Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

И н д и я

Валерий АШИКОВ

Театр

Ранним свидетельством зарождения театрального искусства Индии является бронзовая статуэтка III тыс. до н.э. танцующей девушки (ФОТО), найденная при раскопках в городе Мохенджо-Даро. Именно ритуальный танец и стал стержнем, вокруг которого сформировался индийский классический театр. Идеалом для танцора служил образ танцующего Шивы (ФОТО), в танце которого проявлялась созидательная и разрушительная энергия Вселенной.
В Древней Индии театральные представления были частью праздника, посвященного богам, например богу-громовержцу Индре. В его честь водружали дерево, принесенное из леса. После церемонии дерево топили в реке, чтобы придать силы земле и воде. В празднестве принимали участие музыканты, фокусники, борцы, канатоходцы, забавники, которых называли ната. Позже так именовали профессиональных актеров, упоминание о которых встречается в индийской литературе уже со второй половины I тыс. до н.э.
Задолго до новой эры в Индии сложился народный театр, популярный и в настоящее время. Одна из самых распространенных форм такого театра в Северной Индии — музыкально-танцевальная драма (лила — в переводе с санскрита «игра»). По представлениям индусов все действия бога — это игра. В основу лил были положены два индийских эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», состоящие из собраний мифов о деяниях могущественных богов, их борьбе против злых демонов.
На юге страны развивалась другая форма театра, связанная с искусством храмовых сказителей — чакиаров. Они читали стихи на санскрите, а затем объясняли текст на языке местных жителей. Сказитель использовал мимику и жесты. Позже его заменил актер, сопровождая декламацию танцами. Представление получило название кутияттам (коллективный танец).

В середине I тыс. до н.э. возник классический индийский театр. Его расцвет приходится на I–IX вв., когда были созданы знаменитые произведения санскритской драмы. Самые известные драматурги — Бхаса, Калидаса, Шудрака. Даты их жизни приблизительны, сведения исследователей иногда расходятся на века.
Вершина драматургии Древней Индии — драма Калидасы «Шакунтала» (в некоторых источниках «Сакунтала»). Сюжет пьесы о верности и любви Шакунталы к царю Душьянте пришел из «Махабхараты», но был дополнен и расширен Калидасой. Спектакль не только сохранился в современных театрах Индии, но и обошел сцены театров мира: он был поставлен в Берлине; в 1914 г. — в Камерном театре А.Таирова; в 1957 г. — в Пекине.
Особая форма театра Индии — классический танец, включающий слово и иногда пение. Считается, что именно в танце бог Шива создавал мир. В одном из храмов есть знаменитое изображение танцующего Шивы. На колоннах запечатлены 108 его танцующих поз, которые упоминаются в театральном трактате «Натьяшастра».


В XVII в. на юге Индии рождается театр катхакали. (ФОТО) Пантомимическая танцевальная драма рассказывает о богах и демонах, их любви и ненависти. Представление дается либо во дворе храма, либо под открытым небом. Его зрители — крестьяне окрестных деревень, которые оставляют свои ежевечерние заботы и дела, едва заслышав звук барабана. Театральное представление дается на черном фоне ночи. Действующие лица в ярком гриме — зеленом, красном и черном — появляются из темноты и исчезают во тьме. Грим и его рисунок имеют символическое значение, хорошо понимаемое зрителями. Персонажи катхакали подразделяются на семь типов: пачча — благородные герои; катти — заносчивые и высокомерные; краснобородые — злодеи и честолюбцы; белобородые — чаще всего это советники царя; чернобородые — лесные люди и охотники; кари — злые великанши и демоны женского пола; минукку — мудрецы, отшельники, брахманы и женщины.
Мастерство катхакали постигают с детства под руководством гуру. Актер учится понимать внутреннюю суть изображаемого, будь то человек, цветок или птица.
Что касается театральной теории, то первым санскритским трактатом о театре явилось сочинение древнего мудреца Бхараты Натьяшастра («Трактат об искусстве актера»). Появление трактата ученые относят к III–IV вв. До сих пор правила, установленные в этой книге, остаются законом для индийских актеров всех поколений.
Согласно трактату существует четыре основных выразительных средства — ангика, мудра, вачика, ахарья. Ангика — язык условных жестов рук, пальцев, движений губ, шеи и ног. Предписаны тринадцать движений головы, семь — для бровей, тридцать шесть — для глаз; шесть — для носа, шесть — щек, семь — подбородка, тридцать два — для ног. Предусмотрены различные позиции ноги и разнообразные походки — величавая поступь, семенящая или заплетающаяся походка и пр. Мудра — жест, имеющий символическое значение. Существует двадцать четыре основных жеста, каждый из которых имеет свыше тридцати различных значений. Вачика — дикция, интонация и темп речи, которые создают определенное настроение. Ахарья — канонизированный цвет и детали костюма, грима. Для богов и небесных дев — оранжевый грим, для солнца и Брахмы — золотой, для Гималаев и Ганга — белый. Демоны и карлики носят рога — оленьи, бараньи или буйволовые. У людей грим зависит от их социального статуса, принадлежности к касте. У представителей высших каст — брахманов и кшатриев — грим красный, у шудр — темно-синий, у царей — нежно-розовый, у отшельников — лиловый.
Компоненты театрального действия: саттвика — это душевные состояния, передаваемые актером (бхава), и настроение зрителей после увиденного на сцене (раса). Актер должен вжиться в чувства своего персонажа и уметь передать тончайшие переживания, для чего следует овладеть актерской техникой. Умение проронить слезу, показать, как от холода стягивает кожу лица, как от испуга пробегает дрожь по всему телу, то есть мастерское владение актерской техникой может вызвать у зрителя определенное настроение.
Вся эстетическая концепция индийского сценического искусства основана на учении бхава и раса. Буквально слово «раса» означает «вкус» или «привкус», то есть настроенность, которая остается у зрителей после спектакля. Раса бывает девяти родов: эротическая, комическая, печальная, гневная, героическая, устрашающая, вызывающая отвращение, изумляющая, успокаивающая. Каждая раса обозначается определенным цветом (по порядку) — прозрачно-зеленоватым, белым, пепельно-серым, красным, светло-оранжевым, черным, синим, желтым. Девяти раса соответствуют девять бхава, которая, в свою очередь, может быть устойчивой или преходящей.
Натьяшастра написана в трудной для чтения архаической форме и на протяжении столетий сопровождалась многими комментариями.
Во второй половине XIX в. в Индии зарождается новая драматургия и новый драматический театр. Первые попытки создания новой драматургии принадлежат перу бенгальских драматургов Динобондха Митро, Модхушудона Дотто, Рамчарайноу (?) Таркоротно. Их произведения отличались социальной глубиной и антибританской направленностью. Тогда же возникают театральные коллективы и в других провинциях страны. Становление драмы хинди связано с именем Бхаратенду Харишчандры, в творчестве которого сочетались традиции национальной и западно-европейской драматургии.
В 1940-е гг. театральная жизнь страны значительно активизировалась. Создается Ассоциация народных театров Индии, деятельность которой оказала заметное влияние на развитие театральной культуры в стране. После установления независимости в Индии создаются условия для развития как традиционных индийских форм театрального искусства, так и классического европейского драматического театра. Создана Индийская академия музыки и драмы, которая проводит научную работу в области театрального искусства. В театрах Индии ставят лучшие произведения мировой драматургии, в том числе Шекспира, Ибсена, Мольера.