И н д и я
По материалам статьи М.С. Менона
«Послание Индии современному человечеству»
Послание Индии миру
Народный театр
Стремление Индии познать тайны Вселенной и человеческой жизни появилось очень давно, став образом ее жизни, и в его осознании кроется ее послание миру.
Категорических ответов на вопросы, поднятые еще поэтами древности, пока нет и, видимо, никогда не будет. Однако есть множество суждений. Буддизм предлагает один ответ, джайнизм — другой, а сикхизм предлагает новую попытку дать свои определения. Однако Индия не торопится сказать последнее слово. Сам поиск и определяет образ жизни Индии и ценности ее цивилизации. Под этим поиском подразумевается свобода мысли. Она существовала, когда Будда восстал против брахманических ритуалов, и даже тогда, когда Чарвака высказал сомнение по поводу самого существования Бога.
Ступа в Санчи. Резные каменные ворота. I в. до н.э.
Свобода мысли — величайшее благословение Индии. Никакая другая цивилизация в прошлом или настоящем не имела ее в таком масштабе. От отвержения до подтверждения — таков размах индийской мысли, не знавшей притеснений.
Свобода привела к многообразию. Она обеспечила богатство жизни и цивилизации, обескураживающее каждого приехавшего в Индию. Это многообразие есть во всех аспектах жизни — в искусстве и литературе, в танце и музыке, в скульптуре и архитектуре.
Многообразие привело к терпимости, что является уникальной чертой индийской жизни. Мудрецы говорили: у правды много граней. Индия пролила меньше крови в поиске правды, чем весь остальной мир. Это и есть наследие Индии, переданное человечеству.
Ашока, считающийся величайшим императором в человеческой истории, сам был воплощением терпимости. Убежденный буддист, он, однако, никогда не утверждал, что буддизм превосходит все остальные религии. Наоборот, он призывал его последователей уважать все верования. Почитая другие верования, говорил он, ты возносишь собственное.
Национальный фрукт - манго
В то же время, несмотря на все свое многообразие, Индия оставалась единой. Она была связана внутренними узами единства, о чем говорил Джавахарлал Неру. При этом они не были политическими, это были узы прежде всего культурные и цивилизационные, где религия не играла главенствующую роль.
Своей исторической миссией Индия всегда считала гармонию. Жить в гармонии с другими — таков идеал Индии. Этим объясняется тот факт, что Индия превращалась в дом для всех, кто в нее приходил.
|