Елена Пархоменко,
преподаватель ГОУ Школы № 548, 91,
научный сотрудник ИХО РАО
Свободное исследование пространства
Образовательные занятия в художественном музее
Итальянский дворик. Искусство Средних веков и Возрождения
Ни для кого не секрет, что современные старшеклассники редко проводят свободное время в художественном музее. Им привычнее другие развлечения. Торжественность, покой и тишина музейных залов их отпугивает. И вообще непонятно, что там делать без экскурсовода. Вот учитель привел на экскурсию, и предоставил детей экскурсоводу. Ребенок с увлечением слушает, если рассказ интересный, или с напряжением ждет, когда это мучение закончится. Потом его в музей и не затащишь. Но как же тогда искусство? Зачем преподавать МХК, если искусство останется для ребенка лишь в виртуальном виде — на экране компьютера, в лучах диапроектора, на книжной или журнальной странице? Как же быть, если весь смысл предмета — привести к живому искусству?
Прежде всего надо научить пользоваться тем культурно-художественным пространством, которое открывается человеку в музее. Хорошо, когда с детьми работает опытный экскурсовод. Но, во-первых, не всегда есть возможность поработать с хорошим музейным педагогом. А во-вторых, как бы ни был хорош экскурсовод, он все же оставляет у ребят ощущение некоторой беспомощности: «А сами-то мы вряд ли сможем что-то увидеть и понять». А еще — хочется общаться, вместе что-то обсуждать, думать.
Греческий дворик. Искусство Древней Греции. 2-я пол. V - начало IV в. до н.э.
Предварительное занятие
Многолетний опыт работы с подростками и старшеклассниками в музее заставляет нас предпочитать индивидуально-групповые формы деятельности. На наш взгляд, это наиболее оптимальный путь, способствующий художественно-эстетическому развитию учащихся.
Если вы впервые посещаете со своими учениками Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, естественно провести занятие, посвященное истории создания музея и обзору экспозиции. Важно, чтобы музей приобрел в их глазах свое лицо, оказался связанным с конкретными людьми, с историей нашего отечества, с культурой. Ребята должны иметь возможность свободно исследовать пространство музея, самостоятельно рассматривать, изучать его экспонаты, обмениваться впечатлениями, творчески осмысливать увиденное.
Занятие проводится в три этапа: подготовительный, непосредственная работа в музее и обобщающе-заключительный.
Искусство Древнего Египта. IV-I тыс. до н.э.
На первом этапе либо сам учитель рассказывает об истории создания музея им. А.С. Пушкина, либо ученик готовит доклад по предоставленным ему материалам. Важно рассказать о подвижнической деятельности создателя музея — Ивана Владимировича Цветаева, задумавшего построить храм искусства и сумевшего воплотить свой замысел. Детям будет интересно услышать отзывы современников о Цветаеве, прочитать отрывки из писем его дочерей Валерии, Анастасии и Марины, уважавших и любивших отца и воспринимавших музей «как родного младшего брата».
Создание музея было бескорыстным служением Цветаева обществу, несмотря на сопутствующие этому сложности, ставящие порой под сомнение саму возможность доведения дела до конца. «Корыстолюбивые люди... не могут представить себе никакой службы без корысти, без алтына, — писал Цветаев, — не зная, что идея Музея и движется, и растет, и получает успех выполнения только благодаря чистоте намерений и высоко поставленной цели...»
Ивану Владимировичу, помимо создания концепции музея, подбора лучших произведений мирового изобразительного искусства для слепков, приходилось упрашивать чиновников предоставить для музея территорию, материальные средства. Цветаев сумел заразить своим энтузиазмом Ю.С. Нечаева-Мальцева, ставшего главным меценатом музея, Р.И. Клейна, архитектора, создавшего «греческий фасад на русской земле». Словно выполнив свое предназначение, И.В. Цветаев скончался спустя год после того, как распахнулись двери музея. Через сорок дней после его смерти не стало Нечаева-Мальцева. Пожертвовав несколько миллионов рублей, он был почти разорен. Для архитектора Клейна здание музея стало вершиной творчества. Их имена и барельефы запечатлены на мемориальных досках при входе в музей.
Сообщение об истории создания музея готовит ребят к тому, что им предстоит увидеть воочию.
1-й этаж
2-й этаж
3-й этаж
Примеры заданий
По приезде в музей учащимся предлагается разделиться на группы по 5–6 человек. Каждой группе выдается рабочий конспект, посвященный определенному залу музея. На заключительном занятии, проводимом в классе, учащиеся расскажут о своем зале.
Все задания конспектов строятся по одному принципу:
1) найти по схеме музея нужный зал;
2) сравнить замысел создателей (оригинальные мысли Цветаева, запечатленные в его письмах) с воплощением;
3) самостоятельно выделить доминанты экспозиции зала, отрефлексировать этот момент;
4) найти по описаниям, подсказкам различные экспонаты;
5) сделать собственное описание понравившегося произведения.
Педагогическое содержание этих заданий заключается в следующем. Ребята учатся:
— самостоятельно ориентироваться в залах музея, пользоваться схемами и путеводителями;
— воспринимать и оценивать образный замысел музейной экспозиции, создающей предметную эстетическую среду;
— вчитываться в текст, воспринимать язык искусствоведческого описания, внимательно рассматривать экспонаты, сравнивать их, видеть в них описанные особенности;
— самостоятельно делать описание, подбирая слова, переводящие образный язык изобразительного искусства в словесный;
— навыкам общения.
Группа 1
Ваши фамилии и имена:
1. Вам предстоит ознакомиться с залом подлинников искусства Древнего Египта. О том, как возникло собрание этих памятников в музее Цветаева, мы можем прочесть в его письмах.
«Вы слышали, что г. Голенищев, человек богатый, истративший сотни тысяч на свой египетский музей, разорился на каких-то акциях и потому решил продать свое сокровище, над составлением которого он работал целую жизнь?
Боязнь, чтобы это сокровище не ушло в Британский музей, уже узнавший о продаже, заставила петербургских историков и филологов поднять хлопоты в газетах, в обществе и в правительственных сферах. Мне говорили, что был доклад об этом и Государю. Министерство народного просвещения, ознакомившись с этой коллекцией, сделало представление о приобретении этого музея в казну — для помещения его в Эрмитаж, или в Академию наук, или в Музей изящных искусств Александра II I в Москве (Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. — Ред.). Теперь мне написали из министерства об этом и советуют принять меры к направлению этого приобретения к нам...
Это — такая коллекция, что и не верится в возможность получения ее нами. Впрочем, чего же робеть? Лишь бы Дума не отклонила это приобретение, а то мы бы употребили все средства...
Эрмитаж до того переполнен всяким добром, что там греческие клады лежат в темных кладовых. В Академии наук совсем нет места, потому-то мне еще прошлой зимой писал Кондаков хлопотать о направлении этого собрания к нам. А какое бы это было чудное начало для нашего музея!» (И.В. Цветаев Ю.С. Нечаеву-Мальцеву/ Москва, август 1908 г.).
Как вы видите, коллекция выдающегося русского ученого-востоковеда В.С. Голенищева имела огромное значение для музея Цветаева. И именно ему посчастливилось ее приобрести в 1909 г. Эта коллекция положила начало собранию подлинников музея. С момента ее поступления Музей изящных искусств, как отмечал Иван Владимирович Цветаев, вошел в число первых музеев мира. Для коллекции был создан специальный зал, оформленный в духе египетской архитектуры. Вам предстоит познакомиться с этим залом и коллекцией Голенищева. Найдите по схеме зал № 1 музея, посвященный искусству Египта.
2. Вы подошли к залу. Вглядитесь в него. Каково ваше впечатление, что вы видите?
Вот какая идея художественного образа этого зала была у создателей:
Потолок зала поддерживают колонны, напоминающие связанные в пучок стебли папируса, уменьшенные в четыре раза по сравнению с оригиналом, они повторяют колонны, обрамляющие внутренний двор храма Амона-Ра в Луксоре, построенного около 1400 г. до н.э. архитектором Аменхотепом Младшим. Росписи зала напоминают росписи древнеегипетских гробниц. На потолке многократно повторяется изображение коршуна с распростертыми крыльями, символизирующего богиню неба Нут.
3. Подойдите к экспонатам. Запишите названия произведений, которые привлекли ваше внимание именно в той последовательности, как вы к ним подходили.
4. Найдите по описанию произведение. Вставьте недостающие слова:
а) Могущественной и привилегированной кастой египетского общества были жрецы, служители религиозного культа в египетских храмах. К числу шедевров музейного собрания относятся портретные статуэтки (назв.) , которые, как следует из надписей на постаментах, жили в Фивах в XV в. до н.э. и были жрецами заупокойного культа фараона Тутмеса I в храме Амона-Ра в Карнаке. У жреца гладко выбрита голова, на нем длинный накрахмаленный передник — схенти. Стройную и изящную фигуру облегает длинное платье из тонкой льняной ткани, изготовлением которой славились египетские ткачи. На голове женщины — пышный парик из туго заплетенных косичек, на шее — золотое ожерелье, на руках — браслеты. Лица изображенных портретны, глаза инкрустированы белой и черной стеклянной пастой. Статуэтки выполнены из эбенового (черного) дерева незаурядным мастером, они были некогда покрыты тонким слоем истертого в порошок серебра и служили приношением в храм.
б) Мировой известностью пользуется рельеф из гробницы XIV в. до н.э. с изображением сцены ритуального оплакивания умершего. На плите показаны плакальщики, участвующие в погребальной процессии. В расположении фигур, в жестах преувеличенно длинных заломленных рук, в несколько утрированной мимике талантливый мастер выразительно передал сцену погребального плача, которому египтяне придавали большое значение в заупокойном ритуале. Фигуры выполнены в технике (вид рельефа) рельефа, в котором удачно использована выразительность линий контура.
5. Какие разновидности изобразительного искусства встречаются в этом зале? Приведите примеры произведений, относящихся к определенному виду изобразительного искусства .
6. Выберите наиболее понравившееся художественное произведение. Опишите, чем оно понравилось. К какой разновидности изобразительного искусства оно относится? Какие выразительные средства, присущие этому виду искусства, использовал мастер, создавший этот предмет?
Группа 2
Ваши фамилии и имена:
1. Вам предстоит ознакомиться с Греческим двориком Музея изобразительных искусств. Найдите по схеме зал № 14.
2. Осмотрите зал. Каково ваше впечатление?
Что вы видите?
Создавая музей, Цветаев предполагал отдать греческому искусству большую часть помещений. Этот зал — главный из посвященных античности. Удалось ли архитектору выполнить пожелание Цветаева: «Зал должен быть простой, светел и высматривать жизнерадостно»? Как вы думаете, почему именно таким хотел увидеть Цветаев этот зал?
Вот что именно представлено в этом зале.
Великим древнегреческим скульптором был афинянин Фидий (около 500–431 гг. до н.э.). Его работы прославили мощь и величие Афин, «прекраснейшего из городов Эллады». Под руководством Фидия был создан замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль афинского Акрополя. О нем дает хорошее представление Греческий дворик — один из самых больших и красивых залов музея, где экспонированы слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона (447–432 гг. до н.э. Британский музей, Лондон), макет Акрополя и портик храма Эрехтейон — он в натуральную величину, а также портик храма Гефеста на афинской торговой площади — агоре.
3. Осмотрите экспонаты. Записывайте названия произведений, которые привлекли ваше внимание, именно в той последовательности, как вы к ним подходили.
«На нас русских, эстетически невоспитанных, — писал Цветаев, — надобно действовать сначала предметами большими и цельными. Угла Парфенона и этих двух памятников никто из посетителей уже не забудет, хотя бы и запамятовал их название».
Как вы думаете, о каких двух памятниках упоминает Цветаев?
4. Найдите по описанию произведение, вставьте недостающие слова, подчеркните слова-описания.
а) Фронтон Парфенона был украшен скульптурами. В правой части восточного фронтона Парфенона находились три дочери Ночи — богини судьбы мойры , по преданию прявшие нить человеческой жизни: «Людям определяют они при рожденье несчастье и счастье». Одна из них, сидящая ближе к Ириде, устремляется торсом туда, откуда слышится великая весть, а две ее сестры __ безмятежны . Правая прилегла на колени подруге, склонившейся к ней, и кажется, что они ведут спокойную, неторопливую беседу. Грандиозными показались бы мойры , если на мгновение представить их крупные фигуры вставшими во весь рост на фронтоне. Ясно чувствовалась бы идея великая, выходящая за рамки обыденного. И вместе с тем в них много земного. Мягко струятся, будто стекают, складки легких одежд, непринужденна и свободна поза отдыхающей девушки, скульптор с целомудренным чувством показывает ее обнаженное плечо, с которого спустился край хитона. Интимное слито в этих образах с общечеловеческим и монументальным, великое нашло выражение в простом, значительное обобщение прозвучало в конкретных живых формах.
б) Один из портиков храма (название) — южный — был оригинален особенно, так как антаблемент поддерживался не колоннами, а шестью женскими фигурами — кариатидами. Кажется, что эти стройные гречанки легко несут на голове привычный груз, а не непомерную тяжесть. Ноги кариатид опираются не прямо на цоколь, а на особые квадратные плиты, что увеличивает высоту фигур, между головами кариатид и эхином сделано нечто вроде плоских и мягких подушечек, что снижает ощущение тяжести несомого ими антаблемента. Кариатиды прочно опираются на одну ногу, а другая согнута в колене и слегка отставлена, что придает фигурам непринужденность.
5. Найдите произведение, данное в описании. Подчеркните слова, передающие художественный образ этого произведения искусства.
Произведения конца V века пронизаны то драматической выразительностью, то элегической изысканностью образов. Отличны от экспрессивных рельефов храма Аполлона своей утонченной красивостью найденные недалеко от храма Бескрылой Победы на афинском Акрополе плиты пентеллийского мрамора с фигурами богини Ники. В древности они были укреплены на верхней части крепостной стены, служившей для храма балюстрадой. Богини закалывали жертвенных быков, несли военные трофеи, развязывали обувные ремни перед входом в святилище. Чаще они представлены в профиль, но одна, очевидно располагавшаяся в центре, была показана анфас. В изображении Ники, снимающей сандалию, крылья служат фоном. Складки одежд, подобные легким волнам ряби, кажутся прозрачными, утратившими материальность, передающими движение тела. Раскраска придавала им еще более красивый вид. Рельефы балюстрады храма Ники были созвучны новым вкусам. Чарующие воздушностью образы воспринимаются порой как волшебные видения, порой как реальные прекрасные афинянки.
6. Выберите любое понравившееся вам произведение и опишите его, используя не только эпитеты из предыдущего описания, но и вашу эрудицию, касающуюся классической эпохи Древней Греции, скульптуры как вида искусства.
Группа 3
Ваши фамилии и имена:
1. Вам предстоит ознакомиться с залом Средневековья Музея изобразительных искусств. Если залы античности стали собранием лучшего, что хранили музеи Европы, то зал Средневековья стал коллекцией слепков с подлинников, сохранившихся в церквях и соборах Италии, Франции, Германии и Англии. О том, с каким внутренним горением и энтузиазмом работал Цветаев над созданием этого зала, свидетельствуют многие его письма Клейну и Нечаеву-Мальцеву.
«Я делаю поездки в города Франции. Был я до сих пор в Амьене, Шартре и Реймсе. Отовсюду будет у нас жатва обильная и драгоценная. Приобретаю статуи с архитектурным окружением, что так отлично характеризует готику».
«Насчет средневековых немецких скульптур мы будем счастливы. Статуи соборов Наумбургского, Бамбергского и Страсбургского отливают в Берлине и Кельне... Уставим этими статуями целую стену Средневекового зала. Он у нас с его Равеннскими и Венецианскими мозаиками и цветными статуями (некоторые будут имитированы под дерево) будет очень оригинален и по-своему красив...»
Найдите этот зал. На плане он располагается под № 26 на втором этаже.
Осмотрите зал. Подойдите к экспонатам, привлекшим ваше особенное внимание. Запишите их названия в той последовательности, как вы к ним подошли. Что именно привлекло ваше внимание в каждом из этих экспонатов?
2. Найдите по описанию произведение.
Фигурки на хильдесхеймских дверях кажутся, на первый взгляд, неуклюжими: у них большие головы, тоненькие ручки и ножки, но каждая ситуация передана точно, жесты экспрессивны и убедительны, поступкам действующих лиц дана оценка. Так. Бог грозит согрешившим Адаму и Еве, а они пытаются свалить вину на дьявола; Каин с суковатой дубиной в руке со страхом внемлет после убийств Авеля божьему гласу ____________________
Какая цель стояла перед создателями этого произведения?
Подсказка.Грамотность в раннем Средневековье была ничтожной. Поэтому со времен папы Григория Великого (VI в.) дискутировался вопрос о доступности церковной проповеди. Римский первосвященник писал по этому поводу: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах». Церковный собор, проходивший в Аррасе в 1025 году, то есть несколько лет спустя после создания хильдесхеймских дверей, специальным постановлением рекомендовал украшать церкви изображениями для обучения неграмотных. Двери церквисв. Михаила служат наглядным примером «Библии для не умеющих читать».
Рассмотрите, какие сюжеты из Библии можно «прочитать» на этих дверях?
Определите по описанию и найдите в зале следующий экспонат:
Алтарная композиция в церкви Сан-Витале в Равенне донесла атмосферу пышных царских ритуалов, торжественного предстояния в храме. Во всем царит строгий церемониал — во фронтальных позах, повторяющихся жестах. Лица участников шествия портретны, но на всех участниках царского выхода лежит печать сверхличного духовного напряжения. Фигуры под длинными одеждами на сверкающем золотом фоне кажутся бесплотными и предстают как видение.
Как называется это произведение?
Дополните описание своими наблюдениями.
Найдите в зале знаменитую аллегорическую скульптурную группу «Церковь и Синагога», созданную в 30-е годы XIII в. в пограничной между Францией и Германией области, в Страсбурге.
Вот каков ее смысл: аллегория имела в Средние века широкое теологическое толкование, одним из аспектов которого было утверждение победы Нового Завета над Ветхим. В эпоху Крестовых походов и еретических движений церковь настойчиво проводила мысль об исключительном праве владеть истиной. Противоборство Церкви и Синагоги раскрыто страсбургским мастером как контраст душевных состояний. Утверждая триумф Церкви, автор группы проявляет сочувствие и к поверженной Синагоге. Его искусство проникновенно и выразительно. Церковь победоносно откинула корпус и решительным жестом водружает крест, складки ее плаща отвесно падают вниз, придавая фигуре устойчивость.
Опишите образ Синагоги.
Найдите в зале такую группу статуй (2–4), которая, на ваш взгляд, наиболее ярко выражает идеал средневекового рыцаря и средневековой дамы. Назовите их.
Почему именно их вы выбрали?
Группа 4
Ваши фамилии и имена:
Вам предстоит познакомиться с залом Древнего Рима.
Как-то в разговоре об этом зале Цветаев заметил: «В Римском зале развели такую роскошь сюжетов, красок, скульптур и позолоты, что, должно быть, подражают дворцам римских кесарей». Проектируя этот зал, Цветаев писал Рербергу: «Зал этот будет заставлен большими статуями и группами: один Нил и Спящая Ариадна столько займут места! К счастью, в пожаре не всё римское погибло. Целы статуи Августа, Траяна, Весталки, старика в пышной тоге и пр. В общем, Римский зал будет очень эффектен своими скульптурами».
Найдите зал по схеме. Он расположен на втором этаже под № 25
Каково ваше первое впечатление от этого зала?
Здесь собраны копии скульптурных портретов из всех крупных музеев мира. Над подиумом, где они расположены, — крылатая Виктория, готовая, по мысли создателей музея, перенести зрителей в иные страны, в иные времена.
Подойдите к экспонатам, привлекшим ваше особенное внимание. Запишите их названия в той последовательности, как вы к ним подошли. Что именно привлекло ваше внимание в каждом из этих экспонатов: _________________________________
Запишите в таблицу имена изображенных в скульптурных портретах лиц, опираясь на описания.
Название
Огромная воля и энергия запечатлена в этом упрямом наклоне головы, в пристальном взгляде глаз, смотрящих несколько исподлобья, упрямо сжатых губах. Прическа и борода переданы довольно правдоподобно. Особую реалистичность лицу придают инкрустированные глаза
Император изображен в военном облачении. Его рука вытянута вперед — это жест обращения к народу. Фигурка амура у ног императора намекает на его божественное происхождение
Выражение лица подчеркнивает экспрессивность образа. Наклон головы, выступающий подбородок, сросшиеся насупленные брови выдают упрямого своевольного человека. Видны недоверчивость, подозрительность, злобность императора, «убивавшего всех, кого только желал»
Если бы вы были скульптором, скульптурный портрет какого современного политического деятеля вы бы решили увековечить? Опишите, как бы выглядел этот скульптурный портрет.
Группа 5
Ваши фамилии и имена
1. Самый эффектный в музее — Итальянский дворик. Это свободная копия известного дворика палаццо Барджелло XIV в. во Флоренции, и вместе с тем образец площади итальянского города эпохи Возрождения. Ведь именно город стал колыбелью культуры Возрождения в Европе.
Пройдем в этот зал. На плане он помещен под № 15.
2. Подготавливая слепки для этого зала, Цветаев пишет из Италии архитектору Клейну: «Почти каждый день я бывал в Bargello и каждый раз вспоминал Вас в его чудном дворе. Это один из наилучших образцов монументальной флорентийской архитектуры XIV века. Увлеченный монументальной красотою этого двора, копируемого художниками и снимаемого фотографами без числа и конца, Вы решили воспроизвести его у нас. Но, осмотрев оригинал, я боюсь, что он не будет отвечать своему назначению. Нам нужны будут площади стен для больших архитектурных вещей... Где мы приладим, например, портал какого-нибудь собора готического и романского? Где будет место для дверей флорентийского Баптистерия? Передняя стена — в окнах «Антиквария», у другой стены лестница на галерею, третья и чуть ли не четвертая в арках. К тому же отсутствие окон 2-го этажа, где существуют такие дивные окна в Bargello, придаст у нас двору колодцеобразную форму, однообразную и скучную. Куда поведет галерея, т. е. будет ли дверь из нее во внутренние помещения? Лестница Bargello имеет служебное значение. Нельзя ли у нас будет направлять этой лестницей во 2-й этаж, вместо парадной, роскошной?..»
Чем отличается от образца созданный Клейном под руководством Цветаева Итальянский дворик? Какие мысли Цветаева об этом дворике удалось воплотить?
Каково ваше впечатление от увиденного здесь? 3. Подойдите к экспонатам, привлекшим ваше особенное внимание. Запишите их названия в той последовательности, как вы к ним подошли.
4. Найдите в зале три скульптуры, представляющие одного и того же человека — библейского персонажа. Кто этот человек? Кому принадлежат статуи, его изображающие?
5. Как вы думаете, почему именно этот образ так вдохновлял скульпторов эпохи Возрождения? Какие идеалы своей эпохи стремились выразить эти скульпторы? Чем отличается трактовка этого образа у каждого из трех мастеров?
6. Особое внимание в зале привлекают два конных монумента. Один с площади в Падуе, другой в Венеции. Один из них изваял скульптор Донателло в XV в. Это был первый со времен античности конный монумент, который прославлял реального героя-современника — предводителя наемных войск Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелатой. Подражая древним образцам, Донателло облачил своего современника в античный панцирь и наделил его сдержанностью и сознанием собственного достоинства и силы. Добавьте описание другого конного монумента — того, что в центре зала.
Какое произведение этого зала вам понравилось больше всего? Опишите его и свои впечатления.
Заключительное занятие
Заключительный урок — это обмен впечатлениями и полученными знаниями. Каждая группа должна подготовить доклад по следующим вопросам.
• Расскажите, как возник данный зал музея.
• Что вам понравилось в этом зале в целом – в его облике, замысле, какие акценты в экспозиции привлекли внимание?
• Какие экспонаты произвели наибольшее впечатление? Что запомнилось?
• Что бы вы посоветовали одноклассникам при посещении вашего зала в музее?
Надо заметить, что впечатления у ребят после этого занятия очень яркие. Многие из них не просто впервые побывали в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Как они заметили: «Мы первый раз сами читали аннотации к экспонатам, внимательно рассматривали произведения, могли свободно рассматривать все, что хочется». Учащиеся в то же время легко справляются с заданиями, понимая образный замысел залов. Сложнее им пока еще сделать собственное описание, но найти по описанию какое-нибудь произведение представляется довольно интересным. Важно, что практически у всех появились в музее любимые произведения искусства, впечатлением о которых они хотели бы поделиться с друзьями.