Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2006

ТЕТ-А-ТЕТ

Н а ч и н а я   с  XX   в е к а

Елена МЕДКОВА

Операция «Устная скульптура»

Учащимся на уроках МХК катастрофически не хватает навыков оперирования с реальным пространством/временем, его организацией, структурированием, наделением философским и эстетическим смыслом, навыков его непосредственного чувственного и метафорического переживания. Подобное положение складывается как в результате трудностей физического характера, так и в силу традиционного «рамочного», станкового восприятия не только живописи, но и архитектуры и скульптуры (изучение архитектуры по фотографиям).

Примером того, как можно оперировать реальным временем и пространством в пределах замкнутого объема, служит инсталляция — мини-модель (в рамках помещения) пространственно-временных семантических эстетизированных реалий. В ней выразительные художественные средства и силовые линии воздействия чаще всего намеренно форсированны и очень наглядны, как, например, во «всеобъемлющем произведении» Б. Ашура «Операция «Восстановление поэзии», выставлявшемся на Первой Московской биеннале современного искусства.

Французский художник предпринял попытку соединить две разнесенные по крайним точкам истории человечества, но очень схожие коммуникационные модели: рождение словесных поэтических формул из хаоса смыслов в ритуале первобытных шаманов и восстановление поэтических смыслов из информационного хаоса современного общества.

Оклеенное со всех сторон разноцветными постерами помещение похоже на фантастическую пещеру. В центре «пещеры» находится своеобразный идол современности — огромный агрегат, напоминающий музыкальный центр, а в центре этого агрегата, на месте проигрывающего устройства — уменьшенная копия всего помещения с муляжом священного костра из зеркал, скрепленных строительной пеной. Сияющий кристалл костра является источником голоса, который с ритуальным постоянством и громкостью повторяет единообразные по лингвистическому алгоритму словесные формулы, первоосновой которых является слово «operation» (переводится как деятельность, действие, процесс, воздействие, управление, применение на практике какого-либо алгоритма).

Это похоже и на древние заклинания, и на обращение диктора к праздничной толпе, и на рекламный слоган. Смысл складывается из многообразия прочтения первоосновы и парадоксального сопоставления несопоставимых понятий типа «операция устная скульптура», «операция временная реальность», «операция организовать хаос», «операция стоп энтропии», «операция ищи и построй», «операция пустынная форма», «операция Non Stop ландшафт», «операция синкретическая аллея» — до тридцати поэтических формул, каждая из которых может стать предметом для размышления в разных жанрах: эссе, реферат, дискуссии, поэтический опыт (см. приложение).

Словесные тексты нагнетаются голосом, они же взывают к зрителю с постеров на стенах, голос формирует речевой поток, надписи представляют каждый фрагмент в отдельности.

В результате смысловые ассоциации могут возникать по всем направлениям предлагаемого художественного текста. Их действенность усиливается комплексом цвето-светового синтеза — поэтические формулы помещены на постерах разного цвета (красных, желтых, оранжевых, зеленых), а модуляциям громкости дикторского голоса соответствует яркость пульсирующего освещения. Таким образом, наглядно реализуется синтез речи, ритма, цвета, света, замкнуто-центрированного, перенасыщенного эмоциональными флюидами пространства.

Складывающийся образ может быть интерпретирован как пластмассовый симулякр первобытного ритуала или как модель современного общества, апеллирующего к древним основам, или как прорыв к сокровенным сущностям, лежащим за видимостью. Он агрессивен и порождает ответное напряжение, готовность оттолкнуть или активно влиться в процесс.

Художник ведет нас по острию ножа взаимоисключающих категорий, оставляя за нами свободу выбора. Мы можем поиграть, посмеяться, поёрничать. Но конце концов для человека думающего остается лишь мироздание поэзии — «пустынная форма», «стон энтропии»…

ПРИЛОЖЕНИЕ

* * *

Массовое строительство на синкретичных аллеях —
Ищи и построй своё, пока не закрыли проект.
Те, кто на данный момент в наших лежат мавзолеях,
Скоро придут, и тогда в каждом найдут дефект.

* * *

Пустынная форма, а в ней —
Форменная пустыня.
Кроме устных скульптур
И акварельных стихов
Здесь лишь колёса саней,
Чья-то злая святыня,
Несколько диких культур
И справедливых грехов.

* * *

Космическую ламбаду
Танцуем мы не ахти,
Поэтому баррикаду
Построим на Млечном Пути.
И бесконечным сомненьям
Подвергнув вселенский бардак,
Временным лишь затрудненьем
Сочтём наступающий мрак.

* * *

Восхитительная прогулка по ландшафтам нон-стоп
Всё выше и выше, а после нас — хоть потоп.
Бесстрашная радость стреляет в груди.
Вперёд! Даже если потоп — впереди.

Майя Медкова