Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

И н д и я

Валерий АШИКОВ

Путешествие в Индию

Есть только одна Индия, земля мечты и романтики,
земля, которую все люди желают увидеть,
а увидев, не променяют это зрелище
ни на какие картины всей остальной планеты,
вместе взятые.

Марк Твен

 

Наверное, можно довериться великому писателю. Но если все же у кого-то есть сомнения, поезжайте в Индию — и вы все увидите сами. А пока попробуем воспользоваться своим воображением, как делал это, например, Жюль Верн.

Итак, мысленно садимся в самолет и отправляемся в Индию. По дороге, если не имели такой возможности раньше, прочитаем самую общую информацию о стране, чтобы иметь о ней какое-то представление.

 Индия — огромный субконтинент, полуостров, расположенный на юге Азии и омываемый с запада Аравийским морем, с востока — Бенгальским заливом, с юга — Индийским океаном. Здесь проживает свыше одного миллиарда человек, и специалисты считают, что скоро страна выйдет на первое место в мире по количеству населения.

В Индии два государственных языка — хинди и английский. Двести лет страна находилась в подчинении у британской короны, в 1947 г. освободилась от зависимости, однако английский язык как средство общения остался. В Индии 18 официальных языков и 844 диалекта.

 

Государственный герб Индии:

На гербе изображена верхняя часть колонны, сооруженной в III в. до н.э. императором Ашокой на месте, где Будда провозгласил свое послание о мире и освобождении, обращенное к четырем сторонам света. Мы видим трех львов, но в действительности их четыре. Львы символизируют силу, смелость и уверенность. Стоят они на круглой абаке. Абака окружена четырьмя животными меньших размеров, — хранителями четырех сторон света и покоится на распустившемся лотосе, который символизирует источник жизни и вдохновения. В самом низу надпись: «Сатьямева Джайяте», что означает «Да восторжествует Истина!»

Государственный флаг:

Первый премьер-министр свободной Индии Джавахарлал Неру назвал его «флагом свободы не только для нас, но символом свободы для всех людей». В центре белой полосы — колесо темно-синего цвета, означающее колесо закона. Такое же колесо мы видим на гербе Индии.

Национальное животное — тигр.

 

Национальная птица — павлин.

Национальный цветок — лотос.

Итак, представьте, что вы поздно вечером прилетели в Дели — в современный город, столицу древней страны Индии. Вас сажают в автобус и везут в отель, где вы проводите первую ночь. Утром вам не терпится выйти на улицу и отправиться путешествовать по незнакомому городу. Вы завтракаете как можно раньше (с утра не так жарко) и выходите из гостиницы. И тут же видите — на вас надвигается слон! Он идет спокойно и уверенно прямо на вас, и вы должны отойти в сторону, чтобы полюбоваться на это зрелище. На лбу у него нарисован (очевидно, цветным мелом) огромный цветок, а на спине восседает темнокожий человек. Равномерно покачиваясь, человек что-то говорит слону. Слон останавливается. Тот, кто сидит в корзине на спине слона, улыбается, сверкая неестественно белыми зубами, и делает жест в вашу сторону, как бы приглашает вас присоединиться к нему. Вы одобрительно киваете, и слон начинает медленно опускаться. Теперь вам ничего не остается, как забраться в большую плетеную корзину и взмыть ввысь. Вот вы и заложник у слона. А он неторопливо разворачивается и идет в обратную сторону, туда, куда вы и хотели направиться, выйдя из отеля. Откуда он это знает, трудно сказать. Наверное, психология туристов однотипна. Но это неважно. Важно то, что вы теперь едете на слоне и свысока поглядываете на прохожих — женщин в разноцветных сари, мужчин в белых широких рубахах навыпуск и в тонких, таких же белых, обтягивающих ноги штанишках. У некоторых на голове чалма. Под чалму заправлена длинная черная борода, которую мужчины никогда не стригут. Некоторые идут босиком. С высоты слона вам легко и спокойно вглядываться и рассматривать индийцев. Вы будто на корабле плывете по улицам Дели и думаете, а правда ли все это?..

И вот, наконец, слон снова опускается, вы вылезаете из корзины, платите несколько рупий и идете себе дальше. Теперь ваше внимание приковано к коровам. Они чинно шествуют прямо по проезжей части, и транспорт осторожно объезжает их справа и слева. Обо всем этом вы уже слышали и знали раньше, но одно дело слышать, и совсем другое — увидеть своими глазами.

Неожиданно перед вами разворачивается картина: кучка людей сгрудилась вокруг чего-то, откуда доносятся звуки восточной мелодии. Вы протискиваетесь и видите сидящих на земле индийцев, в руках у них то ли прямые флейты, то ли дудочки, а перед ними на тротуаре лежит что-то типа раскрытого мешка из которого, как вы уже догадались, должна показаться голова змеи. Укротители играют на своих необычных дудочках, люди вокруг ждут, кто-то бросает в лежащую рядом тарелку монеты…

Одного этого уже хватило бы, наверно, чтобы поверить Марку Твену. Но он, скорее всего, имел в виду нечто другое, когда писал об Индии как о стране мечты и романтики. Чтобы это понять, нужно постараться увидеть или представить другую Индию. Вернее с другой ее стороны, со стороны ее вечной мудрости и красоты. И для этого нам нужно совершить путешествие в первую очередь к ее древностям, в которых скрывается действительно чудесная мудрость красоты и неувядающая красота мудрости.

 Итак, в Древнюю Индию!

Древний Эпос

Махабхарата

«Не рань никого мыслями, словом и делом», — говорится в священном индийском тексте.

Индия, наверно, самая мирная страна. Да и может ли быть в этом сомнение, если на национальном гербе этой страны начертаны слова: «Побеждает только истина!» Те, кто в это верит, не могут искать побед в войнах и насилии над другими. Их главные победы, как говорил великий Будда, в победах над самими собой!

Именно такая победа над собой и нахождение великой истины происходит в грандиозной битве на поле Курукшетра в одной из древнейших поэм Индии «Махабхарата».

Богиня Парвати
Бог Ганеша

Светлоликий, солнцеподобный герой Арджуна вынужден вывести свое войско против близких ему людей. Он глядит со своей колесницы вдаль и видит перед собой огромную силу, впереди которой стоят его дед, дядя, учитель, наставник… Но не он затеял эту войну и не он жаждет крови.

Однако рука Арджуны дрогнула, у него нет сил поднять лук и прокричать призывный клич победы. Он подавлен, смущен, растерян, он готов повернуть назад. И тут его возница начинает свой рассказ. А так как возницей у Арджуны сам Кришна — воплощение Бога Вишну на земле, то рассказ становится божественной песней.

Что же говорит Кришна Арджуне?

Миниатюра
Богиня Ганеша с кувшином. III в. до н.э.

Можно сказать, Кришна напутствует Арджуну сражаться за справедливость и правду, смело и решительно идти в бой, не смущаясь ничем, выполнить свой благородный долг воина и защитника, которому верят и за которым идут тысячи!.. Но такой ответ будет слишком примитивным и неполным. Кришна в ответ на сомнения Арджуны преподает ему урок смысла жизни, в котором он говорит не только о чести и долге, но и о строении Вселенной, о человеческой природе, о смысле веры и любви, открывает глаза на мир, пробуждает в нем чувство своего высшего предназначения. Эта часть «Махабхараты», ставшая для многих поколений индийцев, и не только индийцев, но и многих культурных людей на земле, самостоятельным учением, названа «Бхагават-Гита» — «Песня Бога». Она является самым популярным произведением индийской мысли и занимает почетное место в мировой литературе.

В результате к Арджуне возвращается уверенность и мощь, и он, окрыленный открывшейся ему истиной, устремляется к победе — ведет свое войско на священный бой и побеждает!

Сюжетной основой «Махабхараты» (Великой войны потомков Бхараты) является борьба за власть внутри царского рода Куру, который управлял Хастинапуром. Род Куру был одним из самых могущественных в Северной Индии, происходил от Бхараты, царя из Лунной династии. В этом роде были два брата Дхритараштра — старший и Панду — младший. У каждого были семья и дети.

Сыновья Панду назывались Пандавами (потомки Панду), а сыновья Дхритараштры — Кауравами, так как он был старшим в роде, и родовая фамилия переходила на него.

Росписи Сигирии. VI в. до н.э.

Правителем был Панда, так как в силу физического недостатка — слепоты — Дхритараштра не мог занимать престол. Панда умирает, оставляя малолетних наследников. Этим пользуются сыновья Дхритараштры, которые хотели погубить Пандавов и установить свою власть. Однако сложившиеся обстоятельства не позволяют им это сделать, и Кауравы вынуждены уступить часть царства своим двоюродным братьям.

Однако Кауравы не оставляют своей затеи расправиться с Пандавами и таким образом лишить их части наследства. Они идут на различные ухищрения. Кауравы вызывают Пандавов на игру в кости, в тот период это были своего рода поединки, от которых не принято было отказываться. У кшатриев (каста воинов) для выяснения отношений существовали такие своеобразные дуэли, где они мерились силами, способностями, определяли свое положение. В результате нескольких раундов игры Пандавы проиграли все свое богатство, и по условиям игры их часть царства перешла к Кауравам, а сами они вынуждены были уйти на тринадцатилетнее изгнание в леса.

По истечении этого срока Пандавы потребовали свою долю царства, но Дурьодхан, старший из Кауравов, им отказал. Это привело к междоусобной войне, исход которой был предрешен в знаменитой битве на равнине Курукшетры. Битва была жестокой, кровопролитной и продолжалась восемнадцать дней. Почти все Кауравы были убиты. Юдхиштхира, старший из Пандавов, стал царем Хастинапура. Через некоторое время Пандавы отреклись от мирской жизни и передали свою власть Парикшиту — внуку Арджуны, одного из братьев Пандавов.

«Махабхарата» является самой большой по размерам поэмой, она в восемь раз превышает «Одиссею» и «Илиаду» вместе взятые. По богатству содержания ее называют энциклопедией древнеиндийской жизни.

«Махабхарата» содержит огромный материал об экономическом и социальном развитии, государственном управлении и формах политической организации, нравах, обычаях и культуре Индии. В «Махабхарате» нашел свое отражение целый этап развития древнеиндийского общества. По ней народы Индии до сих пор изучают свою историю, культуру, воспитывают детей. Так древняя героическая поэма стала для индийцев учебником жизни.

Росписи Сигирии. VI в. до н.э.

РАМАЯНА

«Рамаяну» — «Сказание о Раме» — в Индии знают все, от мала до велика. Нет в стране ни одного ребенка, который не знал бы, кто такой Рама и какие подвиги он совершил, а супруга Рамы, Сита, почитается как мать Индии. В каждой индийской семье старшие рассказывают детям о подвигах Рамы, его верной и прекрасной Ситы, преданного и храброго брата Лакшмана, отважного и благородного предводителя войска обезьян Ханумана.

По всей стране с древних времен странствуют сказители и маленькие труппы артистов народных театров, кукольников, певцов, танцоров. Они дают свои представления прямо на улицах, площадях или во дворах. Часто это происходит под звездами, и люди при свете костра часами следят за приключениями героев «Рамаяны».

В дни осеннего праздника Дасера на площадях городов устанавливают огромные чучела злых демонов, с которыми сражался Рама, и вечером поджигают их, показывая, что зло будет обязательно побеждено.

Добро и зло стучатся в сердце человека,
Но только для добра спеши его открыть
И сам служи примером добрых дел,
И даже если ты не блещешь красотою
И скованы твои неловкостью слова,
Прекрасным будешь ты всегда в глазах людей.
А если злу свое откроешь сердце,
То вырастут в нем черные цветы,
И опьянит тебя их тяжкий аромат.
И ты забудешь долг, любовь и верность,
Предашься темным мыслям и делам.
И друга своего ты назовешь врагом.
И после этого ничем — ни красотою,
Ни блеском глаз, ни нежностью лица,
Ни смехом звонким, ни искусными речами
Не сможешь скрыть, что зло
В твоем гнездится сердце,
Что злобой кровь отравлена твоя.

Так начинается пересказ великой «Рамаяны», осуществленный на русском языке известным индологом, писателем Натальей Романовной Гусевой.

В основе сюжета «Рамаяны» — история жизни Рамы — идеального сына и идеального правителя.

Ступа в Санчи. I в.до н.э.

В городе Айодхье был правитель Дашаратха, который имел четырех сыновей от трех жен. В старости он назначил своим преемником старшего сына Раму, который по уму, силе, смелости, храбрости и благородству превосходил своих братьев. Но его мачеха Кайкейи, поддавшись наговорам колдуньи Мантхары, воспротивилась этому. Кайкейи добивается назначения наследником правителя своего сына Бхарата, а Рама по приказу отца, давшего когда-то обещание выполнить два любых желания Кайкейи, отправляется в изгнание на четырнадцать лет. С женой Ситой и младшим братом Лакшманом он удаляется в леса. Огорченный этим событием, Дашаратха умирает, а благородный Бхарата отказывается от престола, но до возвращения Рамы соглашается управлять страной.

Во время странствий Рамы ужасный Равана — царь всех ракшасов (демонов) и владыка острова Ланки (Цейлона) — коварно похищает Ситу, унося ее в воздушной колеснице. Это приводит к войне между Рамой и Раваной. В поисках Ситы Рама и Лакшман встречают племя необычных существ — обезьян с человеческими головами. Рама и Лакшман помогают обезьянам и освобождают их от коварного Балина, незаконно присвоившего себе власть. Предводитель обезьян по имени Хануман решает помочь Раме и Лакшману. Вместе они собирают большую армию обезьян и медведей и отправляются на Ланку. В конечном счете Рама побеждает злого Равана. Красавица Сита освобождена, и Рама, срок изгнания которого истек, возвращается вместе с братом и Ситой в Айодхью, где и воцаряется на престоле.

Обладая исторической и литературной ценностью, поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» превратились в национальное достояние индийского народа, который в трудные периоды своей истории находил в них моральную поддержку и опору. Эти поэмы служат руководством при составлении законов. Моральный облик действующих лиц этих произведений стал примером для многих поколений индусов.

Джавахарлал Неру, первый премьер-министр республики, которого называли «строителем новой Индии», говорил:

«Два великих произведения древнеиндийского эпоса — «Рамаяна» и «Махабхарата» — складывались, вероятно, на протяжении нескольких сотен лет, и даже впоследствии в них вносились дополнения. Я не знаю ни в одной стране книг, оказавших столь длительное и глубокое влияние на умы масс, как эти два произведения. Созданные в глубокой древности, они все еще являются живой силой в жизни индийского народа. Они представляют типично индийский метод удовлетворения духовных потребностей людей различного культурного уровня — от высокообразованного интеллигента до неграмотного крестьянина. Они позволяют нам частично понять секрет, помогавший древним индийцам удерживать от распада пестрое, расчлененное во многих отношениях и разделенное на касты общество, улаживать свои разногласия и обеспечивать общность героической традиции и этических норм».

Росписи храмов в Аджанте. IV-VII вв.

Детям, наверное, будет интересно узнать, что в древних поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна», которым свыше трех тысяч лет, подробно описываются летательные машины, на которых герои поэм совершают свои подвиги и ведут битвы!

Они будто бы летали не только в пределах земной атмосферы, но и устремлялись в космос и даже на другие планеты. Насколько соответствуют реальности эти описания, и могли ли в действительности существовать такие аппараты?

Исследователь древностей индиец Субраманьям Иер расшифровал записи на пальмовых листах, сделанные 800 лет назад. Иер обнаружил старинные тексты с описанием технологии изготовления аппаратов под названием виманы. Надеясь использовать эти сведения в современной авиационной и космической технике, Иер обратился к директору индийского правительственного департамента Прабху с предложением объединить усилия по воспроизведению некоторых технических особенностей виманов. Директор департамента сообщил первооткрывателю, что уже сам предпринял соответствующие меры по затронутой проблеме и даже добился некоторых успехов. Как оказалось, Прабху тоже изучал тексты на пальмовых листьях и позаимствовал из них описание состава определенных сплавов, из которых будто бы изготавливались фюзеляжи виманов. Более того, он сумел воспроизвести эти сплавы и провел их испытания. Результаты оказались ошеломляющими — выявились уникальные свойства сплавов, делающие их пригодными для использования в современной авиации, космонавтике и в военном деле.

В сентябре 1992 г. газета «Индиен экспресс» опубликовала статью, подтверждающую, что найденные в местности Карнатака тексты являются не чем иным, как руководством по созданию суперсплавов, обладающих неведомыми нынешним технологам свойствами.

 

Печать из Махенджо-Даро. III-II тыс. до н.э.

Вот что говорится в «Махабхарате»:

«Арджуна поднялся на небеса, дабы заполучить божественное оружие у небесных жителей и научиться им пользоваться. Там Владыка небес Индра приказал Арджуне уничтожить армию демонов численностью 30 миллионов, которая укрылась в крепостях на дне океана. Индра передал Арджуне летательный аппарат, пилотируемый помощником Владыки небес Малати. Аппарат мог не только летать по воздуху, но и преодолевать подводные пространства. В последующем сражении демоны устроили потоп, но Арджуна с помощью божественного оружия высушил всю воду».

 

Статуэтка танцовщицы из Махенджо-Даро. III-II тыс. до н.э.

Далее в «Махабхарате» рассказывается, что Арджуна вернулся на небеса на своей машине-амфибии и обнаружил парящий в космосе город, вращающийся вокруг своей оси. Этот город назывался Хираняпура (Золотой город) и был построен богом Брамой. В этот момент он был порабощен демонами. Арджуна получил приказ разрушить город, но его отчаянно защищали демоны, вооруженные небывалыми боевыми средствами: «Это была ужасная битва,— говорится в тексте «Махабхараты», — во время которой город был отброшен в глубины космоса и затем подвергнут сильному раскачиванию. Арджуна расстрелял город своим божественным оружием и разнес его на куски, которые упали на Землю. Выжившие демоны выбрались из руин и вновь ринулись в бой. Но Арджуна уничтожил их, за что был назван Индрой — Величайшим героем».

А вот о чем повествуется в «Рамаяне»:

«...Когда наступило утро, Рама, взяв небесный корабль, приготовился стартовать. Тот корабль был большим и прекрасно украшенным, двухэтажным, со многими комнатами и окнами. Корабль издал мелодичный звук перед тем, как взмыть в заоблачные выси...

Машина Пуспака, которая напоминает солнце и принадлежит моему брату, была принесена могущественным Раваной; эта прекрасная воздушная машина направляется куда угодно... эта машина напоминает яркое облако в небе... и царь [Рама] вошел в нее и этот прекрасный корабль под командованием Рагхиры поднялся в верхние слои атмосферы».