Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Н а т ю р м о р т

Наталия ГЛЕБКИНА

Казимир Малевич. Супрематизм

1915. Музей Стеделик, Амстердам

Вполне логичным завершением развития жанра натюрморта является его переосмысление в рамках абстрактного искусства. Как и многие другие жанры, натюрморт в XX веке был освоен и художниками авангардных направлений, например кубистами. От натюрмортов Пикассо и Брака оставался всего один шаг до Малевича.

Абстрактное искусство потому и абстрактное, что окончательно размывает рамки, уходит от привычной изобразительности, превращая картину в причудливую композицию, состоящую из геометрических фигур различных цветов, лишенную света и тени. Однако стоит лишь подключить фантазию, и мы сможеи разглядеть в этой композиции намеки на сюжет.

Вот, например, в картине Малевича «Супрематизм» большой черный параллелепипед вполне может оказаться упавшей вазой, из которой высыпались разноцветные полевые и садовые цветы. Даже если сам автор в своих манифестах заявляет, что отказывается от любого намека на предметность, мы вольны представить себе те предметы, от которых «отказывается» художник. Почему бы и нет?