Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2006

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Н е т р а д и ц и о н н ы й   у р о к

Татьяна СЕЛИВАНОВА,
кандидат педагогических наук,
научный сотрудник ИХО РАО


Художественная коммуникация.
От книги до компьютера

Образовательный модуль с использованием информационных технологий

В художественном образовании уже несколько лет применяются информационные компьютерные технологии (ИКТ). Эффективность включения в учебный процесс электронного продукта зависит от наличия в нем методических и технологических средств — игровых, интерактивных, аналитических инструментов для поддержания и развития творческих способностей личности. Структурной основой учебной деятельности с применением ИКТ должен стать принцип проектной организации образовательного процесса.

Выбор темы для образовательного модуля на основе ИКТ потребовал анализа наиболее актуальных проблем, существующих сегодня в информационном обществе. Окружающая человека среда — это открытая система, включающая помимо неодушевленного компонента — предметного мира — и мир человеческих отношений, коммуникаций. Эффективная деятельность сегодня невозможна без навыков создания коммуникативной среды, умения представить идею визуально.

Современный мир переполнен информацией. Визуальная информация благодаря электронным технологиям становится наиболее действенным и эффективным средством передачи сообщения, средством влияния на социум. С экрана телевизора или монитора, со страниц газеты, рекламного буклета, плаката, обложки книги к нам направлено множество разнородных обращений. Что заставляет нас обратить внимание на то или иное сообщение? Как составить свое сообщение, передать или представить свою информацию? Коммуникативный мир знаков позволяет выявить основные смыслы и значения, содержащиеся в информации. «Знаки и символы управляют миром — а не слово и не закон» (Конфуций). Повлияет ли век компьютерных технологий на привычную форму книги? Этот вопрос придает необычайную актуальность и изучению истории и способов хранения и передачи информации в древних цивилизациях, и знакомству с таким художественным явлением, как футуристическая книга — «книга художника». В русле последнего рождаются новые подходы и методы представлять, хранить, соотносить, интерпретировать и генерировать информацию. Переосмысление основной докомпьютерной технологии хранения и передачи знаний — феномена книги — стало основной темой разработанного на основе ИКТ образовательного модуля.

В содержании сделан акцент на развитии творческого проектного мышления школьников, которое базируется на способностях личности к конкретно-образному мышлению, манипулированию разными типами информации, мыслительному конструированию, интегративному мышлению и пространственному воображению. Учитывая проблему перенасыщенности информационного поля, в котором развивается сознание современного человека, основной задачей образовательного модуля представляется формирование у учащихся умений:

  • абстрагировать и систематизировать информацию;
  • различать типологические черты в явлениях;
  • определять взаимозависимости и взаимовлияния.

Основной целью данного образовательного модуля является активное творческое освоение определенного историко-культурного содержания с помощью проектных методов работы, развитие конкретно-образного мышления. Предлагаемый образовательный модуль с применением информационных технологий объединяет познавательную теоретическую часть и практическую деятельность, с помощью которой учащийся получает представления об основах художественного творчества как одной из основных форм познания себя и мира.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ

Раздел 1. Знак и символ как основа визуальной коммуникации

Тема 1. Древние пиктограммы, знаки-рассказы (3 часа)
Знак (лат. signum — «отметка») — сделанное человеком изображение, смысл которого известен. Пиктограмма (лат. pictus — «нарисованный») — знак, относящийся к какому-либо объекту, подчеркивающий его типичные черты. Символ — образная или абстрактная единица, которая в целом, неточно или намеком, отсылает к событию, значению и пр.

Передача сообщений с помощью реальных образов и абстрактных фигур — осно-ва коммуникации в древних цивилизациях. Человечество выработало особый, визуальный язык, который может хранить идеи во времени, переносить их на расстояние и преодоле-вать пространственные, временные и межнациональные границы, то есть быть более универсальным, чем устная речь. Это наскальная живопись как символическое письмо. Обозначение места изображением (рисунки австралийских аборигенов, изображающие бога воды Ванжину у расщелины с источником воды, отпечаток ладони на камне, сцены охоты и ритуальных действий). Изобразительный метод исследования окружающего мира (рисунки-рентгены австралийских аборигенов). Структурная близость образно-описательных рисунков к системам письменности. Линейный порядок расположения знаков в рисунках-посланиях: следы ног, обозначающие порядок чтения в письменах ацтеков, спиралевидный календарь, многоярусные пиктограммы-рассказы.

Практическая работа «Письмо другу»
Составление письма о каком-либо событии с помощью знаков.
Материалы: бумага, черная гелевая ручка, фломастер или маркер.

Тема 2. Древняя письменность, знаки-иероглифы (3 часа)
Древние письмена, возникшие из пиктограмм, — письменность Египта, Месопотамии и Китая. Клинопись древних шумеров — обозначение знаком целого слова (логограммы). Трансформация клинописи: от знака-пиктограммы (понятного изображения) до символа (знака, требующего расшифровки). Иероглиф (греч.) — «священная резьба». Иероглифика — система письменности, в которой знаки подобны рисункам объектов; каждый знак может быть прочитан как рисунок, как символ, обозначающий рисунок, или как символ, обозначающий звуки. Направление письма показывают иероглифы, обозначающие живые существа (смотрят на начало надписи). Соединение нескольких знаков-пиктограмм в едином понятии — фонограмме. Значение некоторых иероглифов и их изображение: «анх» — изображает завязку сандалии, символизирует «вечную жизнь»; «джед» — изображает ствол дерева, сохранивший тело или позвоночник Осириса, символизирует выносливость и стабильность. Иероглифические амулеты — священные предметы, созданные в виде иероглифов (амулет против ранений — «глаз Гора»). Магическое значение иероглифов в Древнем Египте. Выявление главного в означаемом понятии и использование минимума графических средств для его обозначения — важная эстетическая черта египетских иероглифов и основа создания любого знака.

Практическая работа «Иероглиф»
Разработка иероглифа, обозначающего какое-либо понятие (например, «праздник», «человек», «поездка», «мой дом»).
Мате-риалы: бумага, черная гелевая ручка, фломастер или маркер.

Тема 3. Мир знаков и символов. Три типа знаков (6 часов)
Знак — первоэлемент, с помощью которого человек определяет и визуально выражает свою идею. Семиология — наука, изучающая языки как знаковые системы. Согласно идее Ч. Пирса все существующие в человеческом общении визуальные элементы могут быть разделены на три группы знаков. Первая группа — иконические знаки: изображения, которые выражают только то, что изображают (например, изображение ладони). Вторая группа — индексальные знаки, выражающие больше, чем то, что буквально изображено. Для понимания не совсем ясных значений индексальных знаков необходимо дополнительное знание (например, изображение солнечного диска, обозначающее день, время или бога Ра в древнеегипетской иероглифике). Третья группа — конвенциональные знаки: изображения, значения которых непонятны не-посвященному и требуют договора между людьми, которые их используют, о значении каждого из них (например, это изображения букв, составляющих алфавиты разных народов). Исторический процесс возникновения знаков заключен в упрощении и обобщении элементов изображения. При создании знака художник должен выявить в явлении самое главное, характерное, значимое и отбросить все лишнее.

Практическая работа «Жук»
1) Силуэт жука; 2) символическое изображение жука; 3) буква «жук». Основываясь на фотографии, нарисовать линейно силуэт жука, залить силуэт цветом, создать из геометрических элементов индексальный знак, обозначающий жука, затем придумать несуществующую букву, которая могла бы обозначать жука, используя для этого не более четырех линий.
Материалы: традицион-ные живописно-графические средства: бумага, черная гелевая ручка, фломастер, мар-кер. Выполнение в компьютерных технологиях: любая художественно-графическая программа (например, Paint или CorelDraw).

Тема 4. Письменность и книгопечатание. Книжные знаки и символы (9 часов)
Уникальность древних памятников коммуникации (надписи на камне, папирусе, коже, дереве...). Изобретение книгопечатания. Книга как техническое приспособление для чтения литературного произведения и как пространственное изображение литературного произведения. Архитектура книги. Линейное прочтение книги. Фаворский о конструировании книги. Детали книги: переплет, форзац, титул, фронтиспис, иллюстрации, заставки, концовки. Стиль книги. Буквица как знак, выражающий стилистику текста, характер содержания. Традиция оформления первой буквы в рукописном тексте. Монограмма — личный знак. История монограммы как торгового знака, знака качества, знака происхождения. Экслибрис (лат. «из книг») — личный знак, вы-ражает характер владельца книга, его профессию или тематику его библиотеки.

Практические работы «Буквица», «Монограмма», «Экслибрис»
Разработка буквицы к любому литературному произведению. Разработка своей монограммы. Разработка эскиза экслибриса и его графическое выполнение для домашней или школьной библиотеки.
Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры или акварель (для буквицы), черная гелевая ручка, фломастер, маркер.

Тема 5. Знаки, логотипы и пиктограммы в современном мире (10 часов)
Главным условием диалога является желание собеседников понять друг друга, то есть готовность обмениваться мыслями, воплощенными в знаковую форму. Диалог становится возможным, если эти знаки понятны участникам общения.
Искусство граффити как форма урбанистической коммуникации. Мы наблюдаем се-годня неуправляемый переизбыток идей, смыслов, символов и знаков, заменивших собой для современного человека природную среду. В пользовательском интерфейсе компьютерных программ преобладают иконические и индексальные знаки, а текст имеет пояснительное значение.
Возрастающее использование пикто-грамм в современном мире. Пиктограмма как знак, понятный всем людям (обобщенная система образных знаков). Пиктограмма предназначена: побуждать, объявлять, руководить, направлять. Типы образной информации: натуралистические знаки, не допускающие двоякого толкования (перечеркнутая сигарета); схемы, нуждающиеся в осмыслении (дорожные знаки); абстрактный знак, требующий запоминания («запрещающий знак»).
Графический дизайн — искусство создания графического образа в потребительской сфере. Логотип передает концепцию и направленность организации, маркетинговую стратегию и единую рекламную стилистику. История логотипа: клейма древних строителей, средневековые эмблемы, гербы, фабричные марки. Типы логотипов: эффектный абстрактный зрительный символ, стилизованные образные элементы, синтез отдельных букв (монограмма). Эффективность коммуникации зависит от скорости считываемой информации.

Практические работы «Пиктограммы для дома», «Пиктограммы пользовательского интерфейса для компьютерных продуктов», «Логотип школы»
Разработка серий пиктограмм для разных целей. Основное требование — лаконичность и понятность. Разработка логотипа — фирменного знака школы.
Материалы: традиционные живописно-графические средства: бумага, черная гелевая ручка, фломастер, маркер. Выполнение в компьютерных технологиях: любая художественно-графическая программа (например, Paint или CorelDraw).

Раздел № 2. Символика цвета и цветовые предпочтения разных культур

Тема 6. Цветовые предпочтения разных культур (5 часов)
Цвет как выразитель эмоционального состояния и цвет как символ. Связь цвета с культурой. Художественная культура — это в первую очередь отбор цветов, построе-ние цветовой модели. Границы цветовой культуры фиксируют эпоху и географический ареал, в котором она существует. Установление в древних сообществах взаимосвязи между окружающим миром и цветом. Типология означивания цветом окружающего мира в первобытных культурах: прямое соотношение (огонь — красный); ассоциативное (черный — смерть, отчаяние), в зависимости от обычаев, случая, договора (белый — цвет траура в Китае). Анализ цветовых моделей разных культур. Первые цвета примитивных культур — белый, черный и красный. Хроматизм античной Греции. Эволюция красного цвета в истории культуры.
Изменение значения красного цвета для представителей разных культур (Древний Египет — божества, земля, солнце; Монголия — запад, Китай — юг; Древняя Греция — цвет бога Диониса; Византия — приоритетный цвет, Ренессанс — ярость, жестокость, Древняя Русь — красота, власть, Россия XX века — цвет революции).
Язык цвета в системе обычаев и жизненного уклада различных культур. Строительные материалы и красители как фактор, определяющий цветовые предпочтения народностей конкретного региона. Цветовые предпочтения культурных сообществ выражены через предметный мир, народные промыслы, архитектуру, изобразительное искусство.

Практическая работа «Цветовые предпочтения»
Выявить исторически сложившиеся цветовые предпочтения локального культурного сообщества (народности) у себя в регионе. Задание выполняется методом анализа различных типов материальных объектов (праздничная одежда, посуда, декор интерьеров и экстерьеров памятников архитектуры, ювелирные украшения, ткачество и др.). Составить таблицы: сначала по каждому типу анализируемых материальных объектов, затем сводную, объединяющую основные цветовые предпочтения.
Материалы: гуашь или акварель.

Тема 7. Эпоха, стиль, цвет. Цветовая палитра художника (4 часа)
Зарождение цветовых канонов в искусстве и перенос их в повседневную жизнь. Возникновение цветовой традиции. Художник как создатель направления в искусстве, цветовой палитры, выражающей черты стиля. Цветовая палитра художника формирует цветовые предпочтения социума. Цвет в Древнем Египте — средство выражения божественной и земной власти, он наполнен абстрактным содержанием, говорит языком мистицизма. Византия и ранняя готика — цвет декоративен, применяется ради собственной красоты, эстетически, а не формально. Поздняя готика, Ренессанс, Реформация — цвет уходит из экстерьеров, лишается эмоциональных и символических целей. Примеры: цветовая модель Жана Огюста Доминика Энгра — эпоха классицизма — рафинированная цветовая гамма сближенных цветов. Ограничение цветовой палитры — ведущая тенденция европейской культуры. Цветовая модель российских художников конца XIX в.: В. Борисова-Мусатова, Л. Бакста, Н. Бенуа, М. Врубеля — определила стиль и цветовые характеристики русского модерна. Цветовая модель Э. Уорхолла сформировала цветовые предпочтения в стиле поп-арт.

Практические работы «Палитра основных направлений живописи»
Определить цветовые палитры художников, представи-телей различных направлений в истории живописи: раннее Возрождение — фрески Джотто; древнерусское искусство — фрески Дионисия; Нидерланды XVII в.— Я. Вермер; классицизм — Н. Пуссен; постимпрессионизм — таитянская серия П. Гогена; фовизм — А. Матисс; русская живопись начала XX века — К. Петров-Водкин. Работа выполняется на основе анализа наиболее характерных для творчества художника произведений.
Таблицы цветовых предпочтений могут быть получены с помощью компьютерной селекции цветов и изображений методом автоматического вычитания цветов из всего набора по убыванию. То есть все цвета сначала сводятся в таблицу из 256 цветов, далее — из 128 и наконец — из 64 цветов. Соединение на экране анализируемой картины и ее колористической таблицы наглядно демонстрирует предпочтения и набор цветов, которые мы в совокупности называем палитрой художника.
Материалы: традиционные живописно-графические средства: гуашь или акварель. Выполнение в компьютерных технологиях: программа Adobe Photoshop.

Тема 8. Цветовые предпочтения вокруг нас. Цвет твоего времени (2 часа)
Цвет характеризует объекты, которые мы видим. Цвет — одно из основных средств коммуникации, основа визуальных сигнальных систем. Мы демонстрируем окружающим свою неповторимость выбором цвета одежды, формируем с помощью цвета наше жилое пространство.
Зависимость цветовых предпочтений от духовной сущности эпохи, от общественной формации, от мировоззрения человека. Цветовые предпочтения внутри разных социальных групп. Разбор цветового решения журналов различного профиля (молодежных, подростковых, детских, женских, компьютерных и др.). Цвет на фотографии — индексы, лаконично выражающие символическое содержание. Например, молодежная контркультура выражает себя с помощью контрастных диссонирующих, едких (кислотных) цветов. Перенасыщенная цветовая модель не соласована, но цель — выразить идею разрушения правил «взрослого» мира. Полихромия и монохромия как проявление цветового богатства и аскетизма исторически сменяют друг друга. В полихромии выражено народное начало, в монохромности — «рафинированное» отношение к цвету части общества.

Практические работы «Цветовые предпочтения»
Цветовые предпочтения внутри различных социальных групп (молодежные объединения, спортивные фан-клубы, сотрудники офиса и др.) на основе колористического анализа фото- и полиграфических материалов.
Материалы: традиционные живописно-графические средства: гуашь или акварель. Выполнение в компьютерных технологиях: программа Adobe Photoshop.

Тема 9. Цветовые предпочтения личности (2 часа)
Цветовые предпочтения людей — продукт и двигатель цветовой культуры, они фиксируют уровень ее развития и одновременно способны трансформировать сложившиеся стереотипы. Наши цветовые предпочтения формируются культурой, меняются с возрастом, зависят от настроения. Цвет как средство коммуникации в первобытном обществе, как средство для самовыражения и репрезентации в современном обществе. Цветовые предпочтения в разные времена года, цвет в тенденциях моды, цвет и психологический настрой человека. Коррекция психологического состояния человека с помощью цвета. Тест Люшера.

Практическая работа «Цветовая палитра друга»
Задание выполняется на основе анализа цветовых предпочтений хорошо знакомого человека. Отбор наиболее предпочтительных цветов (не более 3–4) и схематичное определение их количественного соотношения. Возможна игра, где учащиеся определяют цветовые предпочтения друг друга, рассматривая неподписанные работы и обнаруживая их авторов.
Материалы: традиционные живописно-графические средства: гуашь, акварель или аппликация. Выполнение в компьютерных технологиях: любая художест-веннографическая программа.

Раздел № 3. История авторской книги. «Книга художника»

Тема 10. Русская футуристическая книга (5 часов)
Книга — исторически сложившаяся объемная форма представления информации. Футуристические («будетлянские») книги начала XX века — это синтез новаторства в литературе, в графике и в технологии печатного дела. Авторские книги, созданные В. Маяковским, В. Каменским, А. Крученых, Д. Бурлюком и другими футуристами, являются самоценной формой художественного творчества. Это антикнига, книга-протест, книга-действие, рукописные книги, книги-игры (например, «Кофта фата» Маяковского — книга-одежда).
Три типа экспериментальной работы с образом книги: 1) авторская графика в иллюстрациях и написание текста от руки; 2) технология коллажа; 3) игра с типографским набором. Основа техники коллажа — свободная комбинация разных элементов в одном изобразительном объекте. Организация текста в геометрические формы. Визуальная поэзия: совмещение отвлеченных звуковых и абстрактных графических образов, чтение как разгадка шрифтовой ком-позиции. Футуристическая книга «Танго с коровами» А. Каменского и Д. Бурлюка. Эль Лисицкий — родоначальник современного графического дизайна. Игра с формами, цветом, всеми изобразительными элементами — суть конструирования как творческого метода (пример — книга Лисицкого «Сказ про два квадрата»).

Практические работы «Шрифтовая композиция», «Текст как иллюстрация», «Эскиз обложки книги»
Разработка эскизов и выполнение их в графических техниках. Возможно использование готовых элементов (фрагментов текста, символов, графических элементов), соединение их в технике аппликации.
Материалы: традиционные графические средства — бумага, акварель, маркеры, фломастеры, тушь. Выполнение в компьютерных технологиях: программа Adobe Photoshop.

Тема 11. Плакат как коммуникативный объект (3 часа)
Плакат — средство агитации, призыв, информация о текущих событиях. История агитационного плаката в России начала XX в. Русские художники-футуристы на-зывали себя конструкторами. Плакат конструировался, собирался с помощью трафаретов. Характерная графика — условная, плоскостная, выразительная (легко читаемые знаковые изобразительные элементы). Составляющие плаката: лозунг, цвет, графические элементы. Выявление смысла с помощью акцентирования фрагментов текста, букв. Плакаты А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Степановой, Окна РОСТА В. Маяков-ского. Фотомонтаж — новый тип плаката, универсальный визуальный язык и изобразительное средство начала XX в. Композиционный принцип фотомонтажа: сочетание разномасштабных фрагментов, их контрастность и неожиданность.

Практическая работа «Фотоплакат»
Используя фотографии, разработать плакат — рекламный (например, к театральной постановке, концерту) или социальный (например, на тему экологии), – соединив фрагменты из нескольких фотографий, текст и графические элементы.
Материалы: традиционные художественно-графические средства — гуашь, цветная бумага, маркеры, фломастеры, фотографии, аппликация. Выполнение в компьютерных технологиях: программа Adobe Photoshop.

Тема 12. "Книга художника» в современном искусстве (2 часа)
Книга как объект для обмена информацией, визуальный язык — ключевое средст-во общения в современном мире, наполненном многоголосием культур. Эль Лисицкий о будущем книги: «Мы стоим перед формой книги, где на первом месте стоит изображение, знак, так как знак — интернационален».
Какой может быть книга сегодня? Новые информационные технологии — новые возможности хранения, передачи, интерпретации информации, новые формы органи-зации содержания. Направление в современном искусстве — «книга художника» (artist book — малотиражная авторская книга). Книга как уникальный объект пространствен-но-временного искусства. При создании artist book художник является автором текста (если он есть), визуальных элементов и формы книги, художником изобретаются и предлагаются читателю правила, как читать книгу. Это книги-аттракционы, книги-игрушки, книги-трансформеры.
Материалы и технологии, используемые для «книги художника»: например, книгу «Суламифь» известный немецкий художник А. Кифер создал из листов цинка, для книги «Картины ветра» московский художник А. Суздалев использовал движение ветра, а книга Р. Герловиной представляет собой обычный деревянный кубик...
В современном мире возникает потребность не последовательного чтения, а чтения по предпочтению — нелинейного, гипертекстового, как
предлагает компьютерная технология, когда читатель может сам выстроить свою последовательность чтения, выбирая нужный объем содержания из предлагае-мого информационного массива. Поиск современными художниками новых возможностей соединения старого и нового носителя информации — книги с дискетой, с CD-ROMом, с информацией в сети Интернет.

Раздел № 4. Проектное задание «Своя книга»

Тема 13. Форма/конструкция книги как символическое выражение содержания (5 часов)
С помощью символов и знаков, расположенных в определенном порядке и смонтированных тем или иным способом, можно описать вселенную. Этот порядок может быть спроецирован не только на плоскость листа, но и на объемную форму (татуировки, рельефы на пирамидах, росписи пещер, керамических сосудов, скульптур древних цивилизаций). Последовательность нелинейного чтения зависит от формы и конструкции пространственного объекта, на который нанесена информация. Два основных типа объемных форм для размещения информации: простая геометрия и символический силуэт. Конструктивные особенности книг-трансформеров. Технологии создания разверток пространственных геометрических объектов.

Практическая работа «Разработка конструкции «Своей книги»
Форма книги должна характеризовать автора и соответствовать содержанию. Сначала разрабатыва-ется эскиз, затем вычерчивается развертка и склеивается книга-трансформер.
Материалы: гофра — картон или плотная бумага.

Тема 14. Цветовая гамма «Своей книги» (1 час)
Цветовая палитра как средство передачи информации, как способ позициониро-вания себя в обществе.

Практическая работа «Отбор палитры цветов»
Отбор палитры цветов (не более четырех), передающих индивидуальность автора для колористического решения книги.
Материалы: цветная бумага, гуашь, акварель или любая художественно-графическая компьютерная программа (если дальнейшая разработка знаков планируется на компьютере).

Тема 15. Символико-знаковое содержание «Своей книги». Разработка трех типов знаковых моделей (8 часов)
Методы отбора и кодирования информации, перевод в знаковую или символиче-скую форму, размещение знаков в некой последовательности, в зависимости от воз-можности трансформации самой конструкции книги.

Практическая работа «Наполнение книги содержанием»
Включение в книгу информации об авторе, выраженной с помощью созданных автором знаков и символов (в иконической, индексальной, конвенциональной знаковых системах).
Материалы: традиционные живописно-графические средства — бумага, черная гелевая ручка, фломастер, маркер. Выполнение в компьютерных технологиях: любая художественно-графическая программа (например, Paint или CorelDraw).

Тема 16. Аннотация — представление «Своей книги» (2 часа)
Письменная аннотация — изложение авторской концепции проекта. Роль слова и письменного текста в проектной деятельности. Формулирование идей, положенных в основу работы. Анализ всего процесса работы в целом по цепочке: информативный блок — проектное задание — идея — создание — результат. Перевод творческого импульса в понятную зрителям словесную форму.

Практическая работа «Аннотация»
Подготовка небольшой аннотации к своей работе для ее представления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Знак и символ как основа визуальной коммуникации
Первый раздел программы знакомит учащихся с самым древним языком — языком визуальной коммуникации. Письменность, прошедшая долгий и сложный путь развития, была не единственным и далеко не первым изобретением человека, позволившим ему общаться с помощью знаков. Задолго до ее возникновения человек использовал в письменном общении как реальные образы, так и абстрактные фигуры. Передача сообщения в виде знаков осталась незаменимым средством общения. Каким образом первобытный человек рассказывал о себе? С помощью ка-ких средств можно выразить скрытые от глаз таинственные вещи, из которых состоит человек и которые не отражаются в зеркале?
Предложите учащимся проанализировать идеи и представления о мире, которые в древних цивилизациях передавались с помощью образа человека (иллюстративный ряд может включать в себя «рентгеновские» рисунки австралийских аборигенов, истории, изображенные в ацтекских кодексах, первобытные петроглифы). Рисунки-послания и образно-описательные рисунки наибо-лее близки по своей структуре к системам письменности. Оригинальность и много-ликость образов зависит не только от идей, концепций и фантазии, но и от средств, которыми пользуется художник.
С помощью каких средств человек может рассказать о самых простых и самых сложных вещах? О чем хотел поведать грядущим поколениям первобытный чело-век, оставивший след своей руки на стене пещеры, — о своем присутствии в этом мире или о том, что эта пещера принадлежит только ему? Или о том, что он победил хищного зверя, жившего в этой пещере?
Или он сделал величайшее открытие — обнаружил, что существует понятие «я»?
Мы не можем ответить на эти вопросы однозначно. Чтобы понять, из чего состоит этот язык, воспользуемся идеей Чарльза Пирса, который разделил все существующие в человеческом общении визуальные элементы на три группы знаков. (Знак является тем первоэлементом, с помощью которого человек определяет и выражает свою идею.)
Первую группу составляют иконические знаки — изображения, которые выражают только то, что изображают. Например — фотография ладони. А вот след ладони на стене пещеры — это уже нечто другое и выражает большее, чем фотография.
Большее значение несет изображение иероглифа «рука» на древнеегипетском рельефе. Знаки, выражающие больше того, что буквально изображено, определяются как индексальные знаки. Чтобы понять не совсем ясные значения индексальных знаков, необхо-димы дополнительные знания. Пример индексальных знаков — египетские росписи и рельефы.
Третью группу составляют изображения, значение которых непонятно непосвященному. Надо просто знать точное значение этих изображений, чтобы прочитать идеи, передаваемые с их помощью. Это изображения букв, составляющие алфавиты разных народов, написание цифр в различные эпохи и в разных странах. Такие знаки Ч. Пирс определи как конвенциональные, то есть знаки, которые требуют договора между людьми, их использующими, где оговорено значение каждого из них. Например, конвенциональные знаки придумывают и используют все секретные службы мира — это шифры и коды.
Как рождаются изобразительные знаки, символы, буквы? Можно проследить исторический процесс возникновения знаков, который заключен в упрощении и обобщении элементов изображения (например, реалистический рисунок цветка и цветок как элемент орнамента). Так устроено наше зрительное восприятие, что сначала мы узнаем вещи по их силуэту. Знаки и символы — это силуэтные и линейные изображения. Линия, очерчивающая силуэт, выражает суть идеи, которая сразу должна прочитываться зрителем. При создании знака художник должен выявить в явлении самое главное, характерное, значимое и отбросить все лишнее.
От характера силуэта зависит смысл, который мы должны воспринять. Поэтому художники, разрабатывающие знаки и символы, стремятся к их предельной простоте. Знаки должны сразу восприниматься зрителем. Линия, создающая силуэт и залитая изнутри, превращается в букву, товарный знак, знак дорожного движения или символ на географической карте. Самым главным для этого средством является передача содержания, поэтому не случайно, что знаками профессионально занимаются художники-графики, то есть специалисты, для которых линия является главным средством выражения.

Раздел № 2. Символика цвета и цветовые предпочтения разных культур
Цвет сразу характеризует объекты, которые мы видим. Цвет — одно из основных средств коммуникации, основа визуальных сигнальных систем. Мы демонстрируем окружающим свою неповторимость выбором цвета одежды, формируем с помощью цвета наше жилое пространство. Наши цветовые предпочтения формируются культурой, меняются с возрастом, зависят от настроения. Культура — это всегда выбор. Художественная культура — это в первую очередь отбор цветов, построение цветовой модели. Локальные культурные сообщества характеризуются определенной палитрой цветовых предпочтений. Это можно определить, анализируя праздничную одежду, ткачество, посуду, ювелирные украшения, декор интерьеров и экстерьеров памятников архитектуры, созданных народом в конкретной местности.
Учащихся можно познакомить с несколькими цветовыми моделями разных культур. С помощью программы Adobe Photoshop можно наглядно выявить палитру цветовых предпочтений, используя фотографии или репродукции картин в электронном виде, применяя метод вычитания лишних цветов и выявления доминирующих (результат виден в процессе выбора опций для сохранения в режиме «Save For Web» для форматов GIF и PNG8). Подбирая иллюстративный материал к этой теме, следует отобрать наиболее контрастирующие друг с другом примеры. Это могут быть:
1. Фотография аборигена африканского племени. Одна из традиционных африканских культур поражает своей полихромией (многоцветием). Но многовековой отбор, использование натуральных красителей согласовывают это цветовое многообразие между собой. Цветовую палитру фотоснимка можно охарактеризовать как контрастную, но согласованную благодаря построению цветовой модели, основанной на дополнительных цветах.
2. Типичная рекламная фотография офиса из модного журнала. Жесткий цветовой отбор на рекламной фотографии демонстрирует одну из моделей современной культуры — концептуальный минимализм. Цвет на фотографии — это индексы, лаконично выражающие символическое содержание фотографии: синее небо — позитивное настроение, серое, металлическое — образ высокотехнологичного мира, теплая охра загорелых лиц — здоровье, красный, главный цветовой акцент — идея подарка.
3. Фотография рейверской молодежной вечеринки. Молодежная контркультура выражает себя с помощью контрастных, диссонирующих, едких (кислотных) цветов. Перенасыщенная цветовая модель не согласована, но цель — выразить идею разрушения правил «взрослого» мира — выражена органично и убедительно.
Для выявления цветовых канонов в искусстве и определения цветовой палитры, свойственной тому или иному художнику, также следует отобрать примеры, выражающие черты того или иного стиля. Так, например, можно проанализировать цветовые предпочтения Энгра — лидера французской школы живописи эпохи классицизма. Цветовая модель Энгра демонстрирует рафинированную цветовую гамму сближенных цветов. Ограниченная цветовая палитра — это ведущая тенденция европейской культуры.
Стиль и цветовые характеристики русского модерна были выявлены такими русскими художниками, как В. Борисов-Мусатов, Л. Бакст, Н. Бенуа, М. Врубель. Фиолетовые, болотно-зеленые, жемчужно-серые цвета составляют основу их живописи.
Известный американский художник XX века Энди Уорхол сформировал цветовую модель, которая характеризует стиль поп-арт — яркие, «пластмассовые», контрастирующие друг с другом цвета, активно звучащие, ассоциирующиеся с Америкой 60-х годов. Современный мир также выражает себя через определенные цветовые коды.
Каждому человеческому сообществу, как и каждому человеку, свойственны свои цветовые предпочтения. Они могут зависеть от нашего психологического состояния, от того, что мы хотим рассказать о себе окружающим, от возраста, от того, с какой социальной группой мы себя идентифицируем.

Раздел № 3. История «книги художника»
Русские художники начала XX в. сделали технику коллажа, свободно комбинирующую разные элементы в одном изобразительном объекте, основой своего творческого метода. Так, в первой футуристической книге «Танго с коровами» В. Каменского и Д. Бурлюка вместо белой бумаги за основу были взяты обои с цветочным орнаментом, по обороту которых был напечатан текст, организованный в геометрические формы.
Впоследствии русские художникифутуристы стали называть себя конструкторами. Конструктивизм в графических видах творчества характеризовался применением коллажа, фотографии и фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией графической структуры страницы, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Как пример можно использовать книги Эль Лисицкого, В. Степановой, А. Крученых, знаменитые рекламные плакаты А. Родченко с текстами В. Маяковского.
Создавая обложки журналов и экспериментируя с книгой, художник Эль Лисицкий, родоначальник современного графического дизайна, открывает суть конструирования как творческого метода — это игра с формами, цветом, всеми изобразительными элементами. Наиболее яркий пример — свободная игра со шрифтом и простыми геометрическими формами в композициях «Сказа про два квадрата» Эль Лисицкого (Берлин, 1922).
Опытом русского авангарда не исчерпываются эксперименты с формой и конструкцией книги. Целое направление в истории искусства сегодня называется «книга художника» (artist’s book — малотиражная авторская книга). Художники этого направления вновь открывают книгу как уникальный объект пространственновременного искусства. С точки зрения художника это творческий метод, в котором он использует форму книги в качестве основного инструмента для самовыражения. Читатель, как правило, включается в некий ритуал прочтения. Процесс восприятия никогда не ограничивается визуальным и содержательным рядом, не менее важными оказываются тактильные, манипулятивные, звуковые, а иногда и обонятельные ощущения.
Подбор иллюстративного ряда для этого раздела потребует обращения к интернетресурсам, так как издания, посвященные «книге художника», выходят ограниченным тиражом — это каталоги выставок или альбомы, посвященные частным собраниям. Примерами, иллюстрирующими основные направления в жанре «книга художника», могут стать произведения В. Хлебниковой, С. Якунина, Д. Крымова, М. Карасика, О. и А. Флоренских, Л. Тишкова.

Раздел № 4. Проектное задание «Своя книга»
Тема проектного задания «Своя книга» — создание пространственного объекта, сочетающего в себе несколько средств выражения: изображение, текст и конструкцию, основой которых являлась бы информация об авторе.
Цель задания – активное творческое освоение определенного историко-культурного содержания с помощью проектных методов работы, развитие конкретно-образного мышления в контексте изучения и переосмысления главной технологии вербализации знаний — феномена книги. Проектное задание позволяет обобщить весь материал, изложенный в программе, суммировать знания и навыки и получить непосредственный опыт художественного самовыражения.
Перед учащимися ставится задача проанализировать себя, свой внутренний мир, определить свои идеалы, свои вкусы и предпочтения и рассказать о себе, преобразовав ощущения, желания и идеи в визуальные образы, знаковые системы. Проектируя «Свою книгу», ребята создают образ, который им хотелось бы предъявить окружающим. Кроме того, учащиеся получают опыт работы в творческом художественном проекте, решая для этого не только пластические задачи, свойственные изобразительной деятельности, но и интеллектуальные, связанные с интерпретацией, поиском метафоры, концептуализированием, формированием всей содержательной схемы проекта и, главное, с игрой, которая является основой художественных стратегий новой реальности культуры.
А) Разработка конструкции «Своей книги» — это первый этап практической работы над проектом, который требует наибольшего внимания со стороны преподавателя. Несоответствие навыков объемно-пространственного мышления и макетирования уровню сложности задуманного объекта-трансформера может привести либо к некоторому упрощению конструкции, либо к изменению первоначального замысла. Отсутствие предмета «черчение» во многих школах, неумение пространственно мыслить, представляя свой объект с разных сторон, трансформируя его в плоский чертеж, — вот те проблемы, которые могут быть обнаружены на первом этапе работы. Для успешной реализации проекта преподаватель может познакомить учащихся с основными конструктивными приемами, используемыми в книгах-трансформерах (различных типах книг-раскладушек), с технологией создания разверток пространственных геометрических объектов. Желательно перед выполнением работы в материале сделать черновой макет, предварительно начертив развертку для своей конструкции.
Б) Колористическое решение «Своей книги». Второй этап проектной работы — цветовой отбор, создание своей колористической палитры из 3–4 цветов, представляющей личные цветовые предпочтения. Изучая символику цвета и цветовые предпочтения разных культур (раздел № 2 программы), учащиеся выполнили ряд аналогичных заданий. В проекте им потребуется охарактеризовать себя с помощью отобранных цветов.
В) Разработка содержания «Своей книги». Следующий этап — насыщение конструкции книги знаковым и текстовым содержанием. Он включает в себя отбор и кодирование информации, перевод в знаковую или символическую форму, размещение ее в некой последовательности в зависимости от возможности трансформации самой конструкции «Своей книги». Этот этап нельзя рассматривать автономно, так как первоначальный замысел уже включал в себя основные элементы содержания. Основная задача на этом этапе — визуализация задуманного с помощью иконических, индексальных и конвенциональных знаковых систем. Разработка иконических и индексальных знаков имеет обычно больший процент удачных решений, так как сочетает в себе содержание, выраженное в оригинальной лаконичной знаковой форме, и его адекватную графическую визуализацию. Для успешного выполнения работы необходимо предварительно сделать наброски и эскизы задуманных знаков, а затем уже выполнить их в какой-либо из графических техник. Этот этап работы может быть выполнен с помощью компьютерных графических программ (Paint, CorelDraw или Adobe Photoshop), что позволит добиться хорошего полиграфического качества.
Г) Подготовка рассказа о «Своей книге». Завершающий этап задания предполагает подготовку каждым автором небольшой аннотации к своей работе для ее представления. Это требование ставит перед учащимися задачу проанализировать весь процесс работы в целом, следуя по цепочке: информативный блок — проектное задание — идея — создание — результат. Роль слова в проектном творчестве, перевод с литературного языка на язык художественных образов, на «мыслеобразы» и наоборот необходим – вопервых, потому, что дает опыт профессионального общения; вовторых, последовательная конкретизация образа в слове обеспечивает целенаправленность проектной процедуры, сквозную линию проектного замысла, единство системы образов проекта. Слово обеспечивает не только динамику проектирования, но и создает пояснительную записку к проекту одновременно с созданием самого проекта.
Обобщая темы занятий образовательного модуля «Художественная коммуникация. От книги до компьютера», можно провести с учащимися диспут о том, какой, по их мнению, может стать книга завтра, о новых возможностях хранения, передачи, интерпретации информации, о новых формах организации содержания; о том, что в современном мире, наполненном многоголосием культур, визуальный язык становится ключевым средством общения.