Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Посвящается божественному напитку

Караваджо. Вакх. 1625-1626

Дионис (Вакх), покровитель растительных сил природы, бог виноградарства и виноделия, одаривший людей виноградной лозой, научивший их виноделию, уже в произведениях V в до н.э. изображался в виде стройного юноши, обнаженного или в коротком одеянии, увенчанного венком из листьев виноградной лозы, с чашей и кистью винограда в руках. Вакх и его спутники вакханки, сатиры, барсы (тигры) — излюбленный сюжет в западноевропейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. На ранней картине «Вакх» (1589–1590) выдающегося реформатора живописи Караваджо античный бог вина лишен следов классической красоты. У него округлое лицо итальянского мальчика с большими черными глазами, пухлым ртом, густыми темными бровями. Его тело прикрыто тканью, спадающей с левого плеча. В его руке бокал с вином. На столе — прекрасный натюрморт: корзина с фруктами и виноградными листьями, сосуд с вином.

Валентин де Булонь. Тайная вечеря. 1625-1626

История, искусство, удовольствие от дегустирования изысканного вина, старинные обычаи, ритуалы — всё удивительным образом смешалось на увлекательной выставке «Культура вина» в Историческом музее (из коллекций музеев и частных собраний Италии). Представлены картины, гравюры, рисунки, акварели, древнегреческие вазы, керамические, фарфоровые изделия, старинные сосуды из муранского стекла.

Вот изумительный бокал «Крылатый» (XVI в., бесцветное и кобальтовое стекло), выполненный в специфической муранской технике: стеклянная нить в раскаленном виде накладывалась на поверхность предмета, а затем при помощи щипцов ей придавалась желаемая форма. А на краснофигурной древнегреческой ойнохое (V в. до н.э.) изображены юный Дионис с женственными чертами лица, с венком из плюща, бородатый силен с конским хвостом и пожилой силен с лицом-маской.
Вино оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на людей и тесно связано с искусством, религией, мифологией, историей, философией, традицией и обрядами.

Знаменитые западноевропейские художники XV–XIX вв. обращались к теме вина, потому что оно являлось важнейшей частью Евхаристии — таинства, где вино символизирует кровь Христа. Самые распространенные сюжеты в мировом искусстве — «Тайная вечеря», «Брак в Кане Галилейской», когда, согласно Евангелию, Христос начал свое общественное служение превращением воды в вино. В эпоху Караваджо его последователи, имитаторы и соперники разрабатывали тему вина, заполняя церковные и светские пространства изображением застолий. Вино как признак эпохи предстает на холстах Якопо Бассано, Бартоломео Манфреди, Гверини, Валентина де Булоня («Тайная вечеря», 1626).

На интригующе срежиссированной выставке картины повешены высоко, как напоминание об интерьерах итальянских церквей. В витринах — старинные гравюры, акварели сопоставляются с керамическими, фарфоровыми, стеклянными предметами. На гравюре Филози «Гейдельбергская бочка» (1732–1757) изображена впечатляющая бочка, построенная Якобом Энглером-младшим для курфюрста Карла Теодора. Ныне она хранится в винном подвале замка Гобелин.

Бокал "Крылатый". Мурано. Венеция. XVI в.

Акварели Бартоломео Пинелли «Ночное возвращение моццаторе» и «Сборщицы винограда на отдыхе» (обе — 1807) напоминают о том, что тема возвращения сборщиц винограда была излюбленным сюжетом в живописи XVIII–XIX вв.
Постепенно тема вина лишается аллегорического, мифологического, религиозного значения и переосмысляется в более светском ключе, обретая тесную связь с повседневностью. В наши дни употребление вина ассоциируется с весельем и радостью общения. На цветной акватинте (вид гравюры) Ренато Гуттузо «Вакх» (1980) бог виноделия изображен в профиль, в красном одеянии и с лавровым венком на голове. Это эскиз театрального костюма – намек на связь современного театра с древним культом Диониса во время праздников, посвященных богу вина.
В произведениях художников ХХ в. вино является символическим дополнением к образу поэта, художника, стремившихся к познанию самого себя путем приобщения к вину («Вакх» Де Кирико, 1957). Большой интерес на выставке представляют необычные экспонаты, связанные с производством и употреблением вина: пресс для вина, приспособления для укупоривания бутылей (XIX в.), крупные расписные кувшины для вина и воды (XIII в.).

Ренато Гуттузо. Вакх. Эскиз театрального костюма. 1980

Выставка «Культура вина» позволяет совершить путешествие в прошлое, познакомиться со знаменательными моментами истории развития темы вина в искусстве и быту, узнать много нового о роли вина в разные эпохи. Вызывает ностальгию то, что знаменательные составляющие вина: возлияние, освящение, забытье, опьянение – утратили былое символическое, аллегорическое значение. И вино в наши дни, увы, всего лишь приятное дополнение к хорошей еде.