У р о к М Х К
Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Московского интститута
открытого образования
Язык искусства:
как раскрыть детям тайну архитектуры
Продолжение. См. № 12, 13, 15/06.
На уроке МХК учителю неоднократно
приходится анализировать и разбирать
архитектурные сооружения. Не зная до конца
особенностей архитектуры, ее отличий от других
видов искусства, ее языковых средств, мы невольно
стараемся заменить искусствоведческий анализ
другим, более доступным материалом. Но если мы
поймем язык архитектуры, он как универсальное
средство поможет нам на протяжении многих тем.
Темы можно изучать последовательно, а
можно весь 5-й класс посвятить подробному
прохождению языков видов искусства. И тогда
ребята получат с самого начала путеводную нить, с
помощью которой легко постигнут последующий
материал. Если вам кажется, что не стоит весь 5-й
класс «тратить» на это, проведите два-три урока
по каждому виду искусства, а остальные знания
давайте в начале каждого года. Это тоже
существенно облегчит изучение языков искусства.
Принципы изучения видов искусства:
Рассматривание схемы — классификации
видов искусства, определение изучаемого вида
искусства, его языковых средств.
Сравнение с другими видами искусства,
выделение особенностей изучаемого.
Ориентация в видах, жанрах и формах
произведений искусства данного вида.
Разбор художественного образа,
созданного автором, первоначальное определение
своего отношения к конкретному произведению
искусства.
Определение цели создания
произведения искусства, характеристика тех
художественных средств, которые работают на эту
цель.
Композиция.
Характерные особенности данного вида
искусства (для архитектуры — стили).
Выражение своего отношения к
произведению искусства.
Первые два принципа реализуются на
уроке, остальные по мере изучения оформляются в
памятку, которая одновременно, подходит для
анализа конкретных произведений.
Памятка
1. Определить вид и подвид архитектуры, к
которому относится рассматриваемое
произведение.
2. Объяснить, какой художественный образ рождает
сооружение, охарактеризовать его, высказывая
собственное отношение.
3. Каково назначение сооружения и как оно
отражено в архитектурных формах?
4. Охарактеризовать конструкцию сооружения, в чем
его особенности.
5. Охарактеризовать материал, который
использован при строительстве, и особенности его
декора.
6. Рассмотреть композицию здания:
— форму и силуэт,
— план,
— симметричность — асимметричность,
— контраст в сопоставлении частей,
— как выявлен композиционный центр,
— архитектонично ли сооружение,
— соблюдены ли или нарушены пропорции,
— ритм — в чем проявляется, какой он,
— масштабно ли сооружение по отношению к
человеку или его размеры не принимают во
внимание человека,
— как здание связано с окружающей средой —
природной, городской,
7. Охарактеризовать архитектурный
стиль.
8. Еще раз вернуться к своему отношению,
подтвердить или изменить его.
Материал может быть распределен по
классам следующим образом.
5 КЛАСС:
— понятие архитектурного образа,
— форма и силуэт здания,
— архитектурные формы,
— конструкции,
— материал.
6 КЛАСС:
— план,
— симметрия–асимметрия,
— контраст частей,
— выделение композиционного центра,
— ритм,
— связь здания с природной средой.
7 КЛАСС:
— архитектоника,
— пропорции,
— масштабность.
8 КЛАСС:
— стилистика.
С подробным объяснением материала по
каждому пункту памятки мы познакомим читателей в
ряде следующих статей, а сегодня поговорим о
сравнении архитектуры с другими видами
искусства, об особенностях архитектуры, а также
предоставим краткий материал по видам и подвидам
архитектуры.
Определение вида искусства,
ознакомление с его языком, повторение понятия
«художественный образ» и выражение его словами
(второй пункт памятки) будут представлены в виде
вводного урока по теме «Архитектура как вид
искусства».
Общая информация
— сравнение архитектуры с другими
видами искусства (материал может быть
использован на уроке в 5-м классе);
— выделение особенностей
архитектуры (только для учителя);
— виды и подвиды архитектуры (материал
может быть использован на уроке в 5 классе).
Сравнение архитектуры с
другими видами искусства
С декоративно-прикладнымым
искусством архитектуру роднит ее
утилитарное практическое назначение. Как и в
декоративном искусстве, в архитектуре ценятся
старинные материалы, способы обработки которых
традиционно могут повторяться или обыгрываться
заново. Примером может послужить дерево, которое
для архитектуры не исчезло с появлением металла,
стекла и железобетона. Как ставили избы в древние
времена, так делают это и теперь. То же самое
происходит и в старинных промыслах, таких как
дымковская или филимоновская игрушка, —
традиции сохраняются и обогащаются.
Со скульптурой архитектуру
роднит объемность, но при этом, как мы уже успели
заметить, объемность архитектуры более сложная,
включающая внешнее и внутреннее пространство.
Второе отличие заключается в том, что форма для
скульптуры является во многих случаях
определяющим фактором для понимания и раскрытия
художественного образа. Форма заключена и в
моделировке — трактовке объема, в позах и жестах
героев, и в расположении скульптуры, она тесно
связана с динамикой или статикой. В архитектуре,
более сложном для понимания виде искусства,
форма является лишь первой ступенью в раскрытии
замысла, на раскрытие образа будут влиять многие
другие факторы, в которых нам предстоит
разобраться.
С живописью и графикой
архитектуру, как и другие виды искусства, роднит
возможность создания художественного образа (об
этом подробно далее), хотя в живописи и графике
художественный образ часто несет отпечаток
индивидуальности, субъективности, в то время как
архитектуре в большей степени присущи
объективные черты общественного развития на том
или ином этапе. Отличает же эти виды искусства то,
что в живописи и графике ярко выражена
плоскостность, а в архитектуре — сложная
объемность. Цветность выступает в живописи как
определяющий фактор, а в архитектуре — как
побочный, дополнительный. Еще одно отличие
заключается в однозначной утилитарности
произведений архитектуры, ведь ни одно
сооружение не строится просто для красоты, в
ущерб его практическому применению; живопись и
графика не имеют такой ярко выраженной
практической значимости. Но почему мы сравниваем
архитектуру именно с этими видами искусства?
Почему не с музыкой, литературой, кино, танцем,
театром? Дело в том, что архитектура входит в
семейство пространственных видов искусства. В
отличие от них существуют временные виды
искусства, длящееся во времени и не занимающие
определенного места.
Будучи пространственным видом искусства,
архитектура, как ни странно, оказывается вместе с
тем и временным видом. Почему? А потому, что,
проходя по фасаду здания, по анфиладам комнат, мы
открываем для себя все новые и новые ракурсы и
виды. С течением времени мы проникаемся
художественным образом архитектуры, лучше
познаем его. Поэтому особенностью
архитектуры является ее пространственное и
временное существование как вида искусства. А
каковы другие особенности этого вида искусства?
Особенности архитектуры
Римский архитектор Витрувий в своей
работе «Десять книг по архитектуре» выдвинул три
требования, предъявляемые к сооружениям: польза,
прочность и красота. Понятно, что на первом месте
стоит польза, ведь мы уже говорили, что любое
архитектурное сооружение строят для чего-то, с
какой-то целью. Вот эта целесообразность и
определяет его внешний вид, материал, размер,
декор, место в застройке и др. Таким образом:
1. Главное требование — «польза», или функциональная
сторона архитектуры, то есть для чего строится
сооружение. Назначение здания сказывается
во-первых, на выборе материалов, во вторых, на
использовании тех или иных архитектурных форм —
составляющих любого сооружения: от фундамента и
стен-опор до кровли.
2. Второе требование Витрувия —
«прочность» включает в себя понимание конструкции,
лежащей в основе сооружения, или конструктивной
стороны архитектуры. Нам предстоит
познакомиться со стоечно-балочной,
крестово-купольной и каркасной готической
системами, системой арочного свода. Из одного
только перечисления ясно видно, что архитектура
как вид искусства имеет специфику, это не столько
изобразительное, сколько конструктивное
искусство, больше относящееся к технике. Любое
новшество в технике или материалах сразу же
сказывается на развитии архитектуры: появляются
новые конструкции, архитектурные формы, в
которых используются более совершенные
материалы.
Если конструкция прочна и здание
устойчиво, то у людей, созерцающих его, возникает
чувство удовлетворения. Если же мы ощущаем
неустойчивость, то невольно возникает неприятие
сооружения, желание отвести взгляд. Так устроен
человек, и это всегда учитывали и сейчас
учитывают при строительстве.
3. Третье требование — «красота», или эстетическая
сторона архитектуры. И полезность, и
прочность должны выразиться в красивой форме, а
это и есть эстетическая сторона любого
сооружения. К ней можно отнести и декоративные
элементы, и использование цвета. Эстетическая
сторона крайне важна для человека, ведь
произведения архитектуры мы видим чаще, чем
произведения живописи, графики, скульптуры. Даже
самый равнодушный к искусству человек, ни разу не
зашедший в картинную галерею или музей, не
открывший иллюстрированную книгу и не
остановившийся перед скульптурой, вынужден
ходить по городу, невольно впитывая в себя
внешний вид зданий, подчиняясь их ритму и
красоте. А поскольку здания окружают нас со всех
сторон, они воспитывают наш эстетический вкус и
обязательно должны быть красивыми.
Уяснив себе три особенности
архитектуры, определим тему разговора об этом
виде искусства. Сначала надо разобраться в
функциональной стороне, потом в конструктивной и
эстетической. Поняв суть этих сторон
архитектуры, мы без труда перейдем к
особенностям композиции. Познакомившись с ними,
рассмотрим особенности стилей. И тогда язык
архитектуры приоткроет нам свои тайны. Запишем
для себя план нашего разговора в виде схемы.
СХЕМА
Но прежде чем говорить с детьми обо всех
этих сторонах архитектуры, необходимо начать с
самого главного — художественного образа,
который создает то или иное архитектурное
произведение. Как же объяснить ребятам, что такое
художественный образ? Понятие художественного
образа, его объективный и субъективный характер
раскрывались на вводном уроке. На уроке,
посвященном архитектуре, этот материал только
повторяется.
Виды и подвиды архитектуры
Определение видов и подвидов
архитектуры очень удачно дает А.М. Вачьянц в
пособии «Вариации прекрасного. Введение в МХК».
Воспользуемся этим материалом.
Существует три вида архитектуры:
архитектурные сооружения, ландшафтная
архитектура и градостроительство. В каждом виде
есть свои подвиды. Так, сооружения могут быть
общественными (ребята сами могут привести
пример, обязательно надо просмотреть несколько
изображений), жилыми и промышленными. К
ландшафтной архитектуре относятся городские
скверы, бульвары, парки (можно поставить
несколько слайдов вперемешку: Тверской бульвар,
новый жилой дом, завод, парк «Царицыно», Большой
театр, усадьба Кусково — ребята должны
определить, к какому виду архитектуры относятся
сооружения). Градостроительство занимается
проектированием городов, поселков (можно
рассказать о том, как сама собой ширилась и
развивалась Москва в отличие от Петербурга,
создаваемого изначально с помощью линейки и
циркуля). А.М. Вачьянц дает схематическую
трактовку видов и подвидов архитектуры. Немного
ее видоизменив, мы предлагаем вашему вниманию.
СХЕМА.
Вступительный урок
темы «Архитектура как вид
искусства» в 5-м классе
1. Понятие «архитектура», язык
архитектуры.
Учитель. Сейчас вам придется
отгадать загадку. Вы готовы ? (Дети отвечают.)
Я больше ничего не скажу, но кое-что
покажу. Кто внимательно посмотрит, тот увидит, о
каком виде искусства, пойдет сегодня речь.
Учитель из деревянных брусков
конструктора собирает дом. Делает он это на
табуретке или на стуле, что стоит на первой парте.
Дом лучше создавать из деталей двух цветов — так,
чтобы части конструктора чередовались друг с
другом. Сооружение может напоминать греческий
храм из колонн, а сверху лист бумаги в виде кровли
и фронтон, или это может быть обычный дом, но
обязательно со входом и внутренним помещением.
Наконец сооружение готово.
Учитель. Что же я
создала?
Ученики. Обычное сооружение.
Учитель. К какому же виду
искусства относится это сооружение ?
Ученики. К строительству.
Учитель. Вы почти правы, ведь
по-гречески «архитектон» означает «строитель».
Как же можно назвать вид искусства, связанный со
строительством?
Ученики. Архитектура .
Учитель. Верно, архитектура,
архитектура — это искусство строительства
зданий.
(Записывает тему урока на доске.)
А кто придумает символ для этого вида
искусства ?
Ребята находят символ этого вида
искусства в схеме — классификации видов
искусства. Его символ еще раз зарисовывается в
тетради (если дети достаточно подготовлены,
можно сравнить архитектуру с другими видами
искусства).
Учитель.Подумайте, а какой
язык у архитектуры — с помощью чего
архитектурное сооружение общается с нами?
Ученики. Архитектура говорит
с нами языком деревянных брусков.
Учитель. Да, из них создавался
наш домик. Архитектура говорит с нами на языке
определенной объемной массы, как же иначе, ведь
из объемных массивных блоков мы строим! Для избы
эти объемные массы — деревянные стволы, для
каменного сооружения — камень, для жилого дома —
железобетон. Но во всех сооружениях будет
присутствовать масса, масса материала.
А что создает масса? Вот мы видели, что
был пустой стул, а потом вдруг появился дом. Что
же создалось с помощью массы?
После долгих раздумий, поправок и споров
ребята приходят к выводу, что создалось
пространство, причем сразу два — внутреннее и
внешнее (вот для чего мы создавали дом со входом,
с возможностью поставить внутрь куколку).
Учитель.Архитектура создает
внутреннее и внешнее пространство — внешнее
видим снаружи, внутреннее открывается нам при
входе в само здание.
А как я укладывала массу материала,
которая создает пространство? Я ведь не просто
так положила один деревянный брусок на другой. Я
что-то соблюдала, какой-то порядок. Кто
догадается, какой?
Ученики. Вы строили дом,
выкладывая бруски разных цветов
последовательно, чередуя их, то есть соблюдали
ритм.
Учитель. Правильно! В
архитектуре ритм, то есть чередование,
появляется всегда. Давайте посмотрим здания и
постараемся увидеть ритм.
Ребятам демонстрируется Зимний дворец.
Учитель просит найти одинаковые архитектурные
формы, показывает, как они чередуются. Находясь
недалеко друг от друга, они создают бодрый,
радостный ритм. Ученики замечают, что чередуются
и полуколонны, и окна, и балясины карниза, и
скульптура на крыше. (Пока дети не познакомились
с архитектурными формами, им сложно увидеть, на
что следует обращать внимание, поэтому учитель
может первый раз сделать это вместе с ними.)
Учитель.Если ритм у Зимнего
дворца бодрый, частый и, проходя мимо этого
здания, нам хочется идти так же бодро и радостно,
то совсем другой ритм у Успенского собора в
Кремле.
Ребята смотрят изображение.
Что же чередуется в этом сооружении?
Что создает ритм? (Полуколонны, закомары —
арки, узкие окна.) Как же нам хочется идти около
этого здания? Так же бодро, быстро?
Нет, чинно, основательно,
торжественно, ведь и полуколонны, и закомары, и
окна находятся далеко друг от друга, они рождают
ощущение покоя и торжественности.
Вот видите, каждое здание благодаря
ритму несет свое настроение. А теперь сложное
задание. Прослушайте, пожалуйста, детскую
песенку и скажите, чем она похожа на
архитектурное сооружение.
Звучит песенка «В траве сидел кузнечик».
Во время исполнения учитель начинает хлопать в
такт, невольно побуждая к этому детей. Вскоре
весь класс хлопает под музыку.
Учитель.Что же вы услышали
одинакового? (Молчание.) А что мы с вами
делали во время пения?
Ученики. Хлопали.
Учитель.А как мы хлопали,
просто так — кто куда?
Ученики. Нет, мы хлопали в
такт, ритмично.
Учитель.Что же есть
одинакового в музыке и в архитектуре?
Ученики. И в музыке, и в
архитектуре есть ритм, только в музыке мы его
слышим, а в архитектурном произведении видим и
чувствуем.
Учитель.Верно, мы сделали
одно наиважнейшее открытие, о котором знают
далеко не все люди, а только самые внимательные,
тонко чувствующие. И наверное, теперь вы мне
объясните, почему архитектуру называют
«застывшей музыкой»?
(Ребята высказывают свои мнения).
Язык архитектуры записывается схемой.
Ученики, принимая участие в создании схемы, затем
переносят ее в тетрадь.
СХЕМА.
2. Виды и подвиды архитектуры
Учитель.Мы с вами поговорили
о языке архитектуры. А чем вообще занимается этот
вид искусства? Какие создает произведения?
Ребята высказывают свои мнения.
Выслушав ответы, учитель просит посмотреть на
схему «Виды архитектуры» и в течение трех минут,
работая парами, назвать, какие произведения
создает архитектура — на какие виды они могут
быть разделены. Проверив работу, учитель
предлагает поговорить о подвидах архитектуры,
демонстрируя слайды. Схема записывается в
тетрадь.
3. Понятие художественного
образа, нахождение нужных слов для его выражения
Учитель.Мы сказали о том,
какими средствами с нами говорит архитектура. Но
человек тоже может говорить: словами, фразами, но
ведь очень важно, о чем он станет нам
рассказывать. Очень часто так бывает, что смысл
речи зависит от того, кто говорит. Вот давайте
представим, что к вам в гости пришли мальчики и
девочки, они стали рассказывать о своих любимых
компьютерных играх. Мальчики и девочки расскажут
об одном и том же?
Ученики. Нет .
Учитель.А почему о разных
играх?
Ученики. Потому что они
разные, у них разные интересы, каждый себе
выбирает свое.
Учитель.Точно, как вы
сказали, — выбирает свое. Ребята выбирают себе
разные игры, а взрослые люди выбирают свой образ
жизни, свою одежду, свой дом. А когда мы творим, то
создаем совершенно разные произведения
искусства. А почему?
Ученики. Потому что все мы
разные, мы по-разному выражаем себя.
Учитель.А как называется это
сложное понятие — «по-своему выразить себя»?
Если ребята вспомнят вводный урок или
откроют записи в тетради, то они назовут:
«художественный образ».
Учитель.Образ — видение,
представление; художественный — созданный по
законам отдельной личности, «неповторимый».
Произведение архитектуры тоже
создавали люди. Как вы думаете, а оно создано по
законам художественного образа, в нем люди
выразили себя, свои желания, свои мысли, чувства?
Давайте посмотрим разные
произведения архитектуры и постараемся
прочитать мысли и чувства людей, их создававших.
(Демонстрируются русская северная изба
и небоскреб. Детей просят высказать свое мнение:
одинаково ли люди выражали себя, одинаковое ли
представление о красоте у них было?)
Что ценили люди, строившие избу, что
они считали красивым?
Ученики. Прочное, большое,
хорошо защищенное, сделанное из огромных стволов
— надежное .
Учитель.А наши современники,
возводившие небоскреб, любили то же самое?
Ученики. Им нравилось совсем
другое: высокое, едва стоящее на земле;
расчерченное на квадратики; будто лист,
разлинованное; сделанное из металла и стекла; все
какое-то искусственное .
Учитель.Вы правы, если наши
предки — славяне ценили в домах надежную защиту,
крепость, то люди ХХ века хотели видеть тоже
большие дома, но совсем не похожие на прижатые к
земле избы. Они смело устремили дом в небо,
демонстрируя свое могущество. Мы сказали только
о высоте здания, а уже поняли, что совсем
по-разному люди видели красоту. Можно ли
спросить, где она, настоящая красота: в избе или
небоскребе?
(Дети высказывают свои мнения).
И там, и там есть красота, только она
разная и ее нужно уметь увидеть и передать
словами. Вот и давайте потренируемся подбирать
эти слова.
Класс делится на команды. Задача — как
можно быстрее подобрать к слову, названному
учителем, антоним. Слова-определения
записываются в столбик под заголовком: «Какими
словами можно выразить свое мнение о
сооружении».
Высокий — низкий
Мощный — хрупкий
Величественный — скромный
Распластанный — возносящийся
Кряжистый — изящный
Тяжелый — легкий
Гладкий — изрезанный
Спокойный — подвижный
Плавный — бурный
Строгий по внешнему виду — игривый, мягкий
внешний вид
Прямые линии — кривые линии
Простой — сложный
Пышный — скромный
Обычный, естественный — праздничный
Учитель.Предлагаю командам
за три минуты подготовить рассказ о
художественном образе, который рождает Парфенон
— гордость Древней Греции. Подберите для его
характеристики слова из списка и догадайтесь, в
чем же греки видели красоту.
(Когда одна группа называет слова,
вторая должна лишь добавить то, чего недостает.
Отдельный балл — за самостоятельно найденное
слово.)
Ученики . Парфенон: высокий;
мощный; величественный; в меру изящный, но не
слабый, видно, что колоннам тяжело, но они
выдерживают нагрузку, гордо ее несут; храм
спокойный; строгий по внешнему виду; в нем много
прямых линий, и от этого он кажется еще более
величественным и неподвижным; он простой, но не
простачок — все в меру; он не пышный и не скромный
— все как должно быть.
Древние греки видели красоту в
простоте, чтобы все было уравновешенно, спокойно.
Как видно, ничего не знающие в истории искусств
дети, лишь анализируя внешнюю форму, смогли
увидеть самое главное, что заложено
архитекторами Древней Греции.
Учителю остается добавить, что колонны
олицетворяли свободных членов общества, несших
на своих плечах ношу государственной власти.
И конечно, преподаватель должен
похвалить ребят, ведь они сделали огромный шаг
вперед — попытались понять архитектуру, причем
делали это, выражая свое собственное мнение, а не
повторяя слова, сказанные учителем.
Продолжение в № 21
|