Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

И н д и я

Валерий АШИКОВ

Архитектура

Храм Солнца в Конарке. XIII в.

Храмы Индии — часть ее культуры и искусства. Когда начинаешь знакомиться с ними, понимаешь, что созданы они не только архитекторами и мастерами-строителями, они созданы великой любовью. Наверное, потому они так прекрасны!
В Индии огромное количество культовых сооружений. Например, на западе страны есть долина, в которой сосредоточено около трех тысяч храмов, а сколько их на всей территории страны — трудно сказать. Мусульмане, индуисты, буддисты, христиане Индии вложили в строительство свой необыкновенный творческий порыв, мастерство и глубокое почитание божественного начала. Храмы стали земным воплощением их божественной мечты, надежд и устремлений. Только великая любовь могла создать подобную красоту в камне, которая до сих пор вызывает в людях восторг и восхищение. Великая Любовь и великая Красота застыли в камне на века, сохраняя мысли и чувства творцов разных времен.
Среди прекрасных построек, созданных в разные века и посвященных божествам и идеям различных религий, выделяется один, по праву ставший символом Индии, известным во всем мире. Это творение искусства также создано великой любовью, но не к Богу, а к земной женщине.

Тадж-Махал

Тадж-Махал. 1652

На севере Центральной Индии, в Агре, недалеко от столицы Дели, вот уже 350 лет сияет жемчужина индо-исламской архитектуры — усыпальница Тадж-Махал. Могольский правитель Шах-Джахан (1592–1666, правил в 1627–1658) воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены Арджуманд Бану, более известной по ее титулу Мумтаз-Махал, или Тадж-Махал (Корона дворца), умершей в 1631 г.
С Тадж-Махалом связано много легенд, самая романтичная из которых гласит, что принц Кхуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться с ней никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет — довольно много для невесты даже по меркам современной Индии.
У Шах-Джахана, как стали его почтительно называть после восшествия на престол в 1628 г,, был большой гарем, как и полагается правителю. Но супруги так нежно любили друг друга, что, как отмечал в своих записках французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, Шах-Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». Мумтаз-Махал, единственная из жен, сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы. Она была единственным человеком, которому он полностью доверял и с которым даже советовался!

Фрагмент храма в Манакши. XVII в.

За 17 лет счастливого супружества у них родилось тринадцать детей. И вот, в 1629 г. Мумтаз-Махал не пережила тяжелых родов четырнадцатого ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды подтачивали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах-Джахана, который возвращался из победоносного похода. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели.
Вдовец перевез тело в Агру, где решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию — силы их чувств.

Колесо времени. Храм Солнца. Конарк. XIII в.

В период правления Великих Моголов Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции в пригороде, на берегу Джамны, и было решено возвести здание. Место было выбрано удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.
Здание строилось 22 года, на строительство со всей страны собрали больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он оправдал доверие. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы — венецианец и француз, но их имена не дошли до нас.

Храм Джаган-Нагха в Пури. XII в.

Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается он в долине реки Ямуны. Высоко в небо устремляются беломраморные купола — один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж-Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии.
Комплекс включает в себя роскошный парк, закрытый с трех сторон. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным портиком, сверху 11 куполов, по бокам — две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда — это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею.
Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки.

Земля храмов
Индийский штат Орисса — земля, утопающая в пышной зелени, омываемая на востоке Бенгальским заливом, был свидетелем возникновения индийских художественных традиций, ярко представленных в виде многочисленных храмов и других памятников старины. Расцвет архитектуры Ориссы приходится на XIII–XVII вв. Красивейшие храмы штата расположены в пределах так называемого золотого треугольника. Его вершинами являются города Бхубанешвар, Конарак и Пури. Бхубанешвар богат святынями и известен как один из религиозных центров средневекового Востока. Из семи тысяч храмов, некогда окружавших огромный водоем Бинду Шагар, до настоящего времени сохранились лишь пять сотен.
Храм Лингараджа посвящен богу Шиве. Культовое сооружение украшено скульптурными композициями богов, богинь и влюбленных пар. В середине XI в. напротив этого храма были воздвигнуты несколько его близнецов, только меньшего размера. Тогда же рядом с ними был построен необыкновенно красивый храм Парвати.

Храм в Кхаджурахо. Между 950 и 1050 гг.

Раджарани отличается замечательными пропорциями и славится своими статуями. Храм Брахмешвар известен уникальными скульптурами. Парашурамешвар считается старейшим храмом Бхубанешвара, а в Муктешваре можно увидеть необыкновенные скульптурные группы и арки в стиле торана, в которых прослеживается влияние на здешнее искусство буддизма.
Знаменитый храм Солнца в Конараке, известный в старину как Черная пагода, возводился более двенадцати лет. На его строительстве были заняты почти тысяча двести рабочих. Храм напоминает запряженную семью лошадьми колесницу о 24 колесах. Трехъярусная крыша сооружения завершается шпилем. Колесница бога Солнца символизирует количество дней недели и часов в сутках.
В третьей вершине треугольника, Пури, находится один из четырех самых почитаемых храмов Индии — Джаганнатх, место поклонения богу — создателю Вселенной. Этот памятник XI–XII вв. сочетает в себе традиционный портик и башню, устремленную вверх на 65 м.