Наталия МАРКОВА, заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С,
Пушкина
Натюрморт в Голландии XVII века
Можно сказать, что время действовало, подобно
объективу фотоаппарата: с изменением фокусного
расстояния менялся масштаб изображения, пока в
кадре не остались только предметы, а интерьер и
фигуры были вытеснены за границы картины.
«Кадры» с натюрмортом можно найти на многих
картинах нидерландских художников XVI в. Легко
представить в виде самостоятельной картины
накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина
ван Хемскерка (ок. 1530. Государственные музеи,
Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна
Брейгеля Старшего. Сам Ян Брейгель примерно так и
поступил, написав в самом начале XVII в. первые
самостоятельные цветочные натюрморты. Они
появились около 1600 года — это время и принято
считать датой рождения жанра.
Мартин ван Хемскерк. Семейный портрет.
Фрагмент. Ок. 1530. Государственные музеи, Кассель.
В тот момент слова для его
определения еще не существовало. Термин
«натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в
буквальном переводе означает «мертвая натура»,
«мертвая природа» (nature morte). В Голландии картины с
изображением предметов называли «stillleven», что
можно перевести и как «неподвижная натура,
модель», и как «тихая жизнь», что гораздо точнее
передает специфику голландского натюрморта. Но
это общее понятие вошло в употребление только с
1650 года, а до этого времени картины называли по
сюжету изображения: b lumentopf — ваза с цветами, banketje
— накрытый стол, fruytage — фрукты, toebackje —
натюрморты с курительными принадлежностями,
doodshoofd — картины с изображением черепа. Уже из
этого перечисления видно, как велико было
разнообразие изображаемых предметов.
Действительно, на картины голландских
художников, казалось, выплеснулся весь
окружавший их предметный мир.
Абрахам ван Бейрен. Натюрморт с
омарами. XVII век.Кунстхауз, Цюрих
В искусстве это означало революцию не меньшую,
чем та, что совершили голландцы в сфере
экономической и социальной, завоевав
независимость от власти католической Испании и
создав первое демократическое государство. В то
время, как их современники в Италии, Франции,
Испании были сосредоточены на создании
громадных религиозных композиций для церковных
алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной
мифологии для дворцовых залов, голландцы писали
небольшие картины с видами уголков родного
ландшафта, танцы на деревенском празднике или
домашний концерт в бюргерском доме, сценки в
сельском трактире, на улице или в доме свиданий,
накрытые столы с завтраком или десертом, то есть
натуру «низкую», непритязательную, не осененную
античной или ренессансной поэтической
традицией, кроме разве современной ей
голландской поэзии. Контраст с остальной Европой
был разительный.
Картины редко создавались на заказ, а в
основном свободно продавались на рынках для всех
желающих и предназначались для украшения комнат
в домах горожан, а то и сельских жителей — из тех,
что побогаче. Позднее, в XVIII и XIX столетиях, когда
жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, эти
домашние живописные собрания широко
распродавались на аукционах и охотно
приобретались в королевские и аристократические
коллекции по всей Европе, откуда со временем
перекочевали в крупнейшие музеи мира. Когда в
середине XIX в. художники повсеместно обратились к
изображению окружающей их реальности, картины
голландских мастеров XVII в. служили им образцом во
всех жанрах.
Ян Веникс. Натюрморт с белым павлином.
1692. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Особенностью голландской живописи была
специализация художников по жанрам. В рамках
натюрмортного жанра существовало даже
разделение по отдельным темам, причем в разных
городах были свои излюбленные виды натюрморта, и
если живописцу случалось переехать в другой
город, он часто резко менял свое искусство и
начинал писать те разновидности жанра, что были
популярны в этом месте.
Харлем стал родиной самого характерного вида
голландского натюрморта — «завтрака». В
картинах Питера Класа изображается накрытый
стол с яствами и посудой. Оловянная тарелка,
селедка или ветчина, булочка, бокал вина,
скомканная салфетка, лимон или ветка винограда,
столовые приборы — скупой и точный отбор
предметов создает впечатление стола, накрытого
на одну персону. Присутствие человека обозначено
«живописным» беспорядком, внесенным в
расположение вещей, и атмосферой уютного жилого
интерьера, достигнутой передачей световоздушной
среды. Доминирующий серо-коричневатый тон
объединяет предметы в единую картину, тогда как
сам натюрморт становится отражением
индивидуальных вкусов человека, его образа
жизни.
В том же русле, что Клас, работал другой
харлемец, Виллем Хеда. Колорит его картин в еще
большей степени подчинен тоновому единству, в
нем господствует серо-серебристый тон, заданный
изображением серебряной или оловянной посуды. За
эту красочную сдержанность картины стали
называть «монохромные завтраки».
Абрахам ван Бейрен. Завтрак. XVII век.
ГМИИ им. Пушкина, Москва
В Утрехте получил развитие пышный и нарядный
цветочный натюрморт. Главные его представители
— Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хейсум и его сын Ян
ван Хейсум, особенно прославившийся
тщательностью письма и светлым колоритом.
В Гааге, центре морского промысла, Питер де
Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до
совершенства изображение рыб и других
обитателей моря, колорит их картин отливает
блеском чешуи, в которой вспыхивают пятна
розового, красного, синего цветов.
Университетский Лейден создал и
усовершенствовал тип философского натюрморта «
vanitas » (суета сует). В картинах Хармена ван
Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами,
воплощающими земную славу и богатство (доспехи,
книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или
чувственные удовольствия (цветы, фрукты),
соседствуют череп или песочные часы как
напоминание о скоротечности жизни. Более
демократичный «кухонный» натюрморт возник в
Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и
Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения
связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана
Сафтлевенов.
В середине столетия тема скромных «завтраков»
преобразуется в творчестве Виллема ван Алста,
Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и
Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и
«десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и
делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты
подчеркивают вкус к изяществу и богатству,
утвердившийся в голландском обществе в середине
столетия. Соответственно, на смену «монохромным»
завтракам приходит сочный, красочно насыщенный,
золотисто-теплый колорит. Влияние
рембрандтовской светотени заставляет краски на
картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя
предметный мир.
Виллем Калф. Натюрморт с кубком —
наутилусом и чашей китайского фарфора. Музей
Тиссен — Борнемисца, Мадрид
Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и
«птичьих дворов» были Ян-Батист Веникс, его сын
Ян Веникс и Мелхиор де Хондекутер. Этот тип
натюрморта получил особое распространение во
второй половине — конце столетия в связи с
аристократизацией бюргерства: устройством
поместий и развлечением охотой. Живопись двух
последних художников показывает усиление
декоративности, цветности, стремление к внешним
эффектам.
Изумительную способность голландских
живописцев передавать материальный мир во всем
богатстве и разнообразии ценили не только
современники, но и европейцы в XVIII и XIX вв., они
видели в натюрмортах прежде всего и только это
блестящее мастерство передачи реальности.
Однако для самих голландцев XVII столетия эти
картины были полны смысла, они предлагали пищу не
только для глаз, но и для ума. Картины вступали в
диалог со зрителями, сообщая им важные моральные
истины, напоминая об обманчивости земных
радостей, о тщете людских стремлений, направляя
мысль на философские размышления о смысле
человеческой жизни.