Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Н а т ю р м о р т

Наталия МАРКОВА,
заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина

Питер Клас. Завтрак

1646. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Картина из московского музея представляет характернейший пример творчества Питера Класа На краю стола, накрытого белой льняной скатертью, разместились виноградная кисть и бокал с вином — типичный голландский рёмер из зеленого стекла с пупырышками на толстой ножке (чтобы не выскальзывал из рук), солонка, оливки в китайской фарфоровой миске, на оловянных тарелках разложены лимон, румяная булочка и селедка — гордость голландского морского промысла, не раз прославленная голландскими поэтами; рядом грецкие орехи и изящный нож — все типичные составляющие «монохромных завтраков». Однако, помня слова известного автора голландских эмблематических сборников Румера Висхера «В предметах нет ничего, лишенного смысла» (имеется в виду высшего, сверхчувственного смысла), взглянем на этот элегантно сервированный стол сквозь призму эмблематических ассоциаций.

В одном из эмблематических сборников («Священная эмблемата» И. Манниха, 1624) изображение накрытого стола сопровождается девизом «Немногим довольствующийся живет в мире», В нидерландских картинах XVI в., представляющих семейство за трапезой или молитву перед обедом, воспроизводятся строки Писания (Второзаконие 11:13–15) о дарах Божьей милости: «Если вы будете слушать заповеди Мои... ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой... и будешь есть и насыщаться» (елей — церковное название оливкового масло, в натюрморте замещен оливками). Соль, хлеб и виноградная гроздь вызывали ассоциации с евангельскими словами о Христе: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48 ), «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1); о праведниках Христос говорит в Нагорной проповеди : «Вы — соль земли» (Мф. 5:13). Грецкий орех, особенно расколотый, напоминал о двух природах Спасителя — божественной и человеческой, а также о древе креста. Вино и хлеб были символами причастия, а селедка — самой распространенной пищей во время поста, а также едой бедняков, то есть «немногим довольствующихся». Такой контекст преобразует «завтрак» Класа в образ трапезы праведника, насыщающей не только тело, но и душу.