Практические задания на тему «Русский народный костюм»
Практические работы на тему «Русский народный костюм» могут быть различной степени сложности и выполняются любыми художественными материалами по выбору учителя: гуашь, акварель, тушь или гелевая ручка. Можно использовать технику коллажа; лепить кукол из глины, пластилина или теста; шить кукол из лоскутков ткани; плести пояса из ниток или вышивать символические узоры. На уроке учитель дает детям такие задания, с которыми может справиться любой ученик, а на дополнительных занятиях предлагает более сложные задания с использованием разнообразных художественных материалов. К пятому классу дети, работавшие на уроках изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского, хорошо владеют гуашью и техникой коллажа, умеют компоновать рисунок на листе, не боятся фантазировать на заданную тему. На уроке каждый ребенок успевает изобразить одну фигуру в русском костюме. Это может быть индивидуальная работа, выполненная на листе формата А3, или фрагмент для коллективной работы, выполненный на листе формата А4.
Статья опубликована при поддержке фирмы "МАГ", занимающейся оптовой и мелкооптовой реализацией швейной фурнитуры, прикладных материалов и товаров для творчества и рукоделия. Низкие цены, высокое качество продукции, а также широчайший ассортимент товаров (более 50000 наименований) безусловно делают сотрудничество с " МАГом" весьма привлекательным и для небольшого швейного производства, и для крупной фабрики, и для владельца мелкого розничного магазина, и для большой оптовой фирмы. Более того, даже если Вас не очень интересуют предложения "товары для творчества оптом" или мелким оптом, а Вы просто человек, не представляющий своей жизни без вязания, шитья или рукоделия, все равно загляните на сайт magok.ru, посмотрите, какие товары представлены в каталоге, чтобы потом знать, что искать в розничных магазинах. Уверены, Вы обязательно найдете все, что необходимо для того, чтобы Ваши умелые руки сотворили очередной шедевр!
Практическая работа № 1. Коллаж «Русский народный костюм» (разработали методисты Центра непрерывного художественного образования Л.М. Пакша и Т.Б. Сапожникова)
Для создания костюма-образа в технике коллажа детям понадобятся: простой карандаш, ножницы, клей ПВА, плотная и тонкая белая и цветная бумага, гофрированная бумага (бумажные салфетки), лоскутки ткани и кружев, гуашь, фломастеры.
Все детали костюма вырезаются из прямоугольников. Размер снимается с эскиза и, чтобы фигура получилась полуобъемной, увеличивается на 2–3 см. Края каждой детали подгибаются еще на 2–3 см.
Последовательность выполнения практической работы
1. На тонком листе формата А3 или А4 дети рисуют женскую или мужскую фигуру в движении. Учитель рисует фигуру на доске вместе с детьми, чтобы не допустить ошибок в построении.
2. Сначала выполняются рукава рубахи, они должны быть пышными. Длина рукава определяется по эскизу. Вырезаются два одинаковых прямоугольника, верхний край подворачивается и заминается. Затем края рукавов подворачиваются с боков, смазываются клеем по линии сгиба и приклеиваются на рисунок.
3. Грудь рубахи вырезается из прямоугольника, края подворачиваются, верх рубахи также подворачивается, заминается и приклеивается.
4. Длина сарафана определяется по эскизу. Сарафан вырезается из прямоугольника без лямок, с учетом пышности и припусков для клея. Под грудью сарафан закладывается мелкими складками и приклеивается на рисунок. Снизу украшается пышной оборкой из цветной бумаги или кружев.
5. Поверх рубахи наклеиваются лямки или душегрея, выполненная с учетом пышных складок.
6. Лицо рисуется гуашью, мелкие детали лица (глаза, губы, нос) и ладони можно дорисовать фломастером.
7. Головной убор вырезается из полоски бумаги, сложенной вдвое, с учетом полуобъема и припусков для нанесения клея. Коса может быть нарисована или приклеена (из ниток или бумаги).
8. Украшения на шее, головном уборе, на одежде можно нарисовать или приклеить.
9. Готовая фигура вырезается и наклеивается на заранее подготовленный фон (пейзаж, интерьер).
Изображая фигуру, дети должны показать знание особенностей русского костюма, его деталей и символики.
1.
2.
3.
4.
Практическая работа № 2.Изготовление тряпичной куклы
Перед началом практической работы, необходимо рассказать ребятам о создании народных игрушек, повторив и расширив тему первой четверти 3-го класса «Твои игрушки». Тряпичную куклу ребята могут сшить на уроках во 2-й четверти 5-го класса при изучении темы «Древние образы в современных народных игрушках», но только в том случае, если изобразительное искусство изучается не один, а два урока в неделю. На уроке с удовольствием шьют кукол и девочки, и мальчики. На изготовление такой куклы понадобится три-четыре урока. Если на уроках изобразительного искусства нет времени на изготовление тряпичной куклы, ее можно сшить на уроках технологии или во время дополнительных занятий.
Изучая русское декоративно-прикладное искусство, дети знакомятся с деревянными и глиняными игрушками, изготавливаемыми в местах промыслов: дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской, сергиево-посадской и другими. Эти игрушки известны не только в нашей стране, но и во всем мире, их можно купить и на рынках и в художественных салонах, однако создать самостоятельно глиняную, а тем более деревянную игрушку дети в школе не всегда имеют возможность (нет материалов, кабинета). Тряпичную куклу изготовить просто, так как материалы для ее создания: лоскутки ткани, нитки и иголка – есть в каждом доме, а элементарным приемам шитья детей учат на уроках технологии уже в начальной школе.
Сами народные мастера создавали игрушки прежде всего для ограниченного использования в своей семье, а уже потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было немного, а изготавливали их из того, что было под рукой. Народная игрушка всегда была простой, и приемы ее изготовления легко усваивались даже детьми. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретали необходимые трудовые навыки и давали волю своей фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать, изготавливать традиционную одежду и традиционно одеваться. Игрушка — не купленная, а изготовленная самим ребенком – становилась для него самой дорогой. Пока дети были маленькими, кукол шили мамы, бабушки, старшие сестры, но уже с пяти лет тряпичную куклу могла изготовить любая деревенская девочка. Еще в начале ХХ в. тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Кукол берегли, никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их брали с собой на жатву, на посиделки, в гости и клали в приданое, передавая по наследству от матери к дочери. Молодухе, пришедшей в дом жениха после свадьбы, разрешалось играть в куклы.
Е.Л. Травникова из деревни Щеколдино Любимовского уезда Ярославской губернии рассказывала: «Моя бабушка Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свекор строго всем домашним наказал не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в свои куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для ее детей». Играя с куклами, дети изображали почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего разыгрывали свадьбу. Причем в куклы играли все дети до 7–8 лет, и лишь позже игры мальчиков и девочек разделялись.
Кукла из ткани (Тряпичные куклы. Конец 19-нач 20 вв. 119) — это простейшее изображение женской фигуры: кусок ткани, свернутый «в скалку», белое лицо, кудельная коса, груди из туго набитых тряпичных шариков и одежда из пестрых лоскутков ткани, остающихся после шитья одежды. Грудь у куклы набивали так, чтобы она была попышнее. Так же как девица-красавица, кукла должна была быть «белолика, грудаста, и коса есть непременно, и уряжена хоть куда». Кукла была связана с магической силой плодородия и с материнским началом, с представлениями о женщине-прародительнице. Куклы были необходимым свадебным атрибутом: наряженные в красные лоскутки куклы украшали свадебное печенье; куклу или ребенка давали на руки невесте, чтобы обеспечить новой семье потомство. На северной русской свадьбе тряпичная кукла символизировала «девью красоту». Украшенную лентами и бусами куклу подносили молодым на подносе за свадебным столом под приговор: «Раздайкося народ, девья красота идет ко столу дубовому, ко естьвам сахарным».
Тряпичные куклы к. XIX в.
Детские работы
Все части куклы шились из прямоугольных кусков плотной ткани. Куски скручивались трубочкой и сшивались, а голову отделяли от туловища ниткой. Возле головы прикрепляли руки. Затем куклу одевали в тот костюм, который было принято носить в этой области. Куклу с лентой в косе или в платке называли девкой, если на голову куклы надевали кичку, то ее называли молодухой. Лицо могли рисовать карандашом или вышивать, но традиционная тряпичная кукла была безликой. Кукла без лица была предметом неодушевленным, а значит, в нее не могли вселиться злые силы, поэтому такая кукла была не только безвредна для ребенка, но и становилась его оберегом. Куклу клали в колыбель девочке, произнося заговор: «Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой».
Мальчику в колыбель клали лук со стрелой, в этом случае последние слова заговора менялись: «…А играй этим лучиком и стрелочкой».
В русской народных сказках куклы становились помощниками. В сказке «Грязнавка» к ним обращаются со словами: «Вы, куколки, кушайте, мое горе слушайте», а в сказке «Василиса Прекрасная» куклу дарит Василисе умирающая мать: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куколку, береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе горе, дай поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».
При изготовлении тряпичной куклы на уроке можно использовать фотографии и рисунки различных костюмов, а также репродукции картин русских художников. Дети могут фантазировать на тему «Русский костюм» или выполнить серию работ по мотивам русской живописи: например, одна группа создает кукол, изображающих героев русских сказок с картин В. Васнецова; другая изображает крестьянок с картин А. Венецианова; третья работает над композицией «Купчихи» по мотивам картин Б. Кустодиева.
1.
2.
3.
4.
Последовательность выполнения практической работы
1. Скатать из белой ткани плотный валик и зашить его (зашивать можно не очень аккуратно, так как потом шов будет спрятан под одеждой и головным убором куклы). Ткань надо взять размером с мужской носовой платок (чуть больше или чуть меньше).
2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой.
3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее.
4. Пришить рукава рубахи.
5. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие детали одежды.
6. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор. Самый простой по выполнению головной убор — это платок (вырезать треугольником платок и завязать его сможет любой ребенок).
7. Дополнить костюм куклы украшениями, сделанными из бисера, цветных ниток, фольги или пуговиц.
Практическая работа № 3.Декоративные куклы
(разработала В.Н. Назаровой, кандидат исторических наук, методист по изобразительному искусству)
Программа 5-го класса «Изобразительное искусство, художественный труд» под руководством Б.М. Неменского изучает «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Дети на уроках изобразительного искусства знакомятся с символикой орнамента и цвета, народной вышивкой, предметами быта, народным костюмом. Материал же 4-й четверти 5-го класса ознакомит ребят с современным декоративно-прикладным искусством, даст возможность посмотреть, как через века люди пронесли народное искусство, как им дорожили и берегли его, показывая в произведениях свое понимание народного искусства. Учащиеся на уроках знакомятся с работой из бересты, соломы, щепы, стекла, ткани, соленого теста и разных неожиданных материалов (бечевка, сухоцвет, рогожка). На изучение этого материала отводится последняя четверть учебного года, но это не случайно, так как ребята уже владеют навыками росписи, фантазируют и создают свои образы и предметы, используя народные символы.
Каждый ребенок работает над проектом по выбору: кто-то делает городецкую роспись, кто-то вятскую игрушку, кто-то жостовский поднос. Я же хочу рассказать, как и с каким интересом ребята изготавливали декоративных кукол. Каждый ребенок выбирает свой образ — крестьянка, купчиха. Создается эскиз, перед созданием эскиза мы еще раз вспоминаем основу женского народного костюма — рубаха, сарафан, душегрея (епанечка), головной убор, обувь, украшения. Ребята вспоминают, что народный русский костюм многослойный, основой его являетсярубаха. Рубаху украшали по вороту, подолу, рукавам и груди. Символы узоров рубахи связаны с солнцем, землей, водой, так как человек не отделял себя от природы. Сарафан — эта исконно русская женская одежда, украшалась ткачеством, золотым шитьем, жемчугом. Поверх сарафана одевалась епанечка — короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника на бретельках или душегрея с длинными рукавами. Головной убор девушки — платок, а в праздник она могла надевать разные по форме головные уборы — кокошники, повязки, коруны. Замужние женщины могли надевать кику или сороку. Все головные уборы украшались золотым шитьем, жемчугом, бисером. Костюм обязательно дополнялся украшениями. Типичной обувью служили лапти или сапоги.
1.
2.
3.
4.
Последовательность выполнения практической работы
Вариант А. «Аппликация»
После повторения материала о русском народном костюме ребята выполняют эскиз куклы в народном костюме. Построение делают вместе с учителем.
1. Наметить верх и низ фигуры. Найти середину фигуры, разделить на 7 равных частей. Нарисовать голову, шею, плечи (они равны высоте головы). Немного выше середины фигуры наметить пояс.
2. Нарисовать от пояса широкую часть сарафана, затем изобразить епанечку, руки показать в движении.
3. Изобразить головной убор, украшения; обувь можно не рисовать, потому что из-за длинного сарафана ее не видно.
По эскизам выполняется аппликация из цветной бумаги и ткани. Лицо можно дорисовать гелевой ручкой или тонким фломастером.
Вариант Б. «Макет декоративной куклы»
Кукла должна быть высотой не более 30 см.
1. Голова и шея кроятся из куска ткани размером 7 ? 7 см, затем набивается для объема.
2. Туловище делают из куска ткани размером 12 ? 12 см, оно также кроится и набивается.
3. Соединяются туловище и голова.
4. Для устойчивости куклы можно взять маленькие пластиковые бутылочки, обрезать верх и соединить с туловищем куклы.
5. Одеть куклу в рубаху, сарафан, епанечку, головной убор. Затем добавить украшения (бусы, подвески). Если на кукле нет головного убора, то из ниток надо сделать волосы и прикрепить их к голове. Прическу можно украсить.
6. Защита проекта — это самое любимое занятие ребят, так как они рассказывают о своей работе: о характере куклы, о деталях костюма, об украшениях, о символике и пр.
Практическая работа № 4. Коллективная работа «Праздники»
Выполняется в технике «батик» и рассчитана на 2–3 урока. Каждый ребенок изображает одну женскую фигурку в русском народном костюме, а затем из индивидуальных работ собирается коллективная.
1. Для каждой фигуры берется ткань размером 17 ? 17 см. Ткань завязывается узелками, а затем опускается в краску для ткани (можно использовать цветную тушь). Каждый ребенок выбирает свою цветовую гамму.
2. На высохшую ткань накладывается шаблон в форме женской фигуры в движении и обводится. Затем фигурка вырезается из ткани и наклеивается на бумажный шаблон. Фигурка дополняется украшениями.
3. Под руководством учителя фигуры наклеиваются на заранее подготовленный фон. (На фоне изображается пейзаж или интерьер.)
Практическая работа № 5. Лепка куклы из соленого теста
Работа рассчитана на два урока. На первом уроке дети лепят куклу, а на втором расписывают. Размер куклы — не больше 6–7 см.
1. Смешать два стакана муки и один стакан соли и замесить тесто. В тесто для прочности можно добавить клей ПВА. Фигура лепится из целого куска теста, а мелкие детали: прическа, головной убор, украшения — выполняются из отдельных маленьких кусочков теста.
2. Когда кукла высохнет, ее расписывают гуашью и дополняют декоративными деталями из ткани, цветных ниток и бисера.
Технология плетения русских поясов
(разработалаМ.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва)
Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.
Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.
Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами.
Пояса
Детские работы
Плетение «дерганье»
Наиболее простой способ изготовления поясов и тесьмы так называемое «дерганье» — род плетения, применявшийся особенно часто в Рязанской губернии. Способ этот прост и не требует специального оборудования, с этой работой легко справляются дети 7–8 лет.
Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить — сделать из них пять петель одинаковой длины с учетом того, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю, стене, ручке двери и др. Свободные концы петель надеваем на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли — на указательный и средний пальцы другой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты), безымянный палец правой (или левой) руки остается свободным для работы.
Продеваем свободный безымянный палец в петли, надетые на пальцы другой руки, подцепив дальнюю петлю снизу вверх, и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется надетой на безымянный палец уже другой руки. Безымянный палец этой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, надетые на пальцы другой руки, подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя — петля окажется на безымянном пальце снова этой руки. Теперь повторим весь цикл сначала. Протащив очередную петлю, нужно развести обе руки в стороны и потянуть за все петли, чтобы затянуть работу. Делать это нужно равномерно, чтобы пояс был ровный — не расширялся и не сужался. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. Сделав нужную длину, завязываем нити, оставляя несколько сантиметров на кисть.
Этим способом можно сплести круглый или более плоский пояс. Если длина пояса или тесьмы должна быть более одного метра, то работать должны два человека, так как большая длина петель не позволит одному человеку развести руки на нужную ширину для затягивания тесьмы. В этом случае один собственно дергает, а второй помогает затягивать петли. Таким образом можно сплести неширокий узорный пояс из шерстяных ниток разных цветов.
Плетение «на бутылочке»
Вариантами простейших форм плетения поясов являются технологии, построенные на основе узлов и петель. Для плетения круглых поясов или тесьмы существует способ плетения «на бутылочке». Плетение чаще всего применялось на Русском Севере, в Архангельской губернии. Нитки для плетения брали шерстяные. Узор получался в виде закрученных по спирали полосок. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (от количества нитей зависит количество полосок) длиной в два раза больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок и связывали в узел вместе с основной нитью, а с другой — каждую нить сматывали в клубочки. Конец спицы вставляли в узел и опускали в бутылку. Плели вокруг спицы, завязывая узорными нитями узелок вокруг основной нити.
Плетение полотняное и саржевое
Для плетения более широких поясов существовал другой способ, тоже не требовавший дополнительных приспособлений. Нитки для плетения брали шерстяные или шелковые, узор получали в косую клетку. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (в зависимости от ширины изделия) длиной раза в полтора больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок, а с другой оставляли свободными. Нужно было прикрепить связанный пучок к неподвижному предмету, например к спинке стула, поставив его перед собой. Начиная плести, распределяли нити в желаемом порядке, разделив на две равные пряди. Теперь нужно отделить крайнюю нить с левой стороны и переложить ее в середину (т.е. к левому краю правой пряди), образуя полотняное переплетение, после чего присоединить ее к правой пряди.
Затем таким же порядком прокладывается крайняя правая нить к середине и присоединяется к левой пряди и так далее.
Узор получается в результате переплетения цветных нитей.
Порядок переплетения нитей может быть не только по принципу полотняного переплетения — через одну нить, но также и через две, каждый раз со сдвигом на одну нить, то есть по принципу саржевого переплетения. Плетение этого вида несколько более сложное, но с его помощью можно получить интересный эффект, напоминающий поперечный или продольный рубчик. При первом виде плетения лучше брать четное количество нитей, при втором — нечетное (для лучшей обработки краев). Еще один из вариантов этого плетения — с дополнительными нитями, которые оплетаются узорными нитями.
Тканье на дощечках
Еще одним способом изготовления узорных поясов является тканье на небольших квадратной формы тонких дощечках с отверстиями по углам. С этим плетением могут справиться дети разного возраста, но младшим (7–9 лет) педагог помогает заправлять нити в дощечки, а дети более старшего возраста (12–16 лет) справляются с задачей самостоятельно.
Нити, связанные в пучок и прикрепленные к неподвижному предмету, пробираются в отверстия дощечек: в каждое отверстие по одной нити (в каждую дощечку по четыре нити). Количество дощечек может быть разное — они определяют ширину изделия. Обычно их берут от десяти до тридцати, а в некоторых случаях и больше. Нити для такого тканья используются обычно шерстяные, разноцветные, средней толщины.
При тканье в тех местах, где в дощечки были пробраны нити одного цвета, получится узкая продольная полоска этого цвета. В том месте, где были пробраны в одну дощечку нити двух цветов, получится пестрая полоска. Затем дощечки соединяются, а нити натягиваются. Перед началом тканья дощечки должны быть установлены попарно, так чтобы две соседние нити были пробраны симметрично относительно друг друга. Для утка используют нить такую же, как в основе.
При тканье нити должны находиться в натянутом положении. Для этого их привязывают к поясу таким образом, чтобы для работы оставалось около полуметра, считая от подвязки к неподвижному предмету. Дощечки складываются вплотную друг к другу так, чтобы между нитями, пробранными в верхние и нижние отверстия, образовался зев.
Прокладывается уточная нить в этот зев и прибивается пальцем или деревянным ножом на себя. Теперь дощечки осторожно переворачиваются все вместе на 90 градусов в направлении к себе, и в полученный таким образом зев прокладывается еще уточная нить и прибивается к первой уточной нити как можно плотнее. Затем дощечки снова поворачиваются к себе, прокладывается очередная уточная нить, подтягивается и прибивается к предыдущей. Повторяем весь процесс сначала. Работаем таким образом до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что становится трудно работать. Тогда начинаем поворачивать дощечки в обратную сторону, прокладываем уточные нити тем же порядком.
Узор образуется от чередования цветных полос, гладких и пестрых. Можно придумать различные узоры в обрамлении гладких полосок по краям или сделать многоцветные шашечки. Можно сделать узор и в виде крупной елочки посередине, в окаймлении гладких и пестрых полосок по краям. Елочки выполняются из тех же шашечек, но сделанных со сдвигом на один поворот дощечки.
Известен еще и способ тканья на дощечках поясов и других изделий с орнаментальными узорами. Изделия с такими узорами выполняют на дощечках двух видов: обычных и с нитками двух цветов, расположенных по диагонали. Края изделия, как правило, делаются на обычных дощечках, с рисунком в продольную полоску. Узор выполняют из ниток двух контрастных цветов.
Количество узорных дощечек берут, в зависимости от ширины выполняемого узора, по одной паре на каждый уступ рисунка.
В начале работы узорные дощечки устанавливаются таким образом, чтобы в верхней части зева находились нитки как первого, так и второго цвета, расположенные в таком же порядке, как в узоре в исходном его положении. Переход из одного положения в другое соответствует одному повороту дощечек и одной прокидке утка. Простые дощечки поворачивают всегда одинаково — на 90 градусов. Узорные дощечки вращают в зависимости от узора. Поворачивая пару узорных дощечек вместе с неузорными на 90 градусов два раза (и, соответственно, каждый раз прокладывая уток), мы оставляем тем самым первый цвет наверху. Но при следующем повороте на 90 градусов он должен уйти вниз, поэтому мы смотрим на рисунок: если, по узору он должен при следующей прокидке утка уйти вниз, то мы поворачиваем данную пару дощечек, как обычно, на 90 градусов. Если же мы видим, что цвет этот должен в данном месте остаться наверху, то мы поворачиваем дощечку на 270 градусов, чтобы нужный цвет оказался снова наверху. И так поступаем со всеми парами узорных дощечек, строго следуя узору. Чем больше пар узорных дощечек, тем шире и сложнее рисунок, который можно на них выполнить. Непременным условием является только одно — по краям узора обязательно должны помещаться гладкие полоски, выполняемые на обычных дощечках.
Сами орнаментальные мотивы могут быть разнообразным. При желании можно выполнить пояс или другое изделие с надписями, датами, скомпоновав их в узор.