У р о к М Х К
Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Московского института открытого образования
Язык искусства: необходимость и принципы изучения
Часто, разбирая с детьми произведения искусства, мы задаем себе вопрос: «Что должно быть самым главным в анализе произведения: рассказ о времени, о жизни художника, о сюжете?» И понимаем: нужно найти что-то очень важное, универсальное, в равной мере подходящее для многих произведений искусства. Этим главным может явиться язык искусства, то есть средства, которыми художник, скульптор, архитектор, народный умелец передает художественный образ.
Информации по этому вопросу крайне мало, она рассеяна по различным источникам, подчас дается в усеченном виде. Поэтому мы решили опубликовать цикл статей о средствах художественной выразительности, присущих каждому из пространственных видов искусства: архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, живописи и графике. По каждому виду мы оформим памятку, где будут четко указаны пункты, по которым можно анализировать то или иное произведение.
Статьи будут предназначены в основном для учителя, но содержать искусствоведческий материал, который мы с вами, уважаемые коллеги, должны знать. Многое из того, о чем будет рассказано, можно и нужно давать и детям, а как и когда это лучше сделать мы тоже расскажем.
А пока первая статья — о том, какими принципами мы руководствуемся при изучении видов искусства.
На вводном уроке, который будет представлен вашему вниманию позже, дети знакомятся: с понятием МХК, с назначением произведений искусства, их личностным и общественным характером, понятием «художественный образ», с классификацией видов искусства, языком видов искусства. Из всего этого разнообразия выберем то, с чего можно начать изучение любого вида искусства. Этой универсальной доминантой является классификация видов искусства, то есть их перечисление и составление схемы-памятки, о которой будет подробно рассказано на вводном уроке.
Найдя вид искусства на схеме, дети должны разобраться, в чем оно существенно отличается от других. Этим главным отличием является язык. Почему мы не понимаем француза или японца, если наши знания ограничены только родным языком? А потому, что они говорят на другом языке, по-другому выражают привычные для нас понятия. Так и виды искусства. Каждый говорит на своем языке, по-разному выражая одни и те же мысли и чувства. Живопись расскажет о любви цветом, скульптура — объемной формой, музыка — звуком, а литература — словом. Если ребенок понял, в чем особенность языка, — значит, он разобрался, чем отличаются друг от друга виды искусства.
Поэтому первый шаг анализа - найти произведения искусства среди других, определения его языка.
Второй шаг - определить особенностей данного вида искусства при сравнении его с другими. Это необходимо не только для ясного понимания данного вида искусства, но и для пропедевтического уяснения характеристик еще не изученных видов.
Так, обращаясь к скульптуре, дети поймут, что, в отличие от живописи и графики, произведения этого вида искусства объемные — их можно обойти вокруг, пощупать и потрогать. Разберутся они и в том, что если музыка, живопись и графика выражают самые различные явления, то для скульптуры это невозможно — ни явления природы, ни смену состояний окружающего мира скульптура передать не может. Ее возможности ограничиваются лишь изображением живых существ. Если произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и графики допускают создание любых образов, то образы скульптуры, как правило, величественные. Даже при кратком сравнении мы видим, что скульптура как вид искусства отличается от остальных видов.
Третьим шаг - ориентация детей в общей схеме видов, жанров и форм искусства. Другими словами, дети знакомятся с многообразием произведений данного вида искусства и учатся в них ориентироваться. Так, в скульптуре они различают круглую и плоскую; в круглой выделяют монументальную, монументально-декоративную, станковую и мелкую пластику, а в плоской — врезанный рельеф, контррельеф, барельеф, горельеф, перспективный рельеф. Разбираются в том, какие бывают формы и жанры скульптуры. Материал не для заучивания, а для понимания, для ориентирования в том, что видишь, поэтому схемы классификации произведений искусства по видам, жанрам и формам могут в виде памяток и подсказок всегда находиться в классе.
Четвертый шаг - необходимо разобраться с понятием «художественный образ» в каждом конкретном произведении. Мы вместе с детьми будем учиться выражать художественный образ словами. Очень важно научить детей не боясь высказывать свое мнение о том, что выражает произведение искусства. Пусть это мнение первоначально будет ошибочным — оно подкорректируется в процессе анализа.
Пятый шаг— определение цели создания произведения искусства и перечисление художественных средств, с помощью которых эта цель достигается. Для живописи и графики одним из главных, помимо цели, является содержание. Для каждого вида искусства эти средства могут быть разными, но могут и повторяться. Вообще, многие средства художественного языка перетекают из одного вида искусства в другой, поэтому очень важно изучать их в комплексе, чтобы дети, разобравшись в информации, легко осуществляли ее перенос на новый материал.
Так, для декоративно-прикладного искусства целью создания предмета всегда является его назначение, а оно будет подкреплено выбранной формой изделия, пропорциями, материалом, цветом, характерным использованием украшений. Для скульптуры цель ее создания реализуется с помощью материала, моделировки, позы, мимики, жестов, изображения одежды, цвета. Как видим из краткого перечисления, некоторые художественные средства повторяются. (Не расстраивайтесь, если перечисленные пункты вам пока не совсем понятны, — о каждом из них мы подробно поговорим в следующих статьях, а также расскажем, как методически подойти к их изучению с детьми.)
Шестым шаг - изучения является композиция произведения. Композиция, или «соотношение частей», — на самом деле очень широкое понятие, которое включает в себя размер, формат, точку зрения, динамику и статику, использование ритма, контраста, симметрии–асимметрии и др. Изучение композиции позволяет более глубоко и детально понять произведение искусства, приучить свой глаз видеть то, что не лежит на поверхности.
Седьмой шаг - выявляение характерных для каждого вида искусства особенностей. Так, для изделий декоративно-прикладного искусства это орнаменталистика; для скульптуры — связь с постаментом и окружающей средой; для архитектуры — стили.
Последним шагом должно быть выражение своего отношения к произведению, дополненное перечисленными выше характеристиками. Этот пункт, пожалуй, самый главный — нет смысла говорить об искусстве, не выражая своего отношения к нему.
Таким образом, мы очень схематично определили принципы изучения видов искусства.
Но возникает следующий вопрос: есть ли время столь подробно изучать с детьми язык искусства? Так, автор учебника по МХК А.М. Вачьянц предлагает в течение всего 5-го класса вести с детьми курс по изучению различных видов искусства. Уделяет этому целый год и автор программы по МХК ?? Рапацкая. Каждый автор решает этот вопрос по-своему, в характерной для них логике и манере. Отличие нашего подхода в большей углубленности материала, направленного на изучение языковых средств каждого вида искусства, в создании четко простроенных памяток.
Планируя программу по МХК, можно пойти по следующему пути:
— 5-й класс: первые три четверти посвятить подробному изучению языка различных видов искусства, насколько это позволяет возраст; последняя четверть — «Первобытное искусство» и «Искусство Месопотамии»;
— 6-й класс: «Древний Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим»;
— 7-й класс: «Искусство западноевропейского и русского Средневековья»;
— 8-й класс: «Возрождение»;
— 9-й класс: «Новое время: XVII–XVIII вв.»;
— 10-й класс: «Искусство XIX в. в Западной Европе и в России»;
— 11-й класс — «Искусство XX–XXI вв. в Западной Европе и в России».
Такое планирование предполагает неторопливое изучение материала, что позволяет в начале каждого года посвятить несколько уроков углублению знаний по языку различных видов искусства — из расчета по 1–2 урока на каждый вид.
Правда, есть учителя, которые считают, что надо спокойно проходить программу и не тратить время на отдельное изучение языка искусства. Приведу пример. Дети, которых я взяла в 7-м классе, до этого не изучали МХК, поэтому передо мной стояла задача очень быстро пройти темы, касающиеся видов искусства, первобытного искусства, искусства Древнего мира и подойти к Средневековью. Несмотря на трудности мы все же осилили язык графики и живописи. Рассматриваем на уроках изображение животного первобытным человеком. Сначала дети разбиваются на группы и за три минуты мелками изображают лошадь, корову и оленя в движении. Потом им представляется работа первобытного человека и ставится вопрос: «Как первобытный художник передал движение?» И вот здесь сразу почувствовалась разница между детьми, которые смогли, пусть кратко, изучить язык живописи и графики, и теми, кто этого не знает. Ребята, не изучавшие этот материал, терялись в догадках. Они говорили, что художник изобразил похоже, мы видим, что лошадь бежит. Дети, которые были знакомы с языком живописи, ответили: «Поза передает движение, движение передается изгибом позвоночника». Следующий вопрос: «Какими средствами художник передал движение?» Ответ: «Линией, штрихом». Вопрос: «Что нового появилось у коня?» Ответ: «Цвет, цвет передает ощущение объема».
Дети смогли проанализировать произведение искусства на новом уровне, оторвавшись от содержания, улавливая другие аспекты изображения.
Изучение с детьми языка видов искусства дает возможность посмотреть на произведения как будто с птичьего полета, на все сразу, выявив общие черты. Эти знания подготавливают зрителя, который сможет без помощи учителя и порой не разбираясь в содержании или не имея возможности узнать биографию художника, проанализировать произведение искусства и понять его.
Нам могут возразить, что это интеллектуальное препарирование, что при разборе произведений искусства главное чувства, но с этим можно поспорить. Противоречивость живописных, скульптурных, графических произведений искусства состоит в том, что они воспринимаются визуально, но под ними лежит огромный пласт мыслей, исканий, знаний. Мы порой этого не замечаем, не вчитываемся в то, что изображено. Бросили поверхностный взгляд — и пошли дальше. А ведь автор порой годами создает свою работу, проводит не одну бессонную ночь, пытаясь сказать что-то чвоим зрителям и слушателям, а мы этого не услышали, не всмотрелись. Картина ничего не сказала нам, мы не открыли с ее помощью себя. А умей мы разбираться в языке искусства, мы бы многое смогли увидеть и понять.
Итак, вывод напрашивается сам собой — язык видов искусства необходимо изучать, выделяя его по возможности в отдельный цикл. Иначе упомянутые вскользь в процессе изучения исторически выстроенного материала языковые средства утонут в общем объеме информации.
Продолжение в № 13
|