П. Кончаловский. Портрет художника Г.Б. Якулова. 1910. ГТГ, Москва
В течение многих десятилетий о существовании художника Якулова посетители Третьяковки знали только по его портрету работы П.П. Кончаловского (1910). Якулов предстает здесь в образе некоего восточного мага-гипнотизера с балаганной вывески. Яркие дисгармоничные цветовые пятна: оранжевый, малиновый, изумрудно-зеленый. Блеск обнаженных ятаганов и кинжалов. Взгляд немигающих широко раскрытых блестящих глаз, рот вампира, торчащие уши, низкий лоб, черная прилизанная шапочка набриолиненных волос. Грубая, нарочито-небрежная манера письма — все «по-бубнововалетски» приближает образ к лубочному знаку, что и входило в задачу художника.
И только когда в 1975 г. состоялась первая большая выставка работ Г.Б. Якулова в Москве — в Музее народов Востока, все испытали потрясение от его утонченного фантастического искусства. Под влиянием его шедевров я тогда написал стихотворение «Жоржу Якулову».
По синим улицам в лучах рассвета, Под небом розовым, как будто бы во сне, В загадочных летят кабриолетах, Трепещут, улыбаются весне.
Игорный дом раздвинулся бескрайно, Чуть стоит пожелать — и всё твое! Но пришлого сюда не впустит Тайна, Вовек не разгадает он ее...
Да, «тайна» в творчестве Якулова существует, и ее надо было разгадывать. Ведь еще А.Я. Таиров назвал Якулова «большим человеком, большим художником, мастером, таившим в себе гениальные замыслы и возможности. Он творил поистине как гордый романтик жизни и искусства, неугомонный искатель новых путей, всегда бесстрашно врывавшийся в новое «завтра».
Весенняя прогулка. 1915. ГТГ, Москва
А задачи в искусстве Якулов ставил грандиозные: «В целом моя работа строилась на анализах китайских методов искусства и методов средневековых итальянских мастеров, для создания нового метода азиатско-европейского и для выражения современности, с ее новой урбанистической культурой».
Акварель Якулова «Весенняя прогулка» (1915) дает очень точное представление о его методе симультанизма, или «одновременной совместноцветности». Здесь одномоментно воспринимаются все элементы образа: весеннее утро, радуга, солнечный свет, льющийся на землю, зримый рост растений, всадники, будто движущиеся на глазах у зрителя, толпа людей, находящаяся вдалеке, тучи, молнии, ветры, опять радуга, атмосфера весеннего цветения. На одном маленьком листке художник дерзает передать бесконечное количество состояний природы, создав поистине космический образ.
В статье «Голубое солнце» Г. Якулов разъясняет смысл картины:
«Луч солнца, воздух, небо, вода, природа и человек, животное и растение — все объединено одним общим движением, одной призмой цвета. Сущность — в ритме этой призмы, в колебаниях от насыщенности к прозрачности, без перехода в призму другого цвета.
Странами, имеющими эти призмы, являются страны Востока: Корея, Япония и Китай, или, как они себя называют, Страна Утреннего Покоя, Страна Восходящего Солнца и Небесная Империя...
Эскизы карнавальных костюмов к спектаклю «Принцесса Брамбилла». 1920. Государственный музей им. Бахрушина, Москва
Из взаимодействия солнца, луны и воздуха образуется световая призма. Цвета расплываются в свете призмы: зеленого (луна), голубого (небо) и желтого (солнце). Призма голубого отходит на материал картины, призма зеленого на ритм пятен, призма желтого делит картину обводами солнца, определяя тем самым момент дня. Все эти элементы взаимно уравновешиваются, и окраска предметов остается безразличной. В этом композиция китайских пейзажей».
И, добавим, композиция картин Якулова. Следующий отрывок из статьи Г. Якулова «Голубое солнце» объясняет художественный строй «Весенней прогулки»: «Если выразить чувство, какое вызывается самой прогулкой, то неизбежно надо разомкнуть сходящиеся параллели, которые действительны только для изображения одного момента в движении: состояние прогулки есть состояние безразличного колебания в ряде моментов».
Речь здесь идет об особом пространстве композиций Якулова, использовавшего спиралевидные, концентрические, фризовые построения с целью достижения иллюзии необыкновенной пространственной глубины.
Известный поэт и переводчик Бенедикт Лившиц в своей знаменитой книге воспоминаний «Полутораглазый стрелец» (1933, переиздана в 1991-м), посвященной истории русского футуризма, отмечал, что «не в пример большинству живописцев, Якулов обладал даром обобщения и умел связно излагать свои мысли».
О большой силе метафорического мышления говорит статья Якулова « Arssolis», особенно его мысли о роли солнечного света в мировых культурах: «Сравнение солнечного света в различных частях земного шара говорит глазу человека, что цвета солнца различны. Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, а Индии желтое, то, очевидно, солнце и есть та сила, которая движет культуры, как планеты, вокруг себя, сообщая каждой из них ее собственный ритм... Природа одна, и поелику жизнью управляет солнце, а солнце есть цвет, то и экраном искусства управляет цвет».
Современники художника называли его искусство «пламенным» –настолько оно поражало воображение своими феерическими образами. Особенно ярко это проявилось в декорациях Якулова для Камерного театра. Декоративные и цветосветовые принципы своих станковых работ художник с блеском реализовал в спектакле-каприччио «Принцесса Брамбилла», поставленном Таировым по известной сказочной повести Э.Т.А. Гофмана в 1920 году.
Якулов будто нашел волшебные очки мага Челионати, героя сказки Гофмана, с помощью которых актер Джильо, другой персонаж повести, увидел истинную, карнавальную, сущность мира. Сценическая архитектура, придуманная художником, благодаря его живописи заискрилась всеми цветами радуги и постоянно меняла на глазах у зрителей свою окраску. Особая лучистость цвета, как отмечает исследователь творчества художника, достигалась тем, что свет, пропущенный через разноцветные фильтры, падал на объемные части декораций, прописанных по такому слою серебряной и золотой фольги, которая придавала всему фантастическое свечение, исходя как бы изнутри самой формы.
«Принцесса Брамбилла», — писал Якулов в одной из статей, — мною понимается как рождение миражных образов, навеянных розовыми закатами Рима, погружающегося в вечерние сумерки, переходящих в городскую ночь с силуэтами зданий и человеческих фигур, мерцающих при свете фонарных вспышек в узких улицах Корсо. Таков колористический материал тех персонажей (костюмов) и расцветки декораций».
В постановке «Принцессы Брамбиллы» объединились и замыслы гениального писателя Гофмана, видевшего персонажей своей сказки «одушевленными истинным юмором и истинной фантазией», и мечты гениальных режиссера и художника, сумевших создать сценическую среду, причудливую и феерическую, пронизанную живым юмором, безграничной фантазией, ярким романтическим настроением!
Биография
Сохранилась прижизненная заметка Гергия Богдановича Якулова (1884–1928) «Моя биография и художественная деятельность», которую мы частично воспроизводим.
«Родился в 1884 году в Тифлисе. В 1893 году был привезен в Москву. Воспитывался в Лазаревском Институте восточных языков. Прошел шесть классов. В 1901 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1903 году был исключен. Начал работать самостоятельно. Жил на Кавказе, отбывал воинскую повинность (1903–1904). В 1904 году был сослан в Маньчжурию. Вернулся в 1905 году в Москву. В 1906 году выступил на выставке «Московское Товарищество Художников» с произведением «Скачки», обратившим внимание. В 1907 году выступал на выставке журналов «Аполлон», «Мир искусства», «Венок» и «Современные течения». В Европе участвовал на выставках «Сецессион» — Вена (1909) и «Первый Осенний салон» — Берлин (1913). В 1908 году совершил поездку в Италию для работы. 1911–1912 годы работал в Париже».
В Париже Якулов совместно с Р.и С. Делоне работал над проблемами цветодинамики. В 1914 г. опубликовал свои теоретические разработки под названием «Голубое солнце» в журнале «Альциона». Был на фронте в 1914–1917 гг. После Февральской революции участвовал в росписи художественного кафе «Питтореск». Начиная с 1918 г. работал в московском Камерном театре, где оформил множество спектаклей. Вершиной его сценографии стала знаменитая «Принцесса Брамбилла», поставленная А.Я. Таировым по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
В 1923 г. создал проект «Памятника 26 бакинским комиссарам». Посетил Париж в 1927-м, где оформил балет «Стальной скок» для антрепризы С.П. Дягилева.