Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2006

ТЕТ-А-ТЕТ

Н а ч и н а я  с   Х Х в е к а

Наталия ГЛЕБКИНА

Свадьба на завтрашней улице

Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. ГТГ, Москва

«Свадьба на завтрашней улице» — бесценное свидетельство эпохи «оттепели». Так писали об этой картине в далекие шестидесятые годы прошлого века, когда была актуальна тема строительства «светлого будущего». Однако самому художнику было важно совсем другое.

Художнику были дороги будни большого города, с его вечно куда-то спешащей толпой, потоками машин (как, например, в картине «Новая Москва»), девушками, перебегающими через дорогу, как в некоторых картинах из серии «Новая Москва», он пишет дождь, растворяющий в себе фигуры людей («Задумчивая девушка»). Его интересуют сюжеты настолько привычные, что мы просто не обращаем на них внимания, и лишь запечатленные на холсте, эти мгновения становятся по-настоящему значительными. Его город — не давящий огромный мегаполис, а любимая малая родина, в изображение которой, как в хорошее воспоминание, мы с радостью погружаемся.

Особое внимание он уделяет новым районам Москвы. С неподдельной нежностью художник наблюдает, как они рождаются и обживаются. «Я люблю эти новые кварталы больших городов; в их незаконченности, даже в неполадках живет молодая душа новизны» .

Это настроение он постарался передать в картине «Свадьба на завтрашней улице». По дощатому настилу идет пара молодоженов — невеста в белоснежном платье и легких туфлях и жених в черном костюме с букетом в руках. За ними по ухабам движется процессия, состоящая из их друзей и близких. Вдали видны трубы завода, чуть ближе — подъемные краны, машины, возвышаются белые корпуса новых домов, кое-где видны люди — не то рабочие, не то жители этой будущей улицы. Все они как будто замерли, приветствуя новую семью, движущуюся на зрителя.

Композицию картины художник строит кинематографически — отыскивает сюжетно острый кадр, акцентированно, крупным планом изображает молодую пару, за которой разворачивается панорама пейзажа. Используя перспективу, Пименов заостряет наше внимание одновременно на молодых (располагая на первом плане доски, сходящиеся у ног молодоженов), и на строящихся зданиях (при помощи перспективного сужения откосов котлована, по дну которого идет процессия).

Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет — это метафора начала новой жизни.

В картине нет конкретной привязки к месту действия. Художник пишет абстрактную свадьбу в абстрактном пространстве стройки. Именно поэтому детали не прописаны, а лишь намечены краской. Лица молодоженов чуть больше прорисованы, а лица участников процессии — слегка намечены легкими мазками.

Картина Пименова, с ее мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей живописной поверхности, с тонким аккуратным письмом, спокойной ровностью цвета, исполнена очень тщательно. Стилистически она почти не отличается от его работ конца 40-х — начала 50-х годов. Художник обладал неповторимой способностью найти и мгновенно запечатлеть мотив, перенести его на холст точно, без случайного бытовизма и мелочных подробностей.

Пименов писал время, заставляя зрителя обратить внимание на вещи, обычно незаметные. И эта точная фиксация эпохи не была ее унылым отражением, а становилась произведением искусства. Трепетное ощущение необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей нам новые открытия, — характерная особенность мира Юрия Пименова.

Ю. Пименов. Новая Москва. 1937. ГТГ, Москва

Биография


Юрий Иванович Пименов родился в Москве 13 (26) ноября 1903 г. С 1920 по 1925 г. он учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как С.В. Малютин, В.А. Фаворский, В.Д. Фалилеев. Был одним из учредителей ОСТа (Общества художников-станковистов).
В ранних работах заметно влияние немецкого экспрессионизма, они отличаются своей надрывно-драматической интонацией. К ним относятся «Инвалиды войны» (1926), «Даешь тяжелую индустрию!» (1927), «Солдаты переходят на сторону революции» (1932).
В 30-е годы Пименов стал писать в манере, близкой импрессионизму, создавая легкие образы-впечатления, останавливая мгновения. Например, в картине «Новая Москва» (1937) мы видим как бы остановленный кадр с прекрасной незнакомкой, ведущей свой открытый автомобиль по центру столицы.
Пименов был одним из самых значительных советских сценографов, поэтому ему замечательно удавались красочные театральные сюжеты («Актриса», 1935). Художник работал для Малого театра: к примеру, в 1941 г. он оформлял спектакль «Волки и овцы» А.Н. Островского; для Театра им. Ленинского комсомола («Сирано де Бержерак», 1943) и др.
Его наиболее известные послевоенные произведения — серия натюрмортов «Вещи каждого дня» (1959) и городских пейзажей «Новые кварталы» (1963–1967).
Пименов издал ряд очерковых книг — «Искусство», 1960; «Необыкновенность обыкновенного», 1964; «Новые кварталы», 1968.