приняты жюри Салона, организовал свою
персональную выставку, озаглавив ее “Павильон
реализма”. Художника всячески поддержала Жорж
Санд, написав открытое письмо в газету, увидевшее
свет под заголовком “Реализм”.
Курбе постоянно оказывался в центре
политических и артистических баталий. Именно
этот художник способствовал выдвижению
изобразительного искусства на передовую линию
эстетической борьбы. Если ранее критика для
обоснования своих позиций и принципов чаще
апеллировала к литературе — к Бальзаку, то
теперь она стала опираться главным образом на
художественный опыт Курбе.
С середины 60-х гг. в жанровой живописи
главной фигурой скандала стал не Курбе, а Эдуард
Мане. Его “Олимпии” в 1865 г. достались следующие
эпитеты критиков: “куртизанка с желтым
животом”, “грязное существо, нуждающееся в
ванне”, “горилла женского рода”. Но Мане
принадлежал уже как бы к следующему поколению
художников, первым же по этому нелегкому пути шел
Густав Курбе.
Утверждение новых демократических
идеалов происходило и в таком жанре, как пейзаж.
Развитие жанра пейзажа в Европе шло двумя путями.
Один из них представлен творчеством французских
классицистов Пуссена и Лоррена. Другой нашел
наиболее яркое воплощение в пейзажах
голландцев Рёйсдала и
Вермера Делфтского.
Ведущие пейзажисты 30–60-х гг. Х
IХ в. опирались на
традиции голландской реалистической школы, а
также на учение Ж.-Ж. Руссо, с его культом природы
и прославлением чувств (т. н. сенсуалистическая
теория пейзажа). Эта линия развития пейзажа
представлена работами художников барбизонской
школы. Все они в 30–40-е гг. боролись за пейзаж
национальный и реалистический против полного
условностей “исторического пейзажа”
академиков. Художники Руссо, Дюпре, Диаз де ла
Пенья, Добиньи, Коро и другие, несмотря на
индивидуальные отличия в манере письма,
утверждали своим искусством красоту и
поэтичность незамысловатой родной природы. Они
не выбирали в ней дикие и таинственные уголки,
как романтики, а обращались к видам, близким
человеку, связанным с его повседневной жизнью.
Каждый пейзаж как бы говорил: “Смотрите, как
прекрасна родная земля, прекрасна в любое время
года и в любом своем проявлении!” Все эти
художники писали на пленэре, а не в мастерской,
добиваясь точности передачи свето-воздушной
среды. Именно эту сторону их живописи в
дальнейшем станут развивать импрессионисты.
Новаторство барбизонцев не осталось
незамеченным и приверженцами академизма,
которые стали активно чинить им препятствия, не
допуская появления работ этих авторов на
выставках Салона.
Заручившись поддержкой такого
выдающегося критика искусства, как Ш. Бодлер,
барбизонцы даже к неприятию своей живописи
академиками относились философски. Догадаться,
кто в конце концов одерживал победу в полемике,
можно хотя бы по такому пассажу из статьи
Бодлера: “Теперь вам понятно, что такое
добропорядочный… пейзаж. Это комбинация из
написанных по трафарету деревьев, фонтанов,
могил и погребальных урн. Собаки скроены по
шаблону некоей исторической собаки, и
исторический пастух не может под страхом
бесчестия завести себе иного пса. Всякое
безнравственное дерево, которое позволит себе
вырасти единолично и на собственный лад, тотчас
срубается под корень; всякое болото, где водятся
жабы и головастики, безжалостно засыпается
землей. Исторические художники, которые боятся
допустить самую мелкую естественную погрешность
в своей работе, представляют себе ад в виде
реального пейзажа с чистым небом и свободной
пышной растительностью наподобие саванны или
девственного леса”.
Таким образом, к 60-м гг. наблюдается все
большее расслоение общественных вкусов. Вместе с
тем растет и число направлений в искусстве.
Реализм противостоит в этой ситуации академизму,
эклектике и сторонникам т. н. “чистого
искусства” — направлениям, которые всячески
поощрялись французской Академией. Характерно,
что даже такой признанный автор, как романтик
Делакруа, оказался избранным в академики с
большим трудом и лишь за несколько лет до смерти,
а такие художники, как Милле, Курбе, Домье, вообще
никогда не переступали порога Академии. В то же
время живописцы, чьи работы представлялись в
Салонах, без труда избирались в члены Академии
приблизительно к сорока годам.
Вот в такой непростой ситуации
прокладывало себе путь реалистическое искусство
Западной Европы. Споры о вкусах приобретали и
некий классовый смысл. При этом
художники-реалисты, ратовавшие за
демократизацию искусства, по сути отстаивали
идею свободы творчества. А собирательный образ
буржуа (вкусы которого как бы воплощало
официально признаваемое академическое
искусство), выступавшего в роли оппонента
реалистов, виделся им вечным ретроградом —
личностью, внутри которой, по словам Бодлера, в
скором времени благодаря общественному
прогрессу “не останется ничего, кроме кишок”.