Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Н а т ю р м о р т

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

Винсент Лауверс ван дер Винне.

Суета сует

XVII в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

В этой картине, кажущейся на первый взгляд случайным нагромождением предметов, ван дер Винне дал свой вариант композиции « vanitas ».

Старые и новые книги (средоточие людской мудрости), рисунки и музыкальные инструменты (атрибуты искусств), знамя (символ воинской славы), песочные часы (быстротекующее время), опрокинутый бокал (пустой и хрупкий сосуд, которому подобен мирской человек), стеклянная сфера (символ мироздания) — все это служит наглядной иллюстрацией к цитате из стихотворения Якоба Катса, написанной на листе бумаги: «Вся слава мира есть пустое и обманчивое беспокойство».

Два предмета придают особую индивидуальную интонацию картине, вводя в нее новый оттенок смысла: раздумья о месте художника и искусства в мире. В стеклянной сфере в центре композиции отражается мастерская живописца и он сам; внизу на столе — рисунок с его портретом. Не исключено, что таким образом Ван дер Винне придал зримое воплощение популярной в его время идее «Жизнь коротка — искусство долговечно». Отражение в сфере приводит на память зеркало из картины Яна ван Эйка «Чета Арнольфини», и возможно, является сознательной художественной аллюзией на работу предшественника.