Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Н а т ю р м о р т

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

Амброзиус Боссхарт.
Цветы в стеклянном сосуде

1606. Художественный музей, Кливленд

Перед нами один из самых первых в истории натюрмортов. Изображая букет, художник тщательно и любовно выписал каждый цветок, представляя его зрителю с наилучшей стороны. Среди разных мелких растений: гвоздик, незабудок, анютиных глазок, нарциссов, рябчика, шиповника (дикой розы), крокусов, тюрбановых желтых и белой лилий — выделяются крупные чашечки роз, ириса и, конечно, тюльпанов — символа голландского садоводства и предмета отчаянной спекуляции, «тюльпаномании», охватившей всю страну в первой трети XVII столетия. Вместе они составляют целую коллекцию цветущих раритетов из голландского сада начала XVII в. Это было время увлечения садами. Усилиями ботаников на голландскую почву удалось пересадить множество цветов из Южной Европы, Средней Азии, Нового Света и вывести их новые сорта . Мастера цветочных натюрмортов обычно делали аккуратные рисунки пером и акварелью с натуры — в саду, изображая цветы в разных ракурсах, а затем уже в мастерской компоновали букет прямо на картине, перенося туда заранее сделанные зарисовки.

В этом, как и в большинстве других цветочных натюрмортах, рядом с букетом мы видим различных насекомых — бабочек, стрекоз, гусениц, мух. Их присутствие выглядит совершенно естественным: так и в природе цветы привлекают к себе мелких животных и насекомых. Однако в картине они имеют символическое значение. Согласно эмблематам цветочный букет — знак обольстительного, но тленного и скоротечного земного бытия; бабочка и стрекоза являются образом спасенной души или воскресения, вместе с гусеницей и куколкой они символизируют триаду циклов человеческой жизни: земное бытие, смерть, воскресение. Муха — символ греха или грешника, ничтожества человека перед величием Бога («мушка есмь»). Множество насекомых на цветах и фруктах в целом истолковывались как знаки бренности: они портят фрукты, листья и лепестки, ускоряя их гибель.

Для современников Боссхарта букет был полон многозначных символов, зашифрованных в цветах. Розовые и красные розы — символы чувственной любви, Венеры, тюльпаны означают пустую суету вокруг земных благ. Они большие и сразу же привлекают взгляд, но увлечение ими гибельно. Их противоположностью выступают не столь броские, скромные цветы с положительной символикой. Ирис (мечевидная лилия) — традиционный символ скорбей Девы Марии, водосбор (аквилегия) — знак даров Святого Духа, гвоздики — знаки страстей Христовых, незабудки и анютины глазки — напоминание о любви к Богу, рябчик — добродетель и христианское смирение. Особенно значительным выглядят два цветка у подножия вазы, в качестве которой художник использовал типичный голландский рёмер — бокал для вина. Белая роза — символ чистоты и непорочности Девы Марии, красный анемон — символ пролитой на кресте крови Христовой. Вместе они — знаки спасения христианина для жизни вечной, и не случайно на этих цветах изображены бабочка и стрекоза — образы Воскресения.